Создатели этого слогана убеждали нас, что неважно, каков твой облик в глазах окружающих: важны твои потребности и действия. Европейские фермеры больше так не думают. Казалось бы, инфраструктура давно создана, условия труда комфортны, субсидии выплачиваются – живи и радуйся. Но эра, когда горожане покупали продукты, не задумываясь о том, кто их производит и в каких условиях, прошла. Покупатели начинают размышлять о последствиях для окружающей среды, об условиях содержания животных, о том, как накормить мир. Ангажированные политические и общественные организации указали на виновных в проблемах с экологией, в бесчеловечном обращении с животными. Это фермеры! Как они хозяйствуют, большинству населения неизвестно, а неизвестность пугает. Антиаграрные публикации, демонстрации, фильмы, нападения на животноводческие хозяйства стали повседневностью… В январе 2015 года 50‑тысячная демонстрация на улицах немецкой столицы заставила многих «традиционных» фермеров почувствовать себя загнанными в угол (с. 30). Это тем более обидно, что им есть чем гордиться: на небольших площадях страны они производят больше продовольствия, чем потребляет ее население.
Европейские фермеры считали, что не стоит тратить ресурсы на заботу об имидже. Они занимались повседневным трудом, который, кстати, сегодня мало напоминает картинки из рекламы про бабушек и домики «в деревне»: современные хозяйства могут быть оснащены такой техникой, что обывателю и не снилась (роботы, сенсоры, автопилоты и проч.), а животные порой живут более комфортно, чем люди в некоторых странах. Теперь фермерам приходится оправдываться, а это сложнее, чем не попадать на «скамью подсудимых»: сколько энергии тратится на переубеждение скептиков! Что было бы, если бы об имидже отрасли они позаботились раньше?
У нас в России же «класс аграриев» пока не испытывает прессинга со стороны общественности, способной повлиять на законы. Да и вас, читатель, пожалуй, мало интересует мнение абстрактного «общества». Вы считаете себя в меру успешным производителем – вам все равно, что думает сосед, работающий в райцентре охранником. Вы хорошо работаете и зарабатываете на молоке, зерне, картофеле…
Мало заботит вас и мнение горожан о работающих в сельхозпроизводстве в целом. Конечно, выражения вроде «колхозник», «деревня» имеют отрицательную окраску, но мы уже привыкли воспринимать их с долей самоиронии.
«Ужастики про еду», которые показывают на ТВ и тревожат покупателей (Антибиотики! ГМО! Е-добавки!), вы не принимаете на свой счет: между вами и потребителем есть «прослойка» в виде пищевой и перерабатывающей индустрии, принимающей на себя основной удар.
Неприятные чувства, связанные с восприятием профессии агрария в обществе, возникают разве что при прямом общении с «городскими»: многие из них считают вас чуть ли не сумасшедшим. «Ковыряться в земле», «крутить хвосты коровам»… Да зачем вам все это надо! Ведь жизнь может быть более комфортной и спокойной.
Давления общества российские аграрии не ощущают еще и потому, что потребители (почти сто процентов населения!) и производители «страшно далеки друг от друга». Но рано или поздно столкнуться напрямую с потребителем нашим аграриям придется. Этот процесс уже запущен антисанкциями. Так почему не воспользоваться ситуацией и не сделать шаги в направлении потребителей, меняя их представление о сельском хозяйстве? Введение «продуктового эмбарго» не только открыло продукции отечественных аграриев дорогу на полки больших сетевых магазинов. Намного важнее то, что потребитель наконец задумался о том, «чье мясо ест», заинтересовался положением в сельском хозяйстве. Параллельно формируется целый пласт «фермеров-горожан» из активных бизнесменов (с. 20), делающих ставку на открытость. Первые шаги – пусть и рекламные – в формировании нового имиджа отрасли делают и крупные холдинги. Это стоит приветствовать!
Да, «имиджевые» проблемы у аграриев России и Европы разные, но последствия схожие: новое поколение, на которое гораздо сильнее «давят» гламурные картинки, транслируемые телевизором и Интернетом, не желает оставаться на селе.
Хорошо, что радикальные «зеленые» не врываются (пока) на российские фермы чтобы «освободить» коров, не пикетируют конторы хозяйств, обвиняя их в отравлении окружающей среды пестицидами. Однако не штурмуют двери аграрных вузов и выпускники школ. Их мало привлекает работа в сельской местности, и это следствие уже сегодняшнего пренебрежения имиджем.
Без создания на селе социальной инфраструктуры даже в лучшие хозяйства молодежь работать не пойдет. Решение этого вопроса в руках государства, хотя что‑то делают и крупные хозяйства (с. 12).
Но многое под силу общественным организациям. Европейские аграрии выступили со множеством инициатив: фермерская википедия, демо-режим во многих хозяйствах, открытые диалоги на выставках, в печати, демонстрации. В нашей стране много людей, представляющих интересы аграриев, но, похоже, вопросы имиджа отрасли (кроме создания образа «бедного родственника» в правительстве) их беспокоят мало. А жаль! Ведь огромный потенциал нашего аграрного сектора и курс на импортозамещение рано или поздно сделают заботу об имидже отрасли неизбежной. Давайте подумаем, что мы можем сделать для создания положительного образа аграрного сектора уже сейчас!