Имидж ничто?..

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

Созда­те­ли это­го сло­га­на убеж­да­ли нас, что неваж­но, каков твой облик в гла­зах окру­жа­ю­щих: важ­ны твои потребнос­ти и дей­ствия. Евро­пей­ские фер­ме­ры боль­ше так не дума­ют. Каза­лось бы, инфра­струк­ту­ра дав­но созда­на, усло­вия тру­да ком­форт­ны, суб­си­дии выпла­чи­ва­ют­ся – живи и радуй­ся. Но эра, когда горо­жане поку­па­ли про­дук­ты, не заду­мы­ва­ясь о том, кто их про­из­во­дит и в каких усло­ви­ях, про­шла. Поку­па­те­ли начи­на­ют раз­мыш­лять о послед­стви­ях для окру­жа­ю­щей сре­ды, об усло­ви­ях содер­жа­ния живот­ных, о том, как накор­мить мир. Анга­жи­ро­ван­ные поли­ти­че­ские и обще­ствен­ные орга­ни­за­ции ука­за­ли на винов­ных в про­бле­мах с эко­ло­ги­ей, в бес­че­ло­веч­ном обра­ще­нии с живот­ны­ми. Это фер­ме­ры! Как они хозяй­ству­ют, боль­шин­ству насе­ле­ния неиз­вест­но, а неиз­вест­ность пуга­ет. Антиа­грар­ные пуб­ликации, демон­стра­ции, филь­мы, напа­де­ния на живот­но­вод­че­ские хозяй­ства ста­ли повсе­днев­но­стью… В янва­ре 2015 года 50‑тысячная демон­стра­ция на ули­цах немец­кой сто­ли­цы заста­ви­ла мно­гих «тра­ди­ци­он­ных» фер­ме­ров почув­ство­вать себя загнан­ны­ми в угол (с. 30). Это тем более обид­но, что им есть чем гор­дить­ся: на неболь­ших пло­ща­дях стра­ны они про­из­во­дят боль­ше про­до­воль­ствия, чем потреб­ляет ее население.

Евро­пей­ские фер­ме­ры счи­та­ли, что не сто­ит тра­тить ресур­сы на забо­ту об ими­дже. Они зани­ма­лись повсе­днев­ным тру­дом, кото­рый, кста­ти, сего­дня мало напо­ми­на­ет кар­тин­ки из рекла­мы про бабу­шек и доми­ки «в деревне»: совре­мен­ные хозяй­ства могут быть осна­ще­ны такой тех­ни­кой, что обы­ва­те­лю и не сни­лась (робо­ты, сен­со­ры, авто­пи­ло­ты и проч.), а живот­ные порой живут более ком­форт­но, чем люди в неко­то­рых стра­нах. Теперь фер­ме­рам при­хо­дит­ся оправ­ды­вать­ся, а это слож­нее, чем не попа­дать на «ска­мью под­су­ди­мых»: сколь­ко энер­гии тра­тит­ся на пере­убеж­де­ние скеп­ти­ков! Что было бы, если бы об ими­дже отрас­ли они поза­бо­ти­лись раньше?

У нас в Рос­сии же «класс агра­ри­ев» пока не испы­ты­ва­ет прес­син­га со сто­ро­ны обще­ствен­но­сти, спо­соб­ной повли­ять на зако­ны. Да и вас, чита­тель, пожа­луй, мало инте­ре­су­ет мне­ние абстракт­но­го «обще­ства». Вы счи­та­е­те себя в меру успеш­ным про­из­во­ди­те­лем – вам все рав­но, что дума­ет сосед, рабо­та­ю­щий в рай­цен­тре охран­ни­ком. Вы хоро­шо рабо­та­е­те и зара­ба­ты­ва­е­те на моло­ке, зерне, картофеле…

Мало забо­тит вас и мне­ние горо­жан о рабо­та­ю­щих в сель­хоз­про­из­вод­стве в целом. Конеч­но, выра­же­ния вро­де «кол­хоз­ник», «дерев­ня» име­ют отри­ца­тель­ную окрас­ку, но мы уже при­вык­ли вос­при­ни­мать их с долей самоиронии.

«Ужа­сти­ки про еду», кото­рые пока­зы­ва­ют на ТВ и тре­во­жат поку­па­те­лей (Анти­био­ти­ки! ГМО! Е-добав­ки!), вы не при­ни­ма­е­те на свой счет: меж­ду вами и потре­би­те­лем есть «про­слой­ка» в виде пище­вой и пере­ра­ба­ты­ва­ю­щей инду­стрии, при­ни­ма­ю­щей на себя основ­ной удар.

Непри­ят­ные чув­ства, свя­зан­ные с восприя­тием про­фес­сии агра­рия в обще­стве, воз­ни­ка­ют раз­ве что при пря­мом обще­нии с «город­ски­ми»: мно­гие из них счи­та­ют вас чуть ли не сума­сшед­шим. «Ковы­рять­ся в зем­ле», «кру­тить хво­сты коро­вам»… Да зачем вам все это надо! Ведь жизнь может быть более ком­форт­ной и спокойной.

Дав­ле­ния обще­ства рос­сий­ские агра­рии не ощу­ща­ют еще и пото­му, что потре­би­те­ли (почти сто про­цен­тов насе­ле­ния!) и про­из­во­ди­те­ли «страш­но дале­ки друг от дру­га». Но рано или позд­но столк­нуть­ся напря­мую с потре­би­те­лем нашим агра­ри­ям при­дет­ся. Этот про­цесс уже запу­щен анти­санк­ци­я­ми. Так поче­му не вос­поль­зо­вать­ся ситу­а­ци­ей и не сде­лать шаги в направ­ле­нии потре­би­те­лей, меняя их пред­став­ле­ние о сель­ском хозяй­стве? Вве­де­ние «про­дук­то­во­го эмбар­го» не толь­ко откры­ло про­дук­ции оте­че­ствен­ных агра­ри­ев доро­гу на пол­ки боль­ших сете­вых мага­зи­нов. Намно­го важ­нее то, что потре­би­тель нако­нец заду­мал­ся о том, «чье мясо ест», заин­те­ре­со­вал­ся поло­же­ни­ем в сель­ском хозяй­стве. Парал­лель­но фор­ми­ру­ет­ся целый пласт «фер­ме­ров-горо­жан» из актив­ных биз­не­сме­нов (с. 20), дела­ю­щих став­ку на откры­тость. Пер­вые шаги – пусть и рек­ламные – в фор­ми­ро­ва­нии ново­го ими­джа отрас­ли дела­ют и круп­ные хол­дин­ги. Это сто­ит приветствовать!

Да, «ими­д­же­вые» про­бле­мы у агра­ри­ев Рос­сии и Евро­пы раз­ные, но послед­ствия схо­жие: новое поко­ле­ние, на кото­рое гораз­до силь­нее «давят» гла­мур­ные кар­тин­ки, транс­ли­ру­е­мые теле­ви­зо­ром и Интер­не­том, не жела­ет оста­вать­ся на селе.

Хоро­шо, что ради­каль­ные «зеле­ные» не вры­ва­ют­ся (пока) на рос­сий­ские фер­мы что­бы «осво­бо­дить» коров, не пике­ти­ру­ют кон­то­ры хозяйств, обви­няя их в отрав­ле­нии окру­жа­ю­щей сре­ды пести­ци­да­ми. Одна­ко не штур­му­ют две­ри аграр­ных вузов и выпуск­ни­ки школ. Их мало при­вле­ка­ет рабо­та в сель­ской мест­но­сти, и это следст­вие уже сего­дняш­не­го пре­не­бре­же­ния имиджем.

Без созда­ния на селе соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры даже в луч­шие хозяй­ства моло­дежь рабо­тать не пой­дет. Реше­ние это­го вопро­са в руках госу­дар­ства, хотя что‑то дела­ют и круп­ные хозяй­ства (с. 12).

Но мно­гое под силу обще­ствен­ным орга­ни­за­ци­ям. Евро­пей­ские агра­рии высту­пи­ли со мно­же­ством ини­ци­а­тив: фер­мер­ская вики­пе­дия, демо-режим во мно­гих хозяй­ствах, откры­тые диа­ло­ги на выстав­ках, в печа­ти, демон­стра­ции. В нашей стране мно­го людей, пред­став­ля­ю­щих инте­ре­сы агра­ри­ев, но, похо­же, вопро­сы ими­джа отрас­ли (кро­ме созда­ния обра­за «бед­но­го род­ствен­ни­ка» в пра­ви­тель­стве) их бес­по­ко­ят мало. А жаль! Ведь огром­ный потен­ци­ал наше­го аграр­но­го сек­то­ра и курс на импор­то­за­ме­ще­ние рано или позд­но сде­ла­ют забо­ту об ими­дже отрас­ли неиз­беж­ной. Давай­те поду­ма­ем, что мы можем сде­лать для созда­ния поло­жи­тель­но­го обра­за аграр­но­го сек­то­ра уже сейчас!

Читайте также