Фото: М. Политова

До свиданья, время!

Фото: М. Политова

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

Ушли в про­шлое вре­ме­на, когда за плу­гом, кото­рый тяну­ла рабо­чая лошад­ка, шагал чело­век. Интен­си­фи­ка­ция сель­ско­го хозяй­ства вызва­ла к жиз­ни спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные поро­ды лоша­дей – тяже­ло­воз­ные. Сего­дня и им прак­ти­че­ски не оста­лось места в сель­хоз­про­из­вод­стве. Но не в жизни.

Рабочее коневодство

В нашей жиз­ни мало что окон­ча­тель­но, и нель­зя заре­кать­ся: сего­дня чело­ве­че­ство дела­ет став­ку на «быст­рее-выше-силь­нее», а зав­тра «воз­вра­ща­ет­ся к исто­кам». Эко­ло­ги­за­ция сель­ско­го хозяй­ства созда­ла новую нишу для рабо­чих лоша­дей: и вот фран­цуз­ские орга­ни­че­ские вино­град­ни­ки обра­ба­ты­ва­ют на тяже­ло­во­зах, а в аль­пий­ских лесах слож­но пред­ста­вить тре­лев­ку леса без коре­на­стых мощ­ных лоша­док. В рос­сий­ских хозяй­ствах нет-нет да и встре­тишь рабо­чую лошад­ку на выво­зе наво­за или достав­ке опи­лок. Но в целом вре­ме­на мас­штаб­но­го рас­про­стра­не­ния коре­на­стых тяже­ло­во­зов ушли в прошлое.

Часть культуры

Осно­ва чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции – память: мы сохра­ня­ем про­из­ве­де­ния искус­ства, ста­рин­ные кни­ги и зда­ния, при­зна­вая их нема­те­ри­аль­ную цен­ность. Так и с гено­фонд­ны­ми поро­да­ми живот­ных. Прав­да, у рабо­ты с гене­ти­че­ски­ми ресур­са­ми есть и прак­ти­че­ская подо­пле­ка: вдруг усло­вия изме­нят­ся так, что сно­ва потре­бу­ют­ся цен­ные гены этой породы?

Сохра­не­ние исче­за­ю­щих пород в Евро­со­ю­зе под­дер­жи­ва­ет­ся в рам­ках науч­ных про­ек­тов, но в сво­ей прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции это ложит­ся на пле­чи энтузиастов.

В 2022 году впер­вые в миро­вой исто­рии поро­ды объ­ек­том нема­те­ри­аль­но­го куль­тур­но­го насле­дия ЮНЕСКО была при­зна­на тра­ке­нен­ская поро­да лоша­дей, выве­ден­ная в Восточ­ной Пруссии.

Два­дцать два года назад без­за­вет­ные цени­те­ли тяже­ло­воз­ных лоша­дей из бран­ден­бург­ско­го Брю­ка объ­еди­ни­лись в сооб­ще­ство, кото­рое реши­ло вер­нуть вни­ма­ние к чет­ве­ро­но­гим гиган­там. Выде­ли­ли десять гек­та­ров зем­ли, нашли спон­со­ров из чис­ла мест­ных – диле­ров сель­хоз­тех­ни­ки, постав­щи­ков кор­мов и, разу­ме­ет­ся, пиво­вар­ни Wernersgruener (кто не пом­нит зна­ме­ни­тые упряж­ки «Будвай­зе­ра»?). Так начи­на­лось шоу, закат кото­ро­го мы уви­де­ли в 2022-м.

Show must go on

Удуш­ли­вый зной, накрыв­ший Гер­ма­нию в июне (и это было лишь нача­ло засу­хи, како­вой не быва­ло мно­го лет), не напу­гал десят­ки тысяч зри­те­лей, кото­рые в тече­ние трех дней на маши­нах и элек­трич­ках доби­ра­лись сюда, остав­ляя пусты­ми при­лав­ки пала­ток с «мер­чем» и уно­ся впе­чат­ле­ния об отдат­ли­во­сти лоша­дей и людей.

Мне же память услуж­ли­во пред­ла­га­ла эмо­ци­о­наль­ные кад­ры из доку­мен­таль­ных филь­мов о закры­тии Олим­пи­а­ды-1980: взгля­ды, устрем­лен­ные на взмы­ва­ю­ще­го в небо на воз­душ­ных шарах Миш­ку, сле­зы на щеках, про­ник­но­вен­ный голос Льва Лещен­ко: «…воз­вра­щай­ся в свой ска­зоч­ный лес»: тяже­ло­воз­ное шоу «Тита­ны иппо­дро­ма» про­хо­ди­ло в 20-й и послед­ний(!) раз.

«Тита­ны гово­рят спа­си­бо» назы­ва­лась заклю­чи­тель­ная часть мно­го­се­рий­но­го филь­ма, создан­но­го коман­дой из Брю­ка. Начав с обыч­ной реги­о­наль­ной выстав­ки жере­бят и кобыл тяже­ло­воз­ных пород и испы­та­ний жереб­цов (а в Гер­ма­нии они обя­за­тель­ны для потен­ци­аль­ных про­из­во­ди­те­лей), они поста­ви­ли цель при­влечь и непро­фес­си­о­наль­но­го зрителя.

Так про­грам­ма вышла за пре­де­лы одно­днев­но­го меро­при­я­тия и допол­ни­лась раз­вле­ка­тель­ной частью.

На выде­лен­ном участ­ке были постро­е­ны три­бу­ны, отве­де­но место под кем­пин­ги, воз­ве­де­ны ста­ци­о­нар­ные пре­пят­ствия для сорев­но­ва­ний по эки­паж­ной езде, устро­е­на пес­ча­ная дорож­ка для про­вер­ки тяго­вой вынос­ли­во­сти жеребцов.

Скач­ки на тяже­ло­во­зах без седел, сорев­но­ва­ния запря­жек «непро­филь­ных» лоша­дей (и не толь­ко) пре­вра­ти­ли «Тита­нов» в узна­ва­е­мый бренд. Отме­нен­ные в свя­зи с пан­де­ми­ей шоу послед­них двух лет поз­во­ли­ли коман­де нако­пить силы, так что «Тита­ны» ушли «на пике».

В полной выкладке

Трех­днев­ный мара­фон испы­ты­вал на вынос­ли­вость и лоша­дей, и людей. Мно­гие участ­во­ва­ли в самых раз­ных номе­рах с утра до вече­ра: до обе­да скач­ка, потом старт в упря­жи, в пере­ры­ве уча­стие в мас­штаб­ном хоро­во­де-коти­льоне, а вече­ром демон­стра­ция в номе­ре бавар­ских пас­ту­хов. И все это в изну­ря­ю­щую жару. Впро­чем, хотя и «титуль­ны­ми» геро­я­ми в шоу были лоша­ди тяже­ло­воз­ных пород (рейн­ские, шварц­вальд­ские), не обо­шлось без сюр­при­зов для зри­те­лей: от прак­ти­че­ски незна­ко­мых рос­си­я­нам мулов до… чер­но-пест­рой гол­ш­тин­ской коро­вы. Она наравне с лошадь­ми пре­одо­ле­ва­ла марш­рут из пре­пят­ствий для эки­паж­ной езды, вклю­чая непро­стую «качель»: упряж­ка въез­жа­ла на про­стор­ный дере­вян­ный настил, при пере­се­че­нии цен­тра пло­щад­ка «опро­ки­ды­ва­лась» через ось на дру­гую сто­ро­ну. Был сре­ди пре­пят­ствий и неболь­шой пруд, и воро­та, кото­рые долж­ны были пре­одо­леть участ­ни­ки под бур­ные апло­дис­мен­ты зри­те­лей. В таком сорев­но­ва­нии участ­во­ва­ли эки­па­жи с раз­ной «мощ­но­стью» – от двух до шести лоша­ди­ных сил.

Пар­ные запряж­ки и чет­ве­ри­ки сорев­но­ва­лись меж­ду собой в рез­во­сти на иппо­дром­ной дорож­ке. А вот испы­та­ния на мак­си­маль­ное тяг­ло­вое уси­лие в сан­ках по пес­ку – инди­ви­ду­аль­но и толь­ко для жеребцов.

К скач­кам допус­ка­ли не толь­ко пред­ста­ви­те­лей тяже­ло­воз­ных пород, но и лоша­дей с огра­ни­че­ни­ем мини­маль­ной мас­сы (не менее 600 кг), они про­хо­ди­ли без седел. Побе­ди­те­ли ска­чек в сво­ей кате­го­рии боро­лись за Кубок Бран­ден­бур­га «Самый быст­рый тяже­ло­воз». Эле­мен­ты сорев­но­ва­ний пере­ме­жа­лись шоу-номе­ра­ми. Бур­ные ова­ции сопро­вож­да­ли выступ­ле­ние груп­пы «Хафель­ланд­ских каза­ков» (Havelland – мест­ность в Бран­ден­бур­ге. – Прим. авт.).

Арти­сты укра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния, одна из кото­рых празд­но­ва­ла 18-летие и была отме­че­на осо­бо, демон­стри­ро­ва­ли эле­мен­ты джигитовки.

Табун неопо­во­жен­ных дюль­мен­ских пони, похо­жих на поль­ских кони­ков и рос­сий­ских вяток, про­де­мон­стри­ро­вал на дорож­ке наци­о­наль­ный заказник.

За пределы…

«Тита­ны» демон­стри­ру­ют, что ассо­ци­а­ция «тяже­ло­воз = плуг» или «тяже­ло­воз + пиво­вар­ня» – это изби­тое и уста­ре­лое кли­ше: наш тур­нир был при­зван пока­зать, что тыся­че­лет­няя связь меж­ду людь­ми и рабо­чи­ми лошадь­ми сего­дня при­об­ре­ла иное содер­жа­ние и заво­ра­жи­ва­ет не толь­ко спе­ци­а­ли­стов», – делил­ся сво­ей меч­той один из ини­ци­а­то­ров шоу Томас Хазе­льоф, пред­се­да­тель Клу­ба по раз­ве­де­нию и спор­тив­но­му исполь­зо­ва­нию тяже­ло­во­зов Брю­ка (Kaltblut Zucht- und Sportverein).

Что­бы еще боль­ше сбли­зить лошадь и чело­ве­ка и при­влечь на пред­став­ле­ния не толь­ко про­фес­си­о­на­лов, «Тита­ны» с само­го нача­ла выбра­ли фор­мат семей­но­го празд­ни­ка – с лоте­ре­ей, где разыг­ры­вал­ся жере­бе­нок, мно­го­чис­лен­ны­ми кон­кур­са­ми, раз­но­об­раз­ным фуд­кор­том, лав­ка­ми ремес­лен­ни­ков, тиром, живой музы­кой, раз­вле­че­ни­я­ми для детей с непре­мен­ным ката­ни­ем на пони и т. п.

Но без демон­стра­ции воз­мож­но­стей исполь­зо­ва­ния лоша­ди на сель­хоз­ра­бо­тах не обо­шлось: горо­жане зача­ро­ван­но смот­ре­ли на плю­щил­ку для зер­на, при­во­ди­мую в дей­ствие дву­мя дви­жу­щи­ми­ся по кру­гу лошадь­ми, и пере­воз­ку тяже­стей. Выстав­ка совре­мен­ной сель­хоз­тех­ни­ки боль­ше при­вле­ка­ла город­ских мальчишек.

Не говори «прощай»

Восемь часов шоу про­ле­те­ли как один миг. Ску­пые кап­ли столь дол­го­ждан­но­го дождя оро­ша­ли тор­же­ствен­ный парад участ­ни­ков шоу через Брюк: сот­ни мест­ных жите­лей и гостей уезд­но­го город­ка, стоя, сидя на выне­сен­ных из домов лав­ках или попро­сту на тро­туа­ре, про­ща­лись с шоу, сде­лав­шим это бран­ден­бург­ское местеч­ко извест­ным дале­ко за пре­де­ла­ми Гер­ма­нии. В этот раз по понят­ным при­чи­нам сре­ди мно­же­ства фла­гов, раз­ве­вав­ших­ся над «Аре­ной тита­нов», не было рос­сий­ско­го, как в про­шлые годы. Но оте­че­ствен­ным кон­ни­кам и не толь­ко коман­да устро­и­те­лей «Тита­нов» извест­на по кон­но­му про­бе­гу из Брю­ка в Вели­кий Нов­го­род – по Ган­зей­ско­му пути.

Под деви­зом «Лоша­ди несут мир» участ­ни­ки в 2018 году про­шли из Бран­ден­бур­га на север нашей стра­ны. А сей­час коман­да «Тита­нов» уже пла­ни­ру­ет новый поход – в Иерусалим.

Вы же и сей­час може­те уви­деть Коло­кол мира, при­ве­зен­ный из Гер­ма­нии в Рос­сию на немец­ких тяже­ло­во­зах в 2018-м, на пло­ща­ди Нов­го­род­ско­го кремля.

Читайте также