Фото: фирма

Жидкостной вопрос

Фото: фирма

Поделитьтся

Пустой рас­ши­ри­тель­ный бачок систе­мы охла­жде­ния. С этой ситу­а­ци­ей стал­ки­вал­ся любой авто­лю­би­тель. Одна­ко преж­де чем раз­би­рать­ся, поче­му так про­изо­шло, необ­хо­ди­мо долить охла­жда­ю­щей жид­ко­сти и дое­хать домой или до сервиса.

Исто­рия появ­ле­ния и эво­лю­ция охла­жда­ю­щих жид­ко­стей нераз­рыв­ным обра­зом свя­за­на с дви­га­те­ля­ми внут­рен­не­го сго­ра­ния (ДВС) с жид­кост­ной систе­мой охла­жде­ния. И если в усло­ви­ях жар­ко­го кли­ма­та на роль охла­жда­ю­щей жид­ко­сти пре­крас­но под­хо­ди­ла вода, то при экс­плу­а­та­ции тех­ни­ки с ДВС с жид­кост­ной систе­мой охла­жде­ния при мину­со­вых тем­пе­ра­ту­рах воз­ни­ка­ла про­бле­ма с ее замер­за­ни­ем после пре­кра­ще­ния рабо­ты. Воду перед дли­тель­ной сто­ян­кой зимой при­хо­ди­лось сли­вать, а перед новым запус­ком дви­га­те­ля зали­вать обрат­но. Закон­чив рабо­тать позд­но вече­ром, вы откры­ва­е­те спе­ци­аль­ный кра­ник на бло­ке цилин­дров дви­га­те­ля, сли­вая воду, а рано утром спе­ши­те к «желез­но­му коню» с вед­ром и ворон­кой. Пред­ста­ви­ли такую картину?

Поиск решения

В каче­стве охла­жда­ю­щей жид­ко­сти рас­смат­ри­ва­лись раз­лич­ные вари­ан­ты: вод­ные рас­тво­ры солей и спир­тов. Одна­ко пер­вые име­ли доста­точ­но высо­кую тем­пе­ра­ту­ру замер­за­ния, а кро­ме это­го, спо­соб­ство­ва­ли обра­зо­ва­нию отло­же­ний в систе­ме охла­жде­ния, сни­жая ее эффек­тив­ность, а вто­рые – были лету­чи, быст­ро испа­ря­лись и, поми­мо это­го, были огнеопасными.

Поиск про­дол­жал­ся, пока в 1929 году химик немец­кой ком­па­нии BASF д-р Отто Йор­дан не пред­ло­жил исполь­зо­вать в каче­стве охла­жда­ю­щей жид­ко­сти эти­лен­гли­коль. А спу­стя год был полу­чен патент на первую фир­мен­ную охла­жда­ю­щую жид­кость (анти­фриз) на его осно­ве – гли­сан­тин. Уди­ви­тель­но, но дан­ный бренд суще­ству­ет и сей­час. Мно­гие про­из­во­ди­те­ли авто­мо­би­лей, таких как: Audi, BMW, Citroen, Daimler, Opel, Peugeot, Porsche, Seat, Skoda и Volkswagen, на сво­их евро­пей­ских кон­вей­е­рах исполь­зу­ют послед­нее поко­ле­ние этой охла­жда­ю­щей жидкости.

Присадки

Осно­вой боль­шин­ства выпус­ка­ю­щих­ся в насто­я­щее вре­мя охла­жда­ю­щих жид­ко­стей оста­ет­ся эти­лен­гли­коль, но раз­ли­чие меж­ду совре­мен­ны­ми про­дук­та­ми и пра­ро­ди­те­лем – огром­ное. Все дело в при­сад­ках. Несмот­ря на то что их доля в гото­вом про­дук­те состав­ля­ет 5 – 7 %, они в зна­чи­тель­ной мере опре­де­ля­ют экс­плу­а­та­ци­он­ные свойства.

Пер­вы­ми при­сад­ка­ми или инги­би­то­ра­ми для охла­жда­ю­щих жид­ко­стей ста­ли анти­кор­ро­зий­ные и про­ти­во­вспе­ни­ва­ю­щие. Они появи­лись в нача­ле 40‑х годов XX века. Так, напри­мер, защи­ту чер­ных метал­лов от кор­ро­зии обес­пе­чи­ва­ют сили­ка­ты, бора­ты, нит­ри­ты. Меди и лату­ни – бора­ты или фос­фа­ты, а алю­ми­ния – метал­си­ли­кат натрия.

Одна­ко срок жиз­ни при­са­док – огра­ни­чен. Со вре­ме­нем их эффек­тив­ность пада­ет. Доба­вить же их боль­ше опре­де­лен­но­го пре­де­ла нель­зя. Дело в том, что те же фос­фа­ты могут вызвать обра­зо­ва­ния отло­же­ний в систе­ме охла­жде­ния. Каж­дый про­из­во­ди­тель решал для себя инди­ви­ду­аль­но, сколь­ко и какой инги­би­тор дол­жен быть в той или иной охла­жда­ю­щей жидкости.

Классификация

Несмот­ря на почти 80‑летнюю исто­рию при­ме­не­ния охла­жда­ю­щих жид­ко­стей на осно­ве эти­лен­гли­ко­ля, их про­из­во­ди­те­ли так и не при­шли к выра­бот­ке еди­но­го стан­дар­та. Рядо­вым потре­би­те­лям при­хо­дит­ся поль­зо­вать­ся еди­ной клас­си­фи­ка­ци­ей, создан­ной немец­ким кон­цер­ном Volkswagen. Толь­ко по ней мож­но понять, какие при­сад­ки и в каком коли­че­стве при­сут­ству­ют в охла­жда­ю­щей жидкости.

Пер­вый класс – G11. Для защи­ты от кор­ро­зии в них при­ме­не­ны сили­кат­ные при­сад­ки. Они рав­но­мер­ным сло­ем покры­ва­ют внут­рен­ние поверх­но­сти систе­мы охла­жде­ния. Одна­ко их срок служ­бы все­го 2 года. Затем анти­фриз необ­хо­ди­мо менять. Поми­мо это­го, еще одним недо­стат­ком про­дук­тов этой груп­пы явля­ет­ся худ­ший теп­ло­об­мен, а зна­чит, для совре­мен­ных и мощ­ных «высо­ко­обо­ро­ти­стых» дви­га­те­лей они не подходят.

Про­дук­ты из клас­са G12, рас­счи­та­ны на более дол­гую экс­плу­а­та­цию – 4…5 лет. Для это­го из их соста­ва были убра­ны сили­ка­ты. Об этом обыч­но сви­де­тель­ству­ет над­пись «Silicate free» на эти­кет­ке, но вме­сто сили­ка­тов в их состав вхо­дят дру­гие инги­би­то­ры – кар­бо­но­вые кис­ло­ты, кото­рые несов­ме­сти­мы с сили­кат­ны­ми при­сад­ка­ми охла­жда­ю­щих жид­ко­стей G12. Имен­но поэто­му их нель­зя сме­ши­вать. Для реше­ния про­бле­мы сов­ме­сти­мо­сти были раз­ра­бо­та­ны жид­ко­сти G12+ и G12++. Они явля­ют­ся гибридными.

В 2012 году появил­ся класс G13. От преды­ду­щих он отли­ча­ет­ся осно­вой. Вме­сто ядо­ви­то­го эти­лен­гли­ко­ля в охла­жда­ю­щих жид­ко­стях дан­но­го клас­са исполь­зу­ет­ся про­пи­лен­гли­коль. Во всем же осталь­ном эти охла­жда­ю­щие жид­ко­сти пол­но­стью ана­ло­гич­ны G12++.

К вопросу о цвете

В сре­де потре­би­те­лей быту­ет рас­про­стра­нен­ное мне­ние, что охла­жда­ю­щие жид­ко­сти мож­но сме­ши­вать исхо­дя из цве­та. Дей­стви­тель­но, когда то это было так. Анти­фри­зы G11 име­ли пре­иму­ще­ствен­но голу­бой или зеле­ный отте­нок, а G12 – крас­ный розо­вый или фио­ле­то­вый. Одна­ко сей­час это дале­ко не все­гда так. Еди­но­го стан­дар­та нет! Кра­си­тель добав­ля­ет­ся лишь для облег­че­ния поис­ка воз­мож­ных уте­чек из систе­мы охлаждения.

Если речь идет о необ­хо­ди­мо­сти долив­ки в систе­му охла­жде­ния анти­фри­за, то крайне жела­тель­но исполь­зо­вать ту же мар­ку и класс, кото­рая была зали­та изна­чаль­но. Если про­дукт дан­но­го про­из­во­ди­те­ля недо­сту­пен, то сле­ду­ет выби­рать по клас­су. Одна­ко никто не даст гаран­тии, что анти­фри­зы ока­жут­ся пол­но­стью сов­ме­сти­мы. В неко­то­рых слу­ча­ях о несов­ме­сти­мо­сти мож­но судить по обра­зо­ва­нию осад­ка в рас­ши­ри­тель­ном бач­ке. В этой ситу­а­ции необ­хо­ди­мо как мож­но ско­рее про­ве­сти пол­ную заме­ну охла­жда­ю­щей жид­ко­сти с про­мыв­кой системы.

Читайте также