Если вы думаете, что киви можно употреблять только в свежем виде, то вы ошибаетесь, ведь киви можно пить! Натуральные смузи и соки из киви, произведенные в сельхозпредприятии братьев Брайтенбергеров, приобретают широкую популярность как в Италии, так и за ее пределами.
Производство и переработка киви
Плодородная равнина у юго-восточного подножия Альп с жилыми массивами, технопарками и торговыми центрами, куда съезжаются жители соседних городов Венеции, Тревизо и Падуи, – так выглядит ландшафт региона центрального Венето. Однако здесь не только торгово-промышленные постройки тянутся широкой грядой, между городами и поселениями сельхозпредприятия разбили многочисленные сады. Не остались исключением и окрестности поселка Джавера дель Монтелло, ставшего родным для братьев Мануэля и Филиппа Брайтенбергеров, переехавших сюда из Южного Тироля. «По этой дороге в Падую нам придется еще часто ездить, – вспоминает слова брата Мануэль Брайтенбергер во время поездки из поселка в большой город. – В 2007 году мы и встретили нашего первого оптового покупателя».
От местечка Джавера дель Монтелло, где еще отец Мануэля и Филиппа возделывал киви, до Падуи добираться 60 км. Именно здесь располагается пункт назначения братьев Брайтенбергеров – крупнейший торговый овощной и плодовый центр на севере Италии. Только один оптовый рынок Mercato AgroAlimentare (MAAP) имеет оборот около 370 тыс. т овощей и фруктов в год. Фермеры Брайтенбергеры со своим урожаем биокиви, собранным с семи гектаров, являются там совсем не большими поставщиками. «Поставка киви на рынок – не единственная преследуемая нами цель. Главное – взять управление сбытом продукции в свои руки», – говорит М. Брайтенбергер, окончивший Высшую школу в Виченце. Его старший брат Филипп также завершил образование по аграрной специальности, поэтому их отец и решил передать детям управление предприятием.
«В Южном Тироле наш отец был рабочим, а здесь в Венето стал фермером. Мы же – продолжатели семейного дела», – с гордостью заявляет М. Брайтенбергер. Несмотря на то что по-немецки молодые люди говорят уже несвободно, в их речи все еще прослеживается южно-тирольский акцент. Переезд в Венето означал для семьи Брайтенбергеров полную смену родного языка и культуры.
Мелодичные названия
С тех пор как девять лет назад руководство фермой перешло к молодому поколению, появилось и новое название предприятия – Kiwiny. Такое фирменное наименование носят и биокиви, выращенные на собственных плантациях, и упакованные соки и смузи в Германии, а также площадка, где братья вместе с коллегами реализуют выращенные фрукты. Kiwiny – название, позаимствованное из множества культур.
Киви – новозеландская бескрылая птица, изображенная на гербе этой далекой страны. Однако именно под этим названием ворсистый фрукт «картошка» известен миру уже более восьмидесяти лет. Кроме того, Kiwiny – логотип продукции, понятный покупателям и за пределами Италии, например из Северной Америки.
Для улучшения имиджа сельхозпредприятия по производству киви Брайтенбергеры охотно прибегают к слоганам, таким как «клиентоориентированность, постоянство и близость к природе». Кроме того, активно используют маркировку «100 % сделано в Италии». «Происхождение и маркировка – это одно целое», – считает младший фермер. Будучи семейным предприятием, ферма Мануэля и Филиппа стремится избежать необходимости конкурировать на мировом рынке товара. После восстановления от возбудителя PSA (бактериального заболевания, которое поражает растение киви в Европе, Азии и Океании) в 2015 – 2016 годах Новая Зеландия значительно увеличила свою долю на рынке киви.
Второй после Новой Зеландии по объемам производства киви в мире является Италия. Киви выращивают во многих регионах страны, но Брайтенбергеры отличились – они занимаются выращиванием биокиви. «Здесь в Венето мы получаем киви традиционной продолговатой формы», – говорит Мануэль. Общая площадь возделывания киви в регионе Венето достигает 3900 га, что составляет 15 % от площади, отведенной для выращивания плода в Италии (26 тыс. га). Средняя урожайность киви составляет 30 т / га.
Цель – переработка
«Мы разработали такой бренд, с которым можем вести успешную конкурентную борьбу как в Италии, так и за ее пределами», – говорит Филипп Брайтенбергер, отвечающий за сбыт продукции на предприятии.
Тридцатитрехлетний фермер имеет сельскохозяйственное образование и закончил университет в Падуе. За период семестрового обучения в Кильском университете имени Кристиана Альбрехта (Германия) молодой человек активно занялся аграрным маркетингом и многое узнал об этом сегменте рынка. «В отличие от других фруктов, в Европе не существует собственного бренда по производству киви. На рынке функционируют лишь известные крупные агропромышленные предприятия, но никак не крупные производители киви», – делится знаниями Ф. Брайтенбергер. Насколько сложно освободиться от действия механизмов мирового рынка, работая с брендом, братья Брайтенбергеры убедились на личном опыте, посетив Австралию. Выступая в качестве поставщика киви для компании Premier Fruits-Gruppe, они испытали сложности со сбытом продукции в Австралии и Новой Зеландии, поскольку «уже многие итальянские производители киви были представлены на австралийском рынке».
В немецких же городах, напротив, с реализацией товара дело обстоит хорошо. Первый зарубежный клиент сельхозпредприятия братьев Брайтенбергеров находился в Гамбурге. Однако и на юге страны крупная биооптовая сеть Okoring из Мюнхена охотно сотрудничает с Брайтенбергерами. Для таких клиентов Kiwiny является b2b-брендом (Business-to-Business), поскольку с конечным потребителем торговая марка не связана.
По-другому разворачивается ситуация с переработанными продуктами. С 2013 года под фирменным наименованием Kiwiny на рынок стали поступать не только свежие киви, но и мармелад, соки и смузи. «Киви пить, не только есть» – такой слоган придумали хозяева сельхозпредприятия для своей продукции. В настоящее время доля переработки составляет около 5 %, но за год руководители планируют довести ее до 50 %. Для производства смузи и соков они могут использовать выращенные киви нетоварного вида, не прошедшие сортировку для реализации в свежем виде. На установленной в хозяйстве сортировочной машине фрукты отбираются по шести категориям.
Вместе с кооперативом
Когда предприятие находилось еще под контролем старшего Брайтенбергера, кроме киви, здесь занимались и виноделием. «Но мы хотим специализироваться на производстве киви, у нас это получается лучше всего», – усмехается Мануэль. При нынешних ценах на землю свыше 100 тыс. евро / га расширять площадь хозяйства братья вряд ли собираются. Тем более при шестимесячном сезоне производства и сбыта установленная в хозяйстве сортировочная машина загружена не на полную мощность.
Грамотно управлять хозяйством братьям Брайтенбергерам помогает объединение усилий с другими десятью сельхозтоваропроизводителями из региона. Вместе они сформировали кооператив по производству, переработке и сбыту киви Sapori di Marca. Брайтенбергеры входят в состав председателей правления. Фермеры, являющиеся членами кооператива, выращенные плоды также реализуют под маркой Kiwiny. Киви, произведенные по органическим канонам, поступают исключительно на переработку. Выращенные же по традиционной технологии плоды кооператив реализует по другому каналу сбыта. В общем объеме производства доля обычной продукции составляет около 50 %.
Смузи и соки из киви разливаются и пакетируются непосредственно в Германии. Там же они смешиваются с дополнительными ингредиентами, например бананом и имбирем, и прямо недалеко от цеха находят своего конечного потребителя. Однако если бы все зависело от братьев Брайтенбергеров, они бы организовали сбыт совсем по‑другому. У предприятия есть потенциал роста не только в Германии. Фермеры считают вполне возможным сотрудничество с такими розничных торговыми гигантами, как Bio-Company или tegut.
На правильном пути
Смузи и соки из киви – продукция, на которую делают ставку братья Брайтенбергеры при разработке стратегии развития на будущее с учетом небольшого объема производства. При годовом обороте в 1,5 млн евро руководители сельхозпредприятия выделяют 100 тыс. евро на продвижение и рекламу. Кроме того, и сам производственный процесс обходится фермерам недешево. Чтобы вырастить зеленое киви, требуется вложить около 40 тыс. евро на гектар, а чтобы получить желтые сорта, нужно вложить все 50 тыс. евро, да и времени это отнимает немало. Дополнительные затраты обеспечивает и вирус PSA, известный на территории Италии с 90‑х годов и не пощадивший часть плантаций хозяйства братьев Брайтенбергеров.
«Желтые сорта киви являются более восприимчивыми к вирусу. После обрезки места срезов нужно обработать. Однако, несмотря на все проводимые профилактические мероприятия, в этом году нам придется принести в жертву многие растения желтого киви», – с горечью сообщает Мануэль Брайтенбергер. Финансовую же поддержку от Евросоюза, ведущего борьбу с заболеваниями растений, фермеры могут получить, но только в том случае, если им придется выкорчевать целый гектар плантации, однако такое радикальное решение они принять не в силах. Чтобы новые растения смогли плодоносить, должно пройти три года.
Зеленые киви братья выращивают преимущественно традиционного сорта Хэйворд, выносливого и не прихотливого в уходе. Несмотря на то что собранный в начале ноября прошлого года урожай, как и прогнозировали фермеры, не только в их хозяйстве, но и во всей Италии на 25 % был ниже уровня предыдущего сезона, установившиеся цены на фрукты действовали фермерам на руку. Тонны киви, упакованного в коробки с логотипом Kiwiny, отправлялись в Падую на оптовый рынок МААР, а также прямым покупателям. С недавнего времени продукты с киви, как и свежие плоды, клиенты могут приобрести через Интернет. «Мы и дальше хотим расширять каналы сбыта продукции и, как нам кажется, находимся на верном пути», – считают Мануэль и Филипп Брайтенбергеры.
Коротко и в цифрах
Население: 4,9 млн чел.
Площадь: 18 407,42 км²
Столица: Венеция
Венето – регион, состоящий из семи провинций, относится к экономически развитым регионам Италии. По данным 2015 года, доля 84 тысяч сельскохозяйственных предприятий в объеме ВВП региона Венето составила около 3 % (5,7 млрд евро). Основные возделываемые сельхозкультуры – кукуруза, пшеница, масличные и виноград. Важным направлением сельского хозяйства является овощеводство и плодоводство. Кроме того, на 3900 га аграрии выращивают 60 тыс. тонн киви.