Фото: Pahlke

Автоматизация

Фото: Pahlke

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Маркус Пальке, dlz agrarmagazin, ФРГ

Поделитьтся

Йозеф и Филипп Шмид реши­ли изба­вить себя от тяже­лой рабо­ты по укры­тию силос­ных тран­шей. Как ни уди­ви­тель­но, но они достиг­ли успеха.

Каждый, кто хоть раз участ­во­вал в укры­тии плен­кой тран­шеи с утрам­бо­ван­ным сило­сом или сена­жом или наблю­дал за про­цес­сом, зна­ет, насколь­ко это непро­стое дело. Чего сто­ит одно пере­тас­ки­ва­ние меш­ков с гру­зом для фик­са­ции плен­ки. Никто не может избе­жать пере­тас­ки­ва­ния. Если же начать спе­шить, укла­ды­вая плен­ку небреж­но, в тран­шею может попасть воз­дух. А зна­чит, часть рабо­ты, потра­чен­ной на заго­тов­ку кор­мов, может пой­ти прахом.

Идей, как сде­лать это попро­ще, в фер­мер­ской сре­де воз­ни­ка­ет мас­са. Но реа­ли­зо­вать их дол­го не уда­ва­лось. Нако­нец, это сде­ла­ли Йозеф и Филипп Шмид – «Само­дел­ки­ны» из город­ка Мюн­зин­ген (феде­раль­ная зем­ля Баден-Вюр­темб­ерг, ФРГ).

– При заклад­ке сило­са в тран­шеи вре­ме­ни все­гда недо­ста­точ­но. Ведь загру­зив и утрам­бо­вав одну тран­шею, надо при­ни­мать­ся за дру­гую. А первую надо не толь­ко укрыть плен­кой, но еще и при­жать ее свер­ху, напри­мер меш­ка­ми с гру­зом. При откры­тии тран­шеи меш­ки опять при­хо­дит­ся пере­тас­ки­вать. Мы реши­ли обой­тись без меш­ков, – рас­ска­зы­ва­ет 53‑летний Йозеф Шмид.

– Конеч­но, про­бо­ва­ли и дру­гие вари­ан­ты реа­ли­за­ции, но успе­ха достиг­ли, лишь когда ста­ли исполь­зо­вать рель­сы из швел­ле­ров U-образ­но­го про­фи­ля, – пояс­ня­ет фер­мер. С их мон­та­жа и начи­на­ет­ся про­цесс уста­нов­ки систе­мы для управ­ле­ния укры­ти­ем. Сталь­ные швел­ле­ры с шири­ной про­фи­ля 25 мм укла­ды­ва­ют­ся на верх­нюю кром­ку боко­вых стен силос­ной тран­шеи и закреп­ля­ют­ся там дюбе­ля­ми. После чего внутрь про­фи­ля заправ­ля­ют­ся про­кла­доч­ная плен­ка из-под сило­са и укрыв­ная, а про­стран­ство меж­ду про­фи­лем и сте­ной запол­ня­ет­ся уплот­ни­тель­ной мас­сой, что­бы предот­вра­тить про­ник­но­ве­ние воз­ду­ха в тран­шею. Для фик­са­ции плен­ки на кром­ке швел­ле­ра исполь­зу­ет­ся раз­ре­зан­ный вдоль рези­но­вый шланг на . дюй­ма. Бла­го­да­ря это­му, силос укрыт по бокам гер­ме­тич­но по всей длине траншеи.

Собственно автоматизация

Отсут­ствие досту­па воз­ду­ха – это конеч­но хоро­шо, но как облег­чить свой труд? Отец и сын Шми­ды при­ня­лись изоб­ре­тать систе­му авто­ма­ти­за­ции для про­цес­са откры­тия тран­шеи и дан­ный про­цесс отни­ма­ет мас­су вре­ме­ни и сил. В резуль­та­те фер­ме­ры собра­ли мини-кран-бал­ку, состо­я­щую из теле­ско­пи­че­ской бал­ки, двух опор и смот­чи­ка пленки.

Основ­ные труд­но­сти были свя­за­ны с бал­кой. Сна­ча­ла попро­бо­ва­ли сде­лать ее дере­вян­ной. Пре­тен­зий к жест­ко­сти не было, но как быть с адап­та­ци­ей под шири­ну тран­шеи? Поэто­му финаль­ный про­то­тип был выпол­нен в виде метал­ли­че­ско­го теле­ско­пи­че­ско­го эле­мен­та, кото­рый при необ­хо­ди­мо­сти может быть при­спо­соб­лен к тран­ше­ям шири­ной от 6,5 до 11,5 м.

На практике

Глав­ное для систе­мы – это нали­чие сплош­ных стен по всей длине тран­шеи. На них кре­пят­ся не толь­ко швел­ле­ры, но и осо­бые креп­ле­ния с коль­ца­ми. За коль­ца будут цеп­лять­ся рези­но­вые стяж­ки, фик­си­ру­ю­щие укрыв­ной мате­ри­ал, пред­на­зна­чен­ный для защи­ты силос­ной плен­ки от птиц. В зад­ней части тран­шеи сле­ва и спра­ва долж­ны быть уста­нов­ле­ны сто­пор­ные коль­ца, фик­си­ру­ю­щие тро­сы для пере­ме­ще­ния кон­струк­ции смот­чи­ка плен­ки по траншее.

Коль­ца рабо­та­ют и огра­ни­чи­те­ля­ми при пол­ном откры­тии тран­шеи. Фрон­таль­ную и тыло­вую часть тран­шеи при­дет­ся при­кры­вать по ста­рин­ке – мешками.

Посколь­ку кон­струк­ция смот­чи­ка плен­ки весит нема­ло (око­ло 900 кг), для пере­дви­же­ния на каж­дой из двух сто­ек уста­нов­ле­но по два пла­сти­ко­вых коле­са, кото­рые поз­во­ля­ют пере­ме­щать­ся по всей длине рель­са. Разу­ме­ет­ся, пред­ва­ри­тель­но необ­хо­ди­мо отре­гу­ли­ро­вать шири­ну теле­ско­пи­че­ской бал­ки с помо­щью гид­рав­ли­ки. После чего уста­нов­ку мож­но под­ни­мать наверх с помо­щью вилоч­но­го погрузчика.

Дви­же­ние по рель­сам начи­на­ет­ся по нажа­тию кноп­ки на пуль­те управ­ле­ния. Элек­тро­ле­бед­ки при­во­дят­ся в дви­же­ние дву­мя стар­тер­ны­ми бата­ре­я­ми, кото­рые под­за­ря­жа­ют­ся от сол­неч­ной бата­реи, уста­нов­лен­ной здесь же. Одно­го све­то­во­го дня обыч­но вполне доста­точ­но для их пол­ной заряд­ки. За смот­ку плен­ки так­же отве­ча­ет элек­тро­дви­га­тель, управ­лять кото­рым мож­но с помо­щью уже упо­мя­ну­то­го пульта.

Преж­де чем начать сма­ты­вать плен­ку, необ­хо­ди­мо убрать с нее верх­ний укрыв­ной мате­ри­ал на тре­бу­е­мую дли­ну. При необ­хо­ди­мо­сти сто­ит очи­стить поверх­ность плен­ки от сне­га. После это­го мож­но начи­нать сма­ты­вать плен­ку. Что­бы смот­чик откры­вал ров­но столь­ко, сколь­ко нуж­но, не под­ни­мая всю плен­ку, на теле­ско­пи­че­ской бал­ке по всей длине под­ве­ше­ны меш­ки с гру­зом. Сте­пень их дав­ле­ния на опор­ную поверх­ность регу­ли­ру­ет­ся с помо­щью гид­ро­ци­лин­дров на стой­ках опор с тем рас­че­том, что­бы, с одной сто­ро­ны, смот­чик мог вытя­ги­вать плен­ку, а с дру­гой сто­ро­ны, в про­цес­се это­го плен­ка за меш­ка­ми не под­ни­ма­лась бы. Это исклю­ча­ет доступ воз­ду­ха в еще не откры­тую часть тран­шеи. Син­хрон­но со сма­ты­ва­ни­ем плен­ки про­ис­хо­дит и дви­же­ние кон­струк­ции назад. Бла­го­да­ря тому, что тро­сы во вре­мя дви­же­ния рабо­та­ют в натяг, мини­ми­зи­ру­ет­ся риск раз­ры­ва плен­ки. При­чем, по сло­вам изоб­ре­та­те­ля, систе­ма может успеш­но рабо­тать даже на загру­жен­ных не пол­но­стью силос­ных траншеях.

Смот­чик рабо­та­ет, пока не откро­ет тран­шею на нуж­ную дли­ну. По окон­ча­нии рабо­ты, отпу­стив кноп­ку на пуль­те, отве­ча­ю­щую за смот­ку и дви­же­ние, нуж­но будет лишь нажать еще одну кноп­ку, и бал­ка с меш­ка­ми с гру­зом опу­стит­ся. Таким обра­зом, фак­ти­че­ски вся рабо­та по откры­тию части тран­шеи, мож­но ска­зать, укла­ды­ва­ет­ся в три нажа­тия кнопки.

Реа­ли­за­цию дистан­ци­он­но­го управ­ле­ния уста­нов­кой взял на себя 24‑летний сын изоб­ре­та­те­ля – Филипп Шмид. Бла­го и обра­зо­ва­ние у него соот­вет­ству­ю­щее. Он как раз закан­чи­ва­ет обу­че­ние по спе­ци­аль­но­сти «Авто­ма­ти­за­ция тех­ни­че­ских систем». Имея радио­пульт дистан­ци­он­но­го управ­ле­ния, его отец может не поки­дать каби­ну погруз­чи­ка с силос­ной фре­зой, кото­рый исполь­зу­ют в хозяй­стве на выем­ке силоса.

В поисках партнеров

Назвать точ­ную сто­и­мость сво­е­го изоб­ре­те­ния Йозеф Шмид не смог. По его сло­вам, затра­ты на мате­ри­а­лы, узлы и агре­га­ты, пошед­шие на изго­тов­ле­ние про­то­ти­па соста­ви­ли при­мер­но 12 000 евро. Оче­вид­ным плю­сом кон­струк­ции ста­ло то, что все ее эле­мен­ты широ­ко рас­про­стра­не­ны и доступ­ны на рын­ке. Ниче­го изго­тав­ли­вать с нуля не при­шлось. Патент на изоб­ре­те­ние уже полу­чен. Сей­час про­из­во­дит­ся оциф­ров­ка кон­струк­тор­ской доку­мен­та­ции. Кро­ме это­го, пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти пол­но­цен­ные проч­ност­ные испытания.

– По прав­де гово­ря, кон­струк­ция авто­ма­ти­зи­ро­ван­но­го смот­чи­ка полу­чи­лась излишне тяже­ло­вес­ной, с чрез­мер­ным запа­сом проч­но­сти, – отме­ча­ет автор. Это же каса­ет­ся и элек­тро­при­во­дов. Их необ­хо­ди­мо про­ве­рить в ходе ресурс­ных испы­та­ний. «Элек­тро­дви­га­те­ли для про­то­ти­па были про­сто при­об­ре­те­ны по нуж­ным пара­мет­рам на интер­нет-пло­щад­ке Ebay», – пояс­ня­ет Филипп Шмид.

Есть пла­ны и по совер­шен­ство­ва­нию само­го меха­низ­ма смот­ки плен­ки. Пока изоб­ре­та­те­лям не уда­ет­ся добить­ся от него настоль­ко акку­рат­ной рабо­ты, что­бы плен­ку мож­но было исполь­зо­вать вто­рич­но для укры­тия тран­шей. Пока плен­ка тол­щи­ной 150 мкм исполь­зу­ет­ся лишь однократно.

«Сле­ду­ю­щие шаги? Сей­час мы ищем парт­не­ров для про­из­вод­ства и про­дви­же­ния наше­го изоб­ре­те­ния», – рас­ска­зы­ва­ет Йозеф Шмид. В пла­нах у изоб­ре­та­те­лей так­же сбор­ка уста­нов­ки для опыт­но­го хозяй­ства сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го цен­тра феде­раль­ной зем­ли Баден-Вюр­темб­ерг. Основ­ные цели: полу­че­ние неза­ви­си­мых оце­нок сде­лан­но­го, а так­же изу­че­ние сто­рон­не­го опы­та эксплуатации.

Читайте также