Многие считают, что квадроцикл – это не более чем дорогостоящая «игрушка», пригодная лишь для «покатушек» на пересеченной местности. Так ли это? Попробуем разобраться.
Несмотря на то что под аббревиатурой АТV (All Terrain Vehicle) – именно так в большинстве случаев именуют разнообразные мотовездеходы – скрывается транспортное средство с четырьмя колесами (т. е. квадроцикл), первый в мире мотовездеход ATC90, изготовленный фирмой Honda и появившийся в 1970 году, имел всего три колеса. Для чего он был задуман?
Этот трицикл был предназначен для американских фермеров. Благодаря небольшой массе, широким шинам, а следовательно, и низкому давлению на почву, данный мотовездеход не испытывал проблем с проходимостью даже в непростых условиях. В общей сложности он разошелся тиражом более 6,5 миллионов экземпляров.
Первый же в мире серийный четырехколесный мотовездеход появился лишь в 1983 году. Им стала модель LT125 японской фирмы Suzuki. За счет двух колес на передней оси он приобрел лучшую устойчивость и большую проходимость. С тех пор квадроциклы постепенно эволюционировали, а спрос на них рос.
Все квадроциклы делятся на два основных типа: утилитарные и спортивные. Помимо этого, по числу посадочных мест и способу их расположения квадроциклы подразделяются на одноместные, двухместные и модели, в которых сиденья расположены «бок о бок» (Side-by-Side), как на обычном автомобиле.
Утилитарные
Основная особенность утилитарных моделей – наличие дополнительного оборудования для перевозки груза и ведения работ. Это может быть багажник спереди и сзади, погрузочная платформа на моделях Side-by-Side, сцепка для буксировки прицепа. В зависимости от марки и модели квадроцикла он может использоваться для навески дополнительного оборудования. Для него выпускаются соответствующие культиваторы, плуги, ножи-отвалы, шнеки для уборки снега.
Квадроциклы данного класса имеют двигатель рабочим объемом 400 – 600 см3. Как правило, это одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель, имеющий мощность до 50 л. с. Такая мощность позволяет преодолевать достаточно сложные участки и при этом буксировать прицеп или «тащить» на себе груз. Масса суммарного груза, который можно перевезти на багажниках классических моделей, – небольшая. Она не превышает 200 кг. Однако модели Side-by-Side, большинство которых имеет большую погрузочную платформу, могут перевезти в 2 – 3 раза больше.
Еще одной особенностью утилитарных моделей является ходовая часть. Данные модели имеют привод на все колеса, раздаточную коробку, передачу заднего хода, несколько режимов блокировок. Трансмиссия в большинстве моделей представлена в виде вариатора. Однако некоторые модели выполняются и «на ручке». Механизм передачи крутящего момента на колеса – карданный.
Передняя подвеска в большинстве утилитарных моделей – независимая. Как правило, она выполнена на основе А-образных рычагов. А вот задняя может быть как зависимой (маятниковой), так и независимой. Для первой характерны солидная грузоподъемность и высокая надежность, а вторая больше подходит для передвижения по бездорожью на высоких скоростях. Тормозной механизм – гидравлический с дисковыми тормозами и защитой дисков. Многие модели имеют электроусилитель рулевого управления с несколькими режимами работы. Величина дорожного просвета у квадроциклов такого класса большая – до 310 мм.
Один из подвидов утилитарных квадроциклов – уже упомянутые модели Side-by-Side. Эта разновидность появилась в начале 2000‑х годов. Как уже было отмечено, она представляет собой четырехколесный мотовездеход с поперечным расположением сидений. Объем двигателей таких моделей может достигать 1000 см3.
Еще одним подвидом утилитарных квадроциклов являются туристические модели. Единственное их отличие – практически полное отсутствие возможностей для навески дополнительного оборудования.
Спортивные и прочие
Что же касается спортивных моделей, то они дают шанс сполна удовлетворить спортивные амбиции. Если сопоставить утилитарные и спортивные модели, то последние меньше и легче. Обычно они оснащены только задним приводом и отличаются более агрессивным пластиковым «обвесом», а также имеют более жесткую подвеску. В большинстве случаев трансмиссия – механическая. Привод на колеса – цепной. Масса – минимальная.
Кроме уже перечисленных типов существуют и детские квадроциклы. Они отличаются компактностью, наличием автоматической трансмиссии и менее мощными двигателями (рабочий объем до 50 см3). Большинство моделей рассчитаны на подростков 12 – 16 лет. Однако существуют квадроциклы и для меньшего возраста. В них предусмотрены возможности для дистанционного отключения двигателя и регулировки максимальной допустимой скорости.
Сельское хозяйство
Говоря о направлениях использования квадроциклов, отметим, что согласно статистическим данным большая часть владельцев машин утилитарного типа использует их в сельском хозяйстве. Второе место занимают любители «покатушек» – активного отдыха и спортивного катания, третье место – люди, использующие утилитарные квадроциклы в рабочих целях вне сферы сельского хозяйства, а также для рыбалки и охоты.

На рынке квадроциклов можно встретить и модели российского производства. Например этот утилитарный PM500 4-6, родом из Рыбинска (ОАО «Русская механика»).
Однако данная статистика справедлива лишь в мировом масштабе. В России же первый класс фактически отсутствует. Если в Англии, например, до 90 % всех утилитарных квадроциклов покупают фермеры, то увидеть «квадрик» в российском хозяйстве можно крайне редко.
Первая причина – цена. Одна и та же модель у нас в два с лишним раза дороже, чем на североамериканском рынке. На небольшой участок фермеру проще купить мини-трактор. В крупном же хозяйстве на сельхозработах бóльшую эффективность покажет узкоспециализированная техника. «Ну и не нужно!» – скажете вы. Однако есть работы, где и в условиях российских хозяйств квадроцикл может себя успешно проявить. Например, оперативный подвоз расходных материалов для техники при проведении полевых работ. Конечно, подвезти фильтры или ремни к технике, вставшей в середине гона, может и «буханка». Однако стоит ли ее всегда выпускать в поле? Если неприятность произошла во время уборки и погодные условия позволяют, то проблем нет. А как быть во время предпосевной обработки или при посеве? Отправлять курьера от края поля или нарезать глубокую колею колесами «уазика»? Из-за низкого давления, если не устраивать гонки по полю, т. е. ехать аккуратно, квадроцикл может проехать даже по только что засеянной полосе или всходам озимых, не нанеся при этом фатальных повреждений растениям. Стоит учитывать и возможность сократить путь, а значит, сэкономить время, проехав, например, через лесополосу.
Вторая возможная область использования – картирование полей и отбор почвенных проб. Причем последнюю функцию можно выполнять с помощью автоматического пробоотборника. Что же касается картирования, то выпускать трактор просто для обмера нового поля – весьма затратное занятие. Во-первых, из‑за большого расхода топлива; во‑вторых, у трактора всегда много более соответствующей его возможностям работы.
Квадроцикл может быть незаменим и во время охраны скота на пастбище. При наличии косилки «квадрик» быстрее, чем трактор и с меньшими затратами топлива справится с покосом обочин дорог. Можно найти ему дело и в зимнее время. Благодаря большей подвижности на машинном дворе или ферме квадроцикл с отвалом для снега или роторным снегоочистителем справится со снегом быстрее и лучше, чем трактор с тем же набором оборудования.
Так что в определенных условиях квадроцикл для российских хозяйств может стать эффективным инструментом, а не «игрушкой» для «покатушек». Главное – точно знать, зачем и что вы собираетесь купить.