Многие всемирноизвестные производители сельхозтехники имееют в своем ассортименте адаптированные под потребности сельского хозяйства мотовездеходы

По полям, по горам…

Многие всемирноизвестные производители сельхозтехники имееют в своем ассортименте адаптированные под потребности сельского хозяйства мотовездеходы

Сюжет
1.15Техника
Поделитьтся

Мно­гие счи­та­ют, что квад­ро­цикл – это не более чем доро­го­сто­я­щая «игруш­ка», при­год­ная лишь для «пока­ту­шек» на пере­се­чен­ной мест­но­сти. Так ли это? Попро­бу­ем разобраться.

Несмот­ря на то что под аббре­ви­а­ту­рой АТV (All Terrain Vehicle) – имен­но так в боль­шин­стве слу­ча­ев име­ну­ют раз­но­об­раз­ные мото­вез­де­хо­ды – скры­ва­ет­ся транс­порт­ное сред­ство с четырь­мя коле­са­ми (т. е. квад­ро­цикл), пер­вый в мире мото­вез­де­ход ATC90, изго­тов­лен­ный фир­мой Honda и появив­ший­ся в 1970 году, имел все­го три коле­са. Для чего он был задуман?

Этот три­цикл был пред­на­зна­чен для аме­ри­кан­ских фер­ме­ров. Бла­го­да­ря неболь­шой мас­се, широ­ким шинам, а сле­до­ва­тель­но, и низ­ко­му дав­ле­нию на поч­ву, дан­ный мото­вез­де­ход не испы­ты­вал про­блем с про­хо­ди­мо­стью даже в непро­стых усло­ви­ях. В общей слож­но­сти он разо­шел­ся тира­жом более 6,5 мил­ли­о­нов экземпляров.

Пер­вый же в мире серий­ный четы­рех­ко­лес­ный мото­вез­де­ход появил­ся лишь в 1983 году. Им ста­ла модель LT125 япон­ской фир­мы Suzuki. За счет двух колес на перед­ней оси он при­об­рел луч­шую устой­чи­вость и боль­шую про­хо­ди­мость. С тех пор квад­ро­цик­лы посте­пен­но эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ли, а спрос на них рос.

Все квад­ро­цик­лы делят­ся на два основ­ных типа: ути­ли­тар­ные и спор­тив­ные. Поми­мо это­го, по чис­лу поса­доч­ных мест и спо­со­бу их рас­по­ло­же­ния квад­ро­цик­лы под­раз­де­ля­ют­ся на одно­мест­ные, двух­мест­ные и моде­ли, в кото­рых сиде­нья рас­по­ло­же­ны «бок о бок» (Side-by-Side), как на обыч­ном автомобиле.

Утилитарные

Основ­ная осо­бен­ность ути­ли­тар­ных моде­лей – нали­чие допол­ни­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния для пере­воз­ки гру­за и веде­ния работ. Это может быть багаж­ник спе­ре­ди и сза­ди, погру­зоч­ная плат­фор­ма на моде­лях Side-by-Side, сцеп­ка для бук­си­ров­ки при­це­па. В зави­си­мо­сти от мар­ки и моде­ли квад­ро­цик­ла он может исполь­зо­вать­ся для навес­ки допол­ни­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния. Для него выпус­ка­ют­ся соот­вет­ству­ю­щие куль­ти­ва­то­ры, плу­ги, ножи-отва­лы, шне­ки для убор­ки снега.

Квад­ро­цик­лы дан­но­го клас­са име­ют дви­га­тель рабо­чим объ­е­мом 400 – 600 см3. Как пра­ви­ло, это одно­ци­лин­дро­вый четы­рех­такт­ный бен­зи­но­вый дви­га­тель, име­ю­щий мощ­ность до 50 л. с. Такая мощ­ность поз­во­ля­ет пре­одо­ле­вать доста­точ­но слож­ные участ­ки и при этом бук­си­ро­вать при­цеп или «тащить» на себе груз. Мас­са сум­мар­но­го гру­за, кото­рый мож­но пере­вез­ти на багаж­ни­ках клас­си­че­ских моде­лей, – неболь­шая. Она не пре­вы­ша­ет 200 кг. Одна­ко моде­ли Side-by-Side, боль­шин­ство кото­рых име­ет боль­шую погру­зоч­ную плат­фор­му, могут пере­вез­ти в 2 – 3 раза больше.

Еще одной осо­бен­но­стью ути­ли­тар­ных моде­лей явля­ет­ся ходо­вая часть. Дан­ные моде­ли име­ют при­вод на все коле­са, раз­да­точ­ную короб­ку, пере­да­чу зад­не­го хода, несколь­ко режи­мов бло­ки­ро­вок. Транс­мис­сия в боль­шин­стве моде­лей пред­став­ле­на в виде вари­а­то­ра. Одна­ко неко­то­рые моде­ли выпол­ня­ют­ся и «на руч­ке». Меха­низм пере­да­чи кру­тя­ще­го момен­та на коле­са – карданный.

Перед­няя под­вес­ка в боль­шин­стве ути­ли­тар­ных моде­лей – неза­ви­си­мая. Как пра­ви­ло, она выпол­не­на на осно­ве А-образ­ных рыча­гов. А вот зад­няя может быть как зави­си­мой (маят­ни­ко­вой), так и неза­ви­си­мой. Для пер­вой харак­тер­ны солид­ная гру­зо­подъ­ем­ность и высо­кая надеж­ность, а вто­рая боль­ше под­хо­дит для пере­дви­же­ния по без­до­ро­жью на высо­ких ско­ро­стях. Тор­моз­ной меха­низм – гид­рав­ли­че­ский с дис­ко­вы­ми тор­мо­за­ми и защи­той дис­ков. Мно­гие моде­ли име­ют элек­тро­уси­ли­тель руле­во­го управ­ле­ния с несколь­ки­ми режи­ма­ми рабо­ты. Вели­чи­на дорож­но­го про­све­та у квад­ро­цик­лов тако­го клас­са боль­шая – до 310 мм.

Один из под­ви­дов ути­ли­тар­ных квад­ро­цик­лов – уже упо­мя­ну­тые моде­ли Side-by-Side. Эта раз­но­вид­ность появи­лась в нача­ле 2000‑х годов. Как уже было отме­че­но, она пред­став­ля­ет собой четы­рех­ко­лес­ный мото­вез­де­ход с попе­реч­ным рас­по­ло­же­ни­ем сиде­ний. Объ­ем дви­га­те­лей таких моде­лей может дости­гать 1000 см3.

Еще одним под­ви­дом ути­ли­тар­ных квад­ро­цик­лов явля­ют­ся тури­сти­че­ские моде­ли. Един­ствен­ное их отли­чие – прак­ти­че­ски пол­ное отсут­ствие воз­мож­но­стей для навес­ки допол­ни­тель­но­го оборудования.

Спортивные и прочие

Что же каса­ет­ся спор­тив­ных моде­лей, то они дают шанс спол­на удо­вле­тво­рить спор­тив­ные амби­ции. Если сопо­ста­вить ути­ли­тар­ные и спор­тив­ные моде­ли, то послед­ние мень­ше и лег­че. Обыч­но они осна­ще­ны толь­ко зад­ним при­во­дом и отли­ча­ют­ся более агрес­сив­ным пла­сти­ко­вым «обве­сом», а так­же име­ют более жест­кую под­вес­ку. В боль­шин­стве слу­ча­ев транс­мис­сия – меха­ни­че­ская. При­вод на коле­са – цеп­ной. Мас­са – минимальная.

Кро­ме уже пере­чис­лен­ных типов суще­ству­ют и дет­ские квад­ро­цик­лы. Они отли­ча­ют­ся ком­пакт­но­стью, нали­чи­ем авто­ма­ти­че­ской транс­мис­сии и менее мощ­ны­ми дви­га­те­ля­ми (рабо­чий объ­ем до 50 см3). Боль­шин­ство моде­лей рас­счи­та­ны на под­рост­ков 12 – 16 лет. Одна­ко суще­ству­ют квад­ро­цик­лы и для мень­ше­го воз­рас­та. В них преду­смот­ре­ны воз­мож­но­сти для дистан­ци­он­но­го отклю­че­ния дви­га­те­ля и регу­ли­ров­ки мак­си­маль­ной допу­сти­мой скорости.

Сельское хозяйство

Гово­ря о направ­ле­ни­ях исполь­зо­ва­ния квад­ро­цик­лов, отме­тим, что соглас­но ста­ти­сти­че­ским дан­ным боль­шая часть вла­дель­цев машин ути­ли­тар­но­го типа исполь­зу­ет их в сель­ском хозяй­стве. Вто­рое место зани­ма­ют люби­те­ли «пока­ту­шек» – актив­но­го отды­ха и спор­тив­но­го ката­ния, тре­тье место – люди, исполь­зу­ю­щие ути­ли­тар­ные квад­ро­цик­лы в рабо­чих целях вне сфе­ры сель­ско­го хозяй­ства, а так­же для рыбал­ки и охоты.

На рынке квадроциклов можно встретить и модели российского производства. Например этот утилитарный PM500 4-6, родом из Рыбинска (ОАО «Русская механика»)

На рын­ке квад­ро­цик­лов мож­но встре­тить и моде­ли рос­сий­ско­го про­из­вод­ства. Напри­мер этот ути­ли­тар­ный PM500 4-6, родом из Рыбин­ска (ОАО «Рус­ская механика»).

Одна­ко дан­ная ста­ти­сти­ка спра­вед­ли­ва лишь в миро­вом мас­шта­бе. В Рос­сии же пер­вый класс фак­ти­че­ски отсут­ству­ет. Если в Англии, напри­мер, до 90 % всех ути­ли­тар­ных квад­ро­цик­лов поку­па­ют фер­ме­ры, то уви­деть «квад­рик» в рос­сий­ском хозяй­стве мож­но крайне редко.

Пер­вая при­чи­на – цена. Одна и та же модель у нас в два с лиш­ним раза доро­же, чем на севе­ро­аме­ри­кан­ском рын­ке. На неболь­шой уча­сток фер­ме­ру про­ще купить мини-трак­тор. В круп­ном же хозяй­стве на сель­хоз­ра­бо­тах бóль­шую эффек­тив­ность пока­жет узко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная тех­ни­ка. «Ну и не нуж­но!» – ска­же­те вы. Одна­ко есть рабо­ты, где и в усло­ви­ях рос­сий­ских хозяйств квад­ро­цикл может себя успеш­но про­явить. Напри­мер, опе­ра­тив­ный под­воз рас­ход­ных мате­ри­а­лов для тех­ни­ки при про­ве­де­нии поле­вых работ. Конеч­но, под­вез­ти филь­тры или рем­ни к тех­ни­ке, встав­шей в сере­дине гона, может и «бухан­ка». Одна­ко сто­ит ли ее все­гда выпус­кать в поле? Если непри­ят­ность про­изо­шла во вре­мя убор­ки и погод­ные усло­вия поз­во­ля­ют, то про­блем нет. А как быть во вре­мя пред­по­сев­ной обра­бот­ки или при посе­ве? Отправ­лять курье­ра от края поля или наре­зать глу­бо­кую колею коле­са­ми «уази­ка»? Из-за низ­ко­го дав­ле­ния, если не устра­и­вать гон­ки по полю, т. е. ехать акку­рат­но, квад­ро­цикл может про­ехать даже по толь­ко что засе­ян­ной поло­се или всхо­дам ози­мых, не нане­ся при этом фаталь­ных повре­жде­ний рас­те­ни­ям. Сто­ит учи­ты­вать и воз­мож­ность сокра­тить путь, а зна­чит, сэко­но­мить вре­мя, про­ехав, напри­мер, через лесополосу.

Вто­рая воз­мож­ная область исполь­зо­ва­ния – кар­ти­ро­ва­ние полей и отбор поч­вен­ных проб. При­чем послед­нюю функ­цию мож­но выпол­нять с помо­щью авто­ма­ти­че­ско­го про­бо­от­бор­ни­ка. Что же каса­ет­ся кар­ти­ро­ва­ния, то выпус­кать трак­тор про­сто для обме­ра ново­го поля – весь­ма затрат­ное заня­тие. Во-пер­вых, из‑за боль­шо­го рас­хо­да топ­ли­ва; во‑вторых, у трак­то­ра все­гда мно­го более соот­вет­ству­ю­щей его воз­мож­но­стям работы.

Квад­ро­цикл может быть неза­ме­ним и во вре­мя охра­ны ско­та на паст­би­ще. При нали­чии косил­ки «квад­рик» быст­рее, чем трак­тор и с мень­ши­ми затра­та­ми топ­ли­ва спра­вит­ся с поко­сом обо­чин дорог. Мож­но най­ти ему дело и в зим­нее вре­мя. Бла­го­да­ря боль­шей подвиж­но­сти на машин­ном дво­ре или фер­ме квад­ро­цикл с отва­лом для сне­га или ротор­ным сне­го­очи­сти­те­лем спра­вит­ся со сне­гом быст­рее и луч­ше, чем трак­тор с тем же набо­ром оборудования.

Так что в опре­де­лен­ных усло­ви­ях квад­ро­цикл для рос­сий­ских хозяйств может стать эффек­тив­ным инстру­мен­том, а не «игруш­кой» для «пока­ту­шек». Глав­ное – точ­но знать, зачем и что вы соби­ра­е­тесь купить.

Читайте также