Фото: Ассоциация менеджеров

Диджитализация в АПК неотвратима

Фото: Ассоциация менеджеров

28 фев­ра­ля 2023 года про­шло засе­да­ние Комис­сии по раз­ви­тию агро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са Ассо­ци­а­ции мене­дже­ров. Речь сре­ди про­че­го велась об  эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния мар­кет­плей­сов и сер­вис­ных плат­форм, а так­же воз­мож­но­стях экс­пор­та сельхозпродукции.

В при­вет­ствен­ном сло­ве Вяче­слав Евсе­ев, испол­ни­тель­ный дирек­тор Ассо­ци­а­ции мене­дже­ров, обо­зна­чил акту­аль­ность про­бле­ма­ти­ки и важ­ность роста мар­кет­плей­сов, уве­ли­че­ния объ­е­мов экс­пор­та сельхозпродукции.

Сер­гей Косо­гор, дирек­тор R&D цен­тра Агро­хол­дин­га СТЕПЬ; пред­се­да­тель Комис­сии по раз­ви­тию агро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са Ассо­ци­а­ции мене­дже­ров, обри­со­вал про­бле­ма­ти­ку: «Под­ни­мая вопрос ито­гов 2022 года, мы пого­во­рим о циф­ро­вых ресур­сах, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют сбыт, пого­во­рим о циф­ро­вых тех­но­ло­ги­ях, кото­рые помо­га­ют добить­ся про­из­во­ди­те­лям уве­ли­че­ния объ­е­ма реа­ли­за­ции сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции. Так­же кос­нем­ся слож­но­стей, кото­рые нас могут ожи­дать в этом сезоне, в свя­зи с тем,  что зару­беж­ные  парт­не­ры огра­ни­чи­ли свою рабо­ту на рынке».

«На рын­ке e-commerce в АПК мы не видим кон­ку­рен­тов, а видим толь­ко парт­не­ров для даль­ней­ше­го раз­ви­тия циф­ро­ви­за­ции, — ска­зал гене­раль­ный дирек­тор Поле.рф Евге­ний Белов. — Наша общая зада­ча — создать этот рынок». По его сло­вам, для это­го пред­сто­ит решить ряд вопро­сов: от повы­ше­ния циф­ро­вой гра­мот­но­сти агра­ри­ев до опре­де­ле­ния стан­дар­тов рабо­ты, и сде­лать это сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми будет быст­рее и эффективнее.

Евге­ний Белов высту­пил с ини­ци­а­ти­вой созда­ния Ассо­ци­а­ции игро­ков рын­ка e-commerce в B2B-сек­то­ре с целью уско­ре­ния раз­ви­тия циф­ро­вых плат­форм в Рос­сии. «Диджи­та­ли­за­ция отрас­ли явля­ет­ся неот­вра­ти­мой», – под­черк­нул спикер.

«Циф­ро­ви­за­ция при­шла! Это уже не про­шлое, а насто­я­щее», – про­дол­жи­ла  Еле­на Коше­ле­ва, опе­ра­ци­он­ный дирек­тор ООО «Агро­но­ут», и обо­зна­чи­ла ожи­да­ния от 2023 года: внед­ре­ние истин­но­го точ­но­го зем­ле­де­лия, повы­ше­ние инте­ре­са к реаль­но повы­ша­ю­щим эффек­тив­ность инструментам.

Миха­ил Мизин, член Прав­ле­ния Ассо­ци­а­ции диле­ров сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки «АСХОД», оха­рак­те­ри­зо­вал рынок сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки про­шло­го года: уход меж­ду­на­род­ных ком­па­ний, крат­ко­вре­мен­ные валют­ные коле­ба­ния, рост став­ки, дефи­цит зап­ча­стей, санк­ции на часть тех­ни­ки и зна­чи­тель­ную часть ком­по­нен­тов, сбой логи­сти­ки, труд­но­сти с «аль­тер­на­тив­ны­ми» марш­ру­та­ми ори­ги­наль­ных зап­ча­стей, хоро­ший уро­жай, мас­со­вый при­ход брен­дов из дру­же­ствен­ных стран – Китая, Индии, Тур­ции.  Давая про­гноз на теку­щий год, Мизин отме­тил реструк­ту­ри­за­цию госу­дар­ствен­ной под­держ­ки сег­мен­та, что свя­за­но, преж­де все­го, с эко­но­ми­ей средств. Кро­ме того, обо­зна­чит­ся сла­бый спрос, сохра­нит­ся дефи­цит и кан­ни­ба­лизм тех­ни­ки, наме­тит­ся рост про­из­вод­ства тех­ни­ки и зап­ча­стей в Рос­сии, частич­но вос­ста­но­вят­ся отгруз­ки запад­ных компаний.

Рустам Хафизов, глав­ный ана­ли­тик, руко­во­ди­тель инно­ва­ци­он­но­го ана­ли­ти­че­ско­го цен­тра, Груп­па «Чер­ки­зо­во», назвал одним из глав­ных вызо­вов ушед­ше­го года обес­пе­че­ние бес­пе­ре­бой­но­го про­из­вод­ства. Дру­гой вызов – сокра­ще­ние воз­мож­но­стей кана­лов экс­пор­та. По наблю­де­ни­ям высту­па­ю­ще­го, экс­порт ста­но­вит­ся доро­гим за счет логи­сти­ки. Гло­баль­но сель­ско­хо­зяй­ствен­ная отрасль име­ет все воз­мож­но­сти для даль­ней­ше­го раз­ви­тия в теку­щем году.

«Несмот­ря на ряд вызо­вов в сель­ско­хо­зяй­ствен­ной отрас­ли, вклю­чая сни­же­ние гори­зон­та пла­ни­ро­ва­ния, высо­кую вола­тиль­ность, рост цен на про­дук­цию до 40%, АПК сохра­нил устой­чи­вые пози­ции в  про­шло­год­ний пери­од за счет того, что повы­сил уро­вень гиб­ко­сти в при­ня­тии реше­ний», – дал оцен­ку ситу­а­ции Миха­ил Луп­та­ков, гене­раль­ный дирек­тор  «Луп­та­ков и Парт­не­ры».  Ком­па­нии исполь­зо­ва­ли раз­лич­ные вари­ан­ты реа­ги­ро­ва­ния на вызо­вы. Напри­мер, дивер­си­фи­ци­ро­ва­ли свой биз­нес для раз­ме­ще­ния на мар­кет­плей­сах, умень­ша­ли пар­тии СЗР, посколь­ку малень­ки­ми пар­ти­я­ми про­ще управ­лять и сбы­вать. Как счи­та­ет Миха­ил Луп­та­ков, для ком­па­ний раз­но­го мас­шта­ба важ­но внед­рить систе­му инте­гри­ро­ван­но­го пла­ни­ро­ва­ния, кото­рая вклю­ча­ет про­из­вод­ствен­ное и опе­ра­ци­он­ное планирование.

На нехват­ку ком­му­ни­ка­ци­он­ной актив­но­сти и рабо­ты над дело­вой репу­та­ци­ей в ком­па­ни­ях в сфе­ре АПК, выхо­дя­щих на зару­беж­ные рын­ки, ука­за­ла Евге­ния Поля­ко­ва, гене­раль­ный дирек­тор агент­ства Fields4e. Напри­мер, в про­шлом году в выстав­ке FoodExpo во Вьет­на­ме при­ни­ма­ло уча­стие 50 рос­сий­ских агро­фирм, но об этом было выпу­ще­но толь­ко два пресс-рели­за. Этим огра­ни­чи­лась ком­му­ни­ка­ция. В каче­стве поло­жи­тель­но­го при­ме­ра, Поля­ко­ва ука­за­ла кам­па­нию по выхо­ду на рос­сий­ский рынок корей­ских про­из­во­ди­те­лей про­мыш­лен­но­го обо­ру­до­ва­ния – более 150 пуб­ли­ка­ций по ито­гам уча­стия на полях ИННОПРОМА. На ее взгляд, оте­че­ствен­ные ком­па­нии долж­ны вести более актив­ную рабо­ту в этом направ­ле­нии не толь­ко с мест­ны­ми масс-медиа, но и с мест­ны­ми мар­кет­плей­са­ми, соци­аль­ны­ми плат­фор­ма­ми, при­вле­кать пред­ста­ви­те­лей экс­перт­но­го сооб­ще­ства, орга­ни­зо­вы­вать соб­ствен­ные актив­но­сти – биз­нес-зав­тра­ки,  roadshow. Все это в сово­куп­но­сти повли­я­ет на повы­ше­ние уров­ня дове­рия к оте­че­ствен­ным про­дук­там и компаниям.

Об анти­мо­но­поль­ном регу­ли­ро­ва­нии на рын­ках сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции рас­ска­зал Илья Кожев­ни­ков, юрист прак­ти­ки кон­ку­рент­но­го пра­ва BGP Litigation. Посколь­ку часть мар­кет­плей­сов будет при­рав­не­на к участ­ни­кам това­ро­обо­ро­та,  то теперь в их отно­ше­нии могут быть пода­ны заяв­ле­ния в анти­мо­но­поль­ный орган по при­зна­кам нару­ше­ния анти­мо­но­поль­но­го зако­но­да­тель­ства. Исклю­че­ния будут состав­лять агре­га­то­ры инфор­ма­ции, кото­рые не предо­став­ля­ют воз­мож­но­сти при­об­ре­сти какой-либо товар.

ФАС осу­ществ­ля­ет кон­троль за таки­ми вида­ми нару­ше­ний как: анти­кон­ку­рент­ные согла­ше­ния, коор­ди­на­ция эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти, зло­упо­треб­ле­ние доми­ни­ру­ю­щим поло­же­ни­ем. Так­же ФАС Рос­сии кон­тро­ли­ру­ет цены в рам­ках согла­со­ва­ния сде­лок эко­но­ми­че­ской кон­цен­тра­ции. В чис­ле прак­ти­че­ских сове­тов, кото­рые спи­кер дал игро­кам рын­ка: соблю­дать прин­ци­пы доб­ро­со­вест­но­сти, зара­нее про­ра­ба­ты­вать обос­но­ва­ния для повы­ше­ния цен, опре­де­лять доста­точ­ные и про­зрач­ные усло­вия вза­и­мо­дей­ствия с контр­аген­та­ми, осу­ществ­лять мони­то­ринг прак­ти­ки анти­мо­но­поль­но­го орга­на и рабо­тать над систе­мой анти­мо­но­поль­но­го комплаенса.

Читайте также