Передо мной журнал «Новое сельское хозяйство» образца 1998 года – наш первый выпуск, пробный шар. Сколько таких экземпляров, пусть даже невзрачного вида, еще найдется в России? Пять? Десять?
Перелистываю страницы. Да, за прошедшие двадцать дизайн поменялся, и не раз! Выросло качество изображений, да и самой печати. Но насколько изменилась информация, отправляемая нами со страниц «в народ»? О чем мы писали двадцать лет назад? О чем пишем сейчас?
Читаю заголовки… «Без плуга – с прибылью!», «Увеличение надоев молока без комбикорма?», «Соломотрясам пора в отставку?», «Мощнее, быстрее, комфортабельнее»… Ба! Да ведь эти заголовки актуальны и теперь! Скажете, нет?
В выпуске, который Вы держите в руках, мы ведем речь все о том же: пахать или не пахать, а если пахать, то насколько глубоко (с. 96)… Что выгоднее – прямой сев или сев в мульчу (с. 44). Мы поднимаем вопросы кормления молочного стада для увеличения продуктивности и срока службы животных (с. 74, 76), рассуждаем о комфорте и безопасности современной техники, ее производительности (с. 92, 100) … Да, темы остались те же, хотя характер подачи материала изменился.
Но это не единственная перемена. Если раньше журнал «Новое сельское хозяйство» рассказывал о новых технологиях в отрасли, уже применяемых зарубежными коллегами, но нашим хозяйственникам казавшихся нереально далекими, то теперь мы ведем общение с читателем на одной волне, точнее, выступаем на одном уровне. А порой вы, наш читатель, в некоторых вопросах осведомлен даже лучше нас: и прямой сев, и использование мочевины в кормах КРС, и консервирование плющеного зерна в рукавах вы испытали «на собственной шкуре» и уже сами вполне можете давать рекомендации.
Вы даже себе и представить не можете, сколь многому мы, сотрудники редакции, учимся, приезжая к вам в хозяйства, общаясь с вами на выставках, по телефону или в соцсетях – куда без них нынче?!
Еще с большим интересом мы становимся участниками новых экспериментов. К примеру, решил Владимир Иванович Афанасьев из ПСХК «Новая Жизнь» в Курской области заложить для своего скота не силос, а шредлаж – мы тут как тут. Проводит подмосковный «Совхоз имени Ленина» вместе с компанией «КВС Рус» опыт по выращиванию ржи на сенаж с уборкой в конце мая и последующим севом кукурузы на силос – мы держим руку на пульсе и готовы поделиться с другими читателями отчетом об этой свежей технологии. Испытал алтайский фермер Сергей Кожанов в хозяйстве одним из первых в стране опрыскиватель Amazone с системой AmaSpot или возделывает зерновое сорго, и мы готовы рассказать об его опыте на всю страну.
Еще одно наблюдение: наш читатель научился отлично считать: за урожайностью или продуктивностью нынче не гонятся – во главе угла рентабельность и маржинальность производства! Впрочем, и урожайность – взять ту же кукурузу на зерно – 200 ц/га при средней по стране 40 – 50 ц/га давно уже не уникальный результат.
И таких примеров мы с моими коллегами можем привести не один и не десять. Сегодня многие животноводческие хозяйства заготавливают такой силос, что зарубежные коллеги с уважением ставят ему самые высокие оценки. Произведенное молоко отвечает самым жестким требованиям качества, устанавливаемым не ГОСТами, а бизнесом, занимающим производством элитных продуктов.
Многие наши читатели не новички и в сегменте органического земледелия – имеют свои сертифицированные производства, своего целевого потребителя, свои марки и свои магазины, уверенно идут своим выбранным однажды путем.
Да, как много изменилось в отрасли за двадцать лет существования журнала! Даже полистав официальную статистику, понимаешь – проделан гигантский путь. В конце 90‑х убирали по 47…70 млн т зерна, и вот уже пятый год меньше 100 млн т в закрома не сыпем. Научились выращивать и кукурузу на зерно, и подсолнечник – стимулом стал рынок – уж больно «приятна» конъюнктура.
То, что еще недавно казалось недоступным хай-теком, сегодня уже – реалии: это и дроны, используемые для составления карт урожайностей, и роботы в доении, и трансплантация эмбрионов, не говоря уже о почти волшебных «программных» помощниках специалистов.
А ведь развитие науки, разработка и внедрение новых технологий в нашу повседневную жизнь не только не замедлилось, а даже ускорилось. Всем известные факты: если взять за точку отсчета «охват» какой‑то новинкой 50‑миллионной аудитории, то у пассажирского самолета ушло на это 68 лет, у автомобиля – 63 года, телевизор шел в массы 22 года, персональный компьютер преодолел путь за 14 лет, мобильные телефоны – за 12, Интернет – 7, Facebook – 3 года, а игрушка Pokemon GO собрала свою 50‑миллионную аудиторию за 19 дней. Не переживайте, это не значит, что мы намерены «уйти в цифру» или намереваемся выпускать электронные игры. Опережающее развитие науки и инженерной мысли всегда оставит простор для творчества: нам найдется, о чем «свежем» и прогрессивном рассказать своему читателю. Да и как может быть иначе? На то мы и «Новое сельское хозяйство»!