Кто откажется похрустеть свежим огурцом зимой или приготовить зеленый салат, когда за окном метет? Благодаря развитию отечественного овощеводства защищенного грунта россияне теперь имеют такую возможность.
Тепличное овощеводство
Помните резонансный запрет на ввоз в Россию турецких томатов с 1 января 2016 г.? Тема эта активно обсуждалась во внешнеполитическом аспекте, а ведь для отечественного овощеводства она стала даже более значимой: в отрасль уже активно пошли российские инвестиции, которые поддерживались государством. Поэтому защита отечественного производителя от внешней экспансии была кстати.
Основы же быстрого развития тепличного овощеводства заложил рост потребности населения в свежих овощах и приход инновационных технологий для тепличного хозяйства, позволяющих производить больше продукции с минимальными затратами труда, материальных средств, воды и энергии.
Витаминная отрасль
Не каждая отрасль может похвастаться таким ответом на политику правительства страны: в последние годы рынок овощей защищенного грунта в России рос главным образом за счет отечественного производства. Причем если площади теплиц увеличивались на 1 – 4 % в год, то урожай – на 13 – 14 %. В результате по итогам 2017 г. в сельскохозяйственных предприятиях было собрано 922 тыс. тонн овощей защищенного грунта, а в 2018 г. – ожидается уже свыше 1,1 млн тонн. За пятилетку же 2014 / 18 г. производство тепличных овощей выросло на 49%. Так что обеспеченность населения витаминной продукцией сегодня составляет свыше 57% против 40% в 2015 г.
Планы на будущее тоже поставлены: к 2020 г. – 1,4 млн т, а к 2024 г. – до 2,0 млн т. При этом наибольшее количество овощей защищенного грунта в 2017 г. было выращено в хозяйствах Краснодарского края (7 %), Республики Башкортостан (6 %), Республики Крым (6 %), Республики Татарстан (4 %) (табл. 1).
Сегодня в структуре производимой в теплицах овощной продукции 60 % приходится на огурцы и 40 % – на томаты. В абсолютных цифрах валовой сбор огурца защищенного грунта во всех категориях хозяйств России в 2017 г. составил 897 тыс. т при объеме импорта 134 тыс. т (для сравнения: в 2012 г. 600 тыс. т и 226 тыс. т соответственно). В свою очередь, валовое производство тепличных томатов в 2017 г. достигло 714 тыс. т, а импорт – 518 тыс. т (для сравнения: в 2012 г. 416 тыс. т и 820 тыс. т соответственно) (табл. 2). Прочих же овощей было произведено всего 78 тыс. т. В результате этого доля импорта по отношению к валовому производству тепличного огурца в стране снизилась с 37,6 % в 2012 г. до 18 % в 2017 г., а томата – со 197 до 74 %.
И если еще в 2013 г. Россия импортировала в целом 64 % овощей защищенного грунта, то в 2017 г. удельный вес импортной продукции упал до 41 %, а в 2018 г. он снизился уже до 33 %, что весьма близко к планам Минсельхоза России на ближайшие пять лет.
Еще одно позитивное изменение в развитии тепличного овощеводства коснулось структуры валовых сборов огурца и томатов по категориям хозяйств. Если в промышленном (коммерческом) секторе в 2012 г. производилось 67 % огурца защищенного грунта, то в 2017 г. – 68 %. Соответственно 32 – 33 % приходилось на хозяйства населения. Доля тепличных томатов в промышленном (коммерческом) секторе в валовом производстве с 2012 по 2017 г. выросла сильнее – с 40 до 47 %, а хозяйств населения упала до 53 %.
До сегодняшнего дня выращивание овощей защищенного грунта являлось одним из самых доходных производств в АПК России. Рентабельность вновь построенных тепличных комплексов в последние годы доходила до 40 %. И даже у старых теплиц, которые имели высокий расход энергии и некруглогодичный период сбора овощей, рентабельность производства составляла 15 – 30 %. Коммерческой привлекательности отрасли для профильных и непрофильных инвесторов способствовала общая конъюнктура рынка.
Площади растут
Быстрый рост производства овощей защищенного грунта в России стал возможен в первую очередь благодаря строительству новых теплиц и приходу в отрасль современных технологий. Сегодня по площади защищенного грунта Россия занимает 23-е место (1 %) в мире и 12-е место (2 %) в Европе. По данным Росстата, площади теплиц в стране неуклонно увеличиваются: если в 2015 г. их было 3,1 тыс. га, то в 2017 г. – 3,3 тыс. га. Из них зимние теплицы занимали 2270 га, весенние теплицы – 959 га, а парники, утепленный грунт и посевы под пленкой – всего 59 га (табл. 3).
За 2013 – 2017 гг. в России было построено теплиц общей площадью свыше 400 га, инвестиции составили порядка 121 млрд руб. Достаточно сказать, что только за 2017 г. общая площадь защищенного грунта выросла на 136 га, в том числе на 127 га – зимних теплиц, а по итогам 2018 г. планировалось ввести в эксплуатацию еще порядка 300 га только зимних теплиц. В результате их суммарная площадь в стране превысит 2,5 тыс. га. При этом идет активное строительство теплиц пятого поколения – Ultra Clima. Уже сейчас их ориентируют на поставку продукции не только на внутренний, но и внешний рынки. До 2021 г. в стране площадь теплиц должна увеличиться почти в полтора раза. Одновременно проводится реконструкция и модернизация действующих тепличных комплексов.
Рост валового производства овощей связан и с применением современных технологий, что существенно сказывается на урожайности культур, которая в новых теплицах на томатах достигает 50 – 60 кг / м2 без досвечивания и до 90 кг / м2 с досвечиванием, а огурца – 100 – 140 кг / м2 с досвечиванием. Это гораздо выше, чем было в теплицах старых конструкций.
Строительство тепличных комплексов – не дешевое удовольствие. На создание 1 га зимних теплиц требуется от 100 до 300 млн руб. Здесь быстрому развитию отрасли способствовала государственная поддержка: до последнего времени она включала в себя компенсацию прямых затрат на строительство теплиц в размере 20 % (CAPEX) и льготное кредитование под 1 – 5 % годовых. За 2015 – 2017 гг. государство возместило компаниям около 13 млрд руб.
Но сегодня инвесторов в отрасли беспокоит сокращение компенсации затрат на строительство теплиц до 10 %, что не может не сказаться на их деловой активности. Непосредственным результатом роста производства тепличных овощей в стране – по мере запуска новых комплексов – стал рост конкуренции и снижение цен на овощную продукцию на рынке. Достаточно сказать, что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. цены на огурцы снизились на 50 %, а на томаты – на 25 %. И хотя отрасль остается по-прежнему прибыльной, но уже не столь высокорентабельной, какой она была еще два-три года назад.
На рынке овощей происходят и другие качественные изменения, которые говорят о его постепенном переходе к стадии насыщения. Если три-пять лет назад на нем отмечалась сильная конкуренция между отечественной и импортной продукцией, то сейчас усиливается внутрироссийская конкуренция, которая означает усиление борьбы между производителями с современными и устаревшими технологиями. А на подходе уже конкуренция между крупными отечественными производителями с современными технологиями.
Улучшать структуру
В настоящее время население нашей страны потребляет томатов и огурцов примерно одинаковое количество, тогда как в мире томатов съедается в 2 – 3 раза больше. Эксперты полагают, что это связано с более длительными сроками выращивания томатов. Кроме того, рентабельность томатов в других странах выше и составляет 35 – 40 %, тогда как огурцов – 25 %. Томаты также лучше переносят транспортировку и дольше хранятся. В силу этих обстоятельств можно прогнозировать, что структура производства овощей в России будет изменяться в сторону увеличения доли томатов. К тому же, в теплицах мало производится салатов, зеленных культур, перцев и баклажанов.
Российский бизнес уже отреагировал на эти перекосы в предложении, и сегодня интерес российских производителей, особенно в южных регионах страны, смещается к производству томатов, в том числе «модных» их видов. Одновременно увеличивается производство нишевых продуктов, в том числе баклажанов, сладкого перца, земляники садовой. Строительство новых теплиц с усовершенствованными технологиями выращивания позволяет заметно увеличить урожайность и предложение данных овощных культур.
Приоритет за сбытом
Российским производителям тепличных овощей пока еще сложно конкурировать с импортными поставщиками овощей защищенного грунта в первую очередь в нижнем ценовом сегменте. Отечественные компании могут выиграть борьбу за счет увеличения площадей теплиц, использования инновационных технологий выращивания культур, оптимизации ассортимента, а также предпродажной подготовки овощей, что повышает их потребительскую стоимость.
Сегодня наибольшую прибыль в стране получают те хозяйства, которые предлагают на рынке упакованную продукцию. А здесь есть большие возможности для роста. Так, если в России соотношение упакованных и продающихся навалом овощей составляет 25 %, то в Германии около 85 % этой продукции продается в упаковке, в Англии – 55 %, в Австралии – 45 %. Кроме того, в последнее время в стране большую популярность стали приобретать овощи, максимально готовые к употреблению – мытые и очищенные, овощные миксы, наборы, а также более крупные упаковки для мелкой оптовой торговли, что является одним из мировых трендов.
Поэтому наряду с автоматизацией собственно процессов производства в тепличных хозяйствах большое значение придается автоматизации зон упаковки и логистики путем применения таких высокотехнологичных новинок, как системы ERP (программное обеспечение управления логистикой), а также роботизированные системы (включает системы выбора и размещения, палетизации и депалетизации различных продуктов, сбор заказов, упаковку, погрузку и разгрузку тележек и других носителей).
Новые ветры из Европы
Одним из главных законодателей моды в овощеводстве защищенного грунта является Европа. По ее примеру новым направлением в нашей стране становятся инвестиции в создание мощностей по развитию гидропоники как способа выращивания тепличных растений на искусственных средах без почвы.
Еще одним новым трендом, который только набирает обороты в России, является сити-фермерство. Его технологической основой являются вертикальные или контейнерные гидропонные установки для выращивания зелени, которые могут размещаться на крышах зданий.
Внимание российских овощеводов также привлекает технология производства овощей для детей – Baby size. Мини-овощи (мини-огурчики, помидорчики или перец) в мини-упаковках (стаканы с ярким рисунком) производятся специально для детей, что прививает культуру потребления здоровой пищи с детства.
Быстрое развитие овощеводческой отрасли не может не вызывать удовлетворения у покупателей. Теперь, даже зимой, они имеют возможность покупать в магазинах самую свежую витаминную продукцию.
Теплицы мира
В настоящее время в мире построено 497,8 тыс. га теплиц. Только за последние шесть лет площадь защищенного грунта выросла на 24%. По оценкам экспертов, до 2021 г. площадь теплиц в мире будет расти на 11% в год и достигнет 750 тыс. га, что на 51% больше, чем было в 2017 г. Из всей площади теплиц 90% покрыты пластиком и 10% – стеклом.
По площади теплиц лидером в мире является Европа – 210 тыс. га, что составляет 42,2% от мировых площадей. Второе место занимает Азия (180,5 тыс. га, или 36,3%), далее с большим отрывом следуют Африка (45,3 тыс. га, 9,1%), Северная Америка (31,8 тыс. га, 6,4%), Ближний Восток (14,6 тыс. га, 2,9%), Южная Америка (14 тыс. га, 2,8%) и Океания (1,6 тыс. га, 0,3%).