Интервалы замены масла для современных тракторов становятся всё продолжительнее. Отчасти это связано с улучшением характеристик смазочных материалов. Однако увеличенные интервалы хороши не во всех случаях. Мы выяснили у экспертов, на что следует обращать внимание, если речь идет о масле с долгосрочным ресурсом.
Рынок смазочных материалов
На рынке появилось масло, позволяющее ездить от замены до замены намного дольше. Именно так думают многие потребители, однако разработчики смазочных материалов нового поколения предупреждают: «Гарантировать пролонгированных интервалов мы не можем». «Да, в нашей отрасли, как и в других отраслях промышленности, постоянно идет развитие, но двигаемся мы вперед мелкими шажками», – сообщает Хайко Штефан, инженер-технолог немецкого производителя смазочных материалов Addinol.
Современным двигателям – современное масло
Некоторые моторостроители доверяют производимой им продукции сегодня в большей степени и поэтому допускают более длительные интервалы замены масла. Благодаря использованию в моторостроении новых материалов с улучшенными антифрикционными свойствами требования к маслам предъявляются менее строгие, тем не менее и сами масла служат теперь намного дольше.
Масло устаревает не только из-за трения между поршнем и цилиндром, здесь играют роль и такие факторы, как нагар, конденсат и повышенные температуры. В связи с этим и с целью увеличения срока службы масел их производители были вынуждены усовершенствовать свои рецептуры. Осуществить это стало возможно благодаря оптимизации производственных процессов.
«Раньше приходилось полагаться на качество базового масла, которое обогащали добавками. Но благодаря технологии гидрокрекинга сегодня мы можем проникать в молекулярную структуру и создавать масло с заданными свойствами», – поясняет Х. Штефан. Такой способ производства объясняет более высокую стоимость так называемых синтетических масел.
Пока масла с долгосрочным ресурсом распространены в сельском хозяйстве не столь широко, как в секторе легкового автотранспорта. Так, наработка 1 000 моточасов на одну заправку маслом в отрасли впервые стала возможна с появлением на рынке тракторов Fendt 900 Vario 6-го поколения. В случае тракторов данной модели предписано использовать масло 5W30.
«В холодном состоянии менее вязкое масло при запуске двигателя быстрее поступает к элементам двигателя и тем самым предотвращает их износ», – поясняет Андреа Байн, ответственная за сбыт смазочных материалов в товарном центре «Райффайзен» (RWZ), который под своей маркой Farmlub выпускает смазочные продукты для сельскохозяйственной отрасли.
Присадки всемогущие?
Присадки в маслах ответственны за конкретные свойства: они связывают грязь или минимизируют проявление определенных эффектов, таких как износ, коррозия и старение двигателя.
Присадки со временем сгорают, в результате чего образуется так называемая сульфатная зола, которая засоряет фильтры выхлопной системы и ухудшает смазочные характеристики. Поэтому производители пытаются разработать присадки, которые давали бы как можно меньше золы и содержали бы еще меньше серы и фосфора, негативно влияющих на катализатор. На профессиональном языке их называют Low-SAPS (англ. «низкое содержание сульфатной зольности, фосфора и серы»). Эти характеристики указываются в современных спецификациях масел наряду с показателем вязкости.
«Аддитивы должны все-таки отбираться только производителем. Я очень критично отношусь к добавлению в масла некоторых средств именно конечным потребителем, – говорит эксперт фирмы Addinol. – Например, пользователь может добавить побольше присадки, обещающей меньший износ, но она вытеснит другую, уже имеющуюся в масле. Готовый продукт можно сравнить с полностью заполненной системой сот, в которой каждая присадка прочно занимает свое место и состав хорошо сбалансирован. Если сюда поступит новая присадка, то она ослабит действие других». В рассматриваемом нами случае большая степень защиты от износа будет означать, пожалуй, меньшую степень защиты от коррозии.
К тому же аддитивы не очень избирательны: ответственные за чистоту связывают посторонние примеси и заботятся о том, чтобы они осели на фильтре. Эти очищающие добавки могут также влиять на посторонние аддитивы и таким образом нейтрализовывать их. В результате масло способно потерять свое качество из-за того, что очищающие добавки будут расходоваться быстрее.
Помимо этого, образуется больше сульфатной золы, что негативно скажется на сажевом фильтре выхлопной системы. Поэтому во многих руководствах к эксплуатации от производителей четко указывается, что использование дополнительных присадок приводит к прекращению действия гарантии на масло.
Дольше может не каждое
Сохранность необходимых характеристик на более длительный срок может гарантировать далеко не каждое масло, в связи с чем следует соблюдать предписания спецификаций: здесь только значений вязкости в качестве критерия выбора недостаточно.
«Мы часто сталкиваемся с клиентами, которые при покупке трактора за 180 тысяч евро начинают спорить из-за переплаты в 80 евро за более дорогое масло. В данном случае преимущество аграрием редко осознается, так как вживую разница в качестве масел незаметна», – говорит Андреа Байн.
В защиту соблюдения рекомендаций говорит и Кристиан Гшайдмайер, руководитель управления разработки, выпуска и сбыта смазочных материалов в компании Baywa AG: «Самое лучшее масло – это правильное масло. Кто придерживается рекомендованных спецификаций, ошибки не допустит».
При пролонгированных сервис-интервалах по-прежнему возможно применение одного и того же масла в двигателе, гидравлике и редукторе. Но критичной будет ситуация, если используются дизельные сажевые фильтры.
Ведь чтобы обеспечить время от времени регенерацию фильтра, впрыскивается больше топлива, которое в конце концов частично оказывается в моторном масле. В результате постоянного разжижения масло следует менять даже раньше, поэтому нужно точно оценить целесообразность работы сельхозтехники с более продолжительными интервалами замены масла.
Окупается, но когда?
Более длительный интервал замены масла интересен прежде всего пользователям, у которых за год счетчики наматывают тысячи моточасов. «Если в разгар сезона потребуется выделить хотя бы один день на проведение сервиса, сельскохозяйственному подрядчику этот день будет стоить недополученного дохода», – поясняет Нилс Рихардт, глобальный специалист компании Shell по применению продукции для сельскохозяйственной и строительной техники. В таких случаях более длительные интервалы дают конкретные преимущества. «Тем же, кто по итогам года нарабатывает лишь несколько сотен моточасов, все же следует менять масло каждые двенадцать месяцев, поскольку в нем оседает, например, конденсат, и оно устаревает независимо от фактического срока использования, – рассказывает Н. Рихардт. – Тем, кто полностью полагается на обещания производителя и меняет масло раз в несколько лет, позже придется раскошелиться на дорогостоящий ремонт».
Чего еще ни в коем случае не стоит делать, так это переводить трактор более ранних моделей на современные масла с длительным ресурсом и ориентироваться при этом на более продолжительный интервал их замены. Следует соблюдать рекомендации по эксплуатации машин.
По мнению эксперта компании Addinol, современные масла, предназначенные для новых тракторов, в некоторых случаях можно использовать на машинах более старших поколений, например для их обкатки по двору. «Но так как их двигатели разрабатывались с учетом доступной в то время вязкости масел, то не стоит брать продукты, слишком отличающиеся от используемых в те годы», – дает рекомендации эксперт компании Baywa К. Гшайдмайер.
Есть конкретные причины, почему не стоит прибегать к использованию современных масел на несколько устаревших моделях тракторов: новые масла могут отличаться очищающим эффектом, и это никоим образом не скажется положительно. «Если в двигателе растворятся старые микроскопически небольшие отложения, то они могут забить масляный фильтр или привести к разгерметизации системы», – указывает Андреа Байн.
Полная версия доступна в печатном и электронном виде
Вы можете оформить подписку на издание в печатном виде на сайте agrodelo.ru или электронном виде в магазинах Google Play и App Store.