Фото: Adobe Stock

Хай-тек в жидкой форме

Фото: Adobe Stock

Интер­ва­лы заме­ны мас­ла для совре­мен­ных трак­то­ров ста­но­вят­ся всё про­дол­жи­тель­нее. Отча­сти это свя­за­но с улуч­ше­ни­ем харак­те­ри­стик сма­зоч­ных мате­ри­а­лов. Одна­ко уве­ли­чен­ные интер­ва­лы хоро­ши не во всех слу­ча­ях. Мы выяс­ни­ли у экс­пер­тов, на что сле­ду­ет обра­щать вни­ма­ние, если речь идет о мас­ле с дол­го­сроч­ным ресурсом.

Рынок смазочных материалов

На рын­ке появи­лось мас­ло, поз­во­ля­ю­щее ездить от заме­ны до заме­ны намно­го доль­ше. Имен­но так дума­ют мно­гие потре­би­те­ли, одна­ко раз­ра­бот­чи­ки сма­зоч­ных мате­ри­а­лов ново­го поко­ле­ния пре­ду­пре­жда­ют: «Гаран­ти­ро­вать про­лон­ги­ро­ван­ных интер­ва­лов мы не можем». «Да, в нашей отрас­ли, как и в дру­гих отрас­лях про­мыш­лен­но­сти, посто­ян­но идет раз­ви­тие, но дви­га­ем­ся мы впе­ред мел­ки­ми шаж­ка­ми», – сооб­ща­ет Хай­ко Ште­фан, инже­нер-тех­но­лог немец­ко­го про­из­во­ди­те­ля сма­зоч­ных мате­ри­а­лов Addinol.

Современным двигателям – современное масло

Неко­то­рые мото­ро­стро­и­те­ли дове­ря­ют про­из­во­ди­мой им про­дук­ции сего­дня в боль­шей сте­пе­ни и поэто­му допус­ка­ют более дли­тель­ные интер­ва­лы заме­ны мас­ла. Бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию в мото­ро­стро­е­нии новых мате­ри­а­лов с улуч­шен­ны­ми анти­фрик­ци­он­ны­ми свой­ства­ми тре­бо­ва­ния к мас­лам предъ­яв­ля­ют­ся менее стро­гие, тем не менее и сами мас­ла слу­жат теперь намно­го дольше.

Мас­ло уста­ре­ва­ет не толь­ко из-за тре­ния меж­ду порш­нем и цилин­дром, здесь игра­ют роль и такие фак­то­ры, как нагар, кон­ден­сат и повы­шен­ные тем­пе­ра­ту­ры. В свя­зи с этим и с целью уве­ли­че­ния сро­ка служ­бы масел их про­из­во­ди­те­ли были вынуж­де­ны усо­вер­шен­ство­вать свои рецеп­ту­ры. Осу­ще­ствить это ста­ло воз­мож­но бла­го­да­ря опти­ми­за­ции про­из­вод­ствен­ных процессов.

«Рань­ше при­хо­ди­лось пола­гать­ся на каче­ство базо­во­го мас­ла, кото­рое обо­га­ща­ли добав­ка­ми. Но бла­го­да­ря тех­но­ло­гии гид­ро­кре­кин­га сего­дня мы можем про­ни­кать в моле­ку­ляр­ную струк­ту­ру и созда­вать мас­ло с задан­ны­ми свой­ства­ми», – пояс­ня­ет Х. Ште­фан. Такой спо­соб про­из­вод­ства объ­яс­ня­ет более высо­кую сто­и­мость так назы­ва­е­мых син­те­ти­че­ских масел.

Пока мас­ла с дол­го­сроч­ным ресур­сом рас­про­стра­не­ны в сель­ском хозяй­стве не столь широ­ко, как в сек­то­ре лег­ко­во­го авто­транс­пор­та. Так, нара­бот­ка 1 000 мото­ча­сов на одну заправ­ку мас­лом в отрас­ли впер­вые ста­ла воз­мож­на с появ­ле­ни­ем на рын­ке трак­то­ров Fendt 900 Vario 6-го поко­ле­ния. В слу­чае трак­то­ров дан­ной моде­ли пред­пи­са­но исполь­зо­вать мас­ло 5W30.

«В холод­ном состо­я­нии менее вяз­кое мас­ло при запус­ке дви­га­те­ля быст­рее посту­па­ет к эле­мен­там дви­га­те­ля и тем самым предот­вра­ща­ет их износ», – пояс­ня­ет Андреа Байн, ответ­ствен­ная за сбыт сма­зоч­ных мате­ри­а­лов в товар­ном цен­тре «Райф­фай­зен» (RWZ), кото­рый под сво­ей мар­кой Farmlub выпус­ка­ет сма­зоч­ные про­дук­ты для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной отрасли.

Присадки всемогущие?

При­сад­ки в мас­лах ответ­ствен­ны за кон­крет­ные свой­ства: они свя­зы­ва­ют грязь или мини­ми­зи­ру­ют про­яв­ле­ние опре­де­лен­ных эффек­тов, таких как износ, кор­ро­зия и ста­ре­ние двигателя.

При­сад­ки со вре­ме­нем сго­ра­ют, в резуль­та­те чего обра­зу­ет­ся так назы­ва­е­мая суль­фат­ная зола, кото­рая засо­ря­ет филь­тры выхлоп­ной систе­мы и ухуд­ша­ет сма­зоч­ные харак­те­ри­сти­ки. Поэто­му про­из­во­ди­те­ли пыта­ют­ся раз­ра­бо­тать при­сад­ки, кото­рые дава­ли бы как мож­но мень­ше золы и содер­жа­ли бы еще мень­ше серы и фос­фо­ра, нега­тив­но вли­я­ю­щих на ката­ли­за­тор. На про­фес­си­о­наль­ном язы­ке их назы­ва­ют Low-SAPS (англ. «низ­кое содер­жа­ние суль­фат­ной золь­но­сти, фос­фо­ра и серы»). Эти харак­те­ри­сти­ки ука­зы­ва­ют­ся в совре­мен­ных спе­ци­фи­ка­ци­ях масел наря­ду с пока­за­те­лем вязкости.

«Адди­ти­вы долж­ны все-таки отби­рать­ся толь­ко про­из­во­ди­те­лем. Я очень кри­тич­но отно­шусь к добав­ле­нию в мас­ла неко­то­рых средств имен­но конеч­ным потре­би­те­лем, – гово­рит экс­перт фир­мы Addinol. – Напри­мер, поль­зо­ва­тель может доба­вить поболь­ше при­сад­ки, обе­ща­ю­щей мень­ший износ, но она вытес­нит дру­гую, уже име­ю­щу­ю­ся в мас­ле. Гото­вый про­дукт мож­но срав­нить с пол­но­стью запол­нен­ной систе­мой сот, в кото­рой каж­дая при­сад­ка проч­но зани­ма­ет свое место и состав хоро­шо сба­лан­си­ро­ван. Если сюда посту­пит новая при­сад­ка, то она осла­бит дей­ствие дру­гих». В рас­смат­ри­ва­е­мом нами слу­чае боль­шая сте­пень защи­ты от изно­са будет озна­чать, пожа­луй, мень­шую сте­пень защи­ты от коррозии.

К тому же адди­ти­вы не очень изби­ра­тель­ны: ответ­ствен­ные за чисто­ту свя­зы­ва­ют посто­рон­ние при­ме­си и забо­тят­ся о том, что­бы они осе­ли на филь­тре. Эти очи­ща­ю­щие добав­ки могут так­же вли­ять на посто­рон­ние адди­ти­вы и таким обра­зом ней­тра­ли­зо­вы­вать их. В резуль­та­те мас­ло спо­соб­но поте­рять свое каче­ство из-за того, что очи­ща­ю­щие добав­ки будут рас­хо­до­вать­ся быстрее.

Поми­мо это­го, обра­зу­ет­ся боль­ше суль­фат­ной золы, что нега­тив­но ска­жет­ся на саже­вом филь­тре выхлоп­ной систе­мы. Поэто­му во мно­гих руко­вод­ствах к экс­плу­а­та­ции от про­из­во­ди­те­лей чет­ко ука­зы­ва­ет­ся, что исполь­зо­ва­ние допол­ни­тель­ных при­са­док при­во­дит к пре­кра­ще­нию дей­ствия гаран­тии на масло.

Дольше может не каждое

Сохран­ность необ­хо­ди­мых харак­те­ри­стик на более дли­тель­ный срок может гаран­ти­ро­вать дале­ко не каж­дое мас­ло, в свя­зи с чем сле­ду­ет соблю­дать пред­пи­са­ния спе­ци­фи­ка­ций: здесь толь­ко зна­че­ний вяз­ко­сти в каче­стве кри­те­рия выбо­ра недостаточно.

«Мы часто стал­ки­ва­ем­ся с кли­ен­та­ми, кото­рые при покуп­ке трак­то­ра за 180 тысяч евро начи­на­ют спо­рить из-за пере­пла­ты в 80 евро за более доро­гое мас­ло. В дан­ном слу­чае пре­иму­ще­ство агра­ри­ем ред­ко осо­зна­ет­ся, так как вжи­вую раз­ни­ца в каче­стве масел неза­мет­на», – гово­рит Андреа Байн.

В защи­ту соблю­де­ния реко­мен­да­ций гово­рит и Кри­сти­ан Гшайд­май­ер, руко­во­ди­тель управ­ле­ния раз­ра­бот­ки, выпус­ка и сбы­та сма­зоч­ных мате­ри­а­лов в ком­па­нии Baywa AG: «Самое луч­шее мас­ло – это пра­виль­ное мас­ло. Кто при­дер­жи­ва­ет­ся реко­мен­до­ван­ных спе­ци­фи­ка­ций, ошиб­ки не допустит».

При про­лон­ги­ро­ван­ных сер­вис-интер­ва­лах по-преж­не­му воз­мож­но при­ме­не­ние одно­го и того же мас­ла в дви­га­те­ле, гид­рав­ли­ке и редук­то­ре. Но кри­тич­ной будет ситу­а­ция, если исполь­зу­ют­ся дизель­ные саже­вые фильтры.

Ведь что­бы обес­пе­чить вре­мя от вре­ме­ни реге­не­ра­цию филь­тра, впрыс­ки­ва­ет­ся боль­ше топ­ли­ва, кото­рое в кон­це кон­цов частич­но ока­зы­ва­ет­ся в мотор­ном мас­ле. В резуль­та­те посто­ян­но­го раз­жи­же­ния мас­ло сле­ду­ет менять даже рань­ше, поэто­му нуж­но точ­но оце­нить целе­со­об­раз­ность рабо­ты сель­хоз­тех­ни­ки с более про­дол­жи­тель­ны­ми интер­ва­ла­ми заме­ны масла.

Окупается, но когда?

Более дли­тель­ный интер­вал заме­ны мас­ла инте­ре­сен преж­де все­го поль­зо­ва­те­лям, у кото­рых за год счет­чи­ки нама­ты­ва­ют тыся­чи мото­ча­сов. «Если в раз­гар сезо­на потре­бу­ет­ся выде­лить хотя бы один день на про­ве­де­ние сер­ви­са, сель­ско­хо­зяй­ствен­но­му под­ряд­чи­ку этот день будет сто­ить недо­по­лу­чен­но­го дохо­да», – пояс­ня­ет Нилс Рихардт, гло­баль­ный спе­ци­а­лист ком­па­нии Shell по при­ме­не­нию про­дук­ции для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной и стро­и­тель­ной тех­ни­ки. В таких слу­ча­ях более дли­тель­ные интер­ва­лы дают кон­крет­ные пре­иму­ще­ства. «Тем же, кто по ито­гам года нара­ба­ты­ва­ет лишь несколь­ко сотен мото­ча­сов, все же сле­ду­ет менять мас­ло каж­дые две­на­дцать меся­цев, посколь­ку в нем осе­да­ет, напри­мер, кон­ден­сат, и оно уста­ре­ва­ет неза­ви­си­мо от фак­ти­че­ско­го сро­ка исполь­зо­ва­ния, – рас­ска­зы­ва­ет Н. Рихардт. – Тем, кто пол­но­стью пола­га­ет­ся на обе­ща­ния про­из­во­ди­те­ля и меня­ет мас­ло раз в несколь­ко лет, поз­же при­дет­ся рас­ко­ше­лить­ся на доро­го­сто­я­щий ремонт».

Чего еще ни в коем слу­чае не сто­ит делать, так это пере­во­дить трак­тор более ран­них моде­лей на совре­мен­ные мас­ла с дли­тель­ным ресур­сом и ори­ен­ти­ро­вать­ся при этом на более про­дол­жи­тель­ный интер­вал их заме­ны. Сле­ду­ет соблю­дать реко­мен­да­ции по экс­плу­а­та­ции машин.

По мне­нию экс­пер­та ком­па­нии Addinol, совре­мен­ные мас­ла, пред­на­зна­чен­ные для новых трак­то­ров, в неко­то­рых слу­ча­ях мож­но исполь­зо­вать на маши­нах более стар­ших поко­ле­ний, напри­мер для их обкат­ки по дво­ру. «Но так как их дви­га­те­ли раз­ра­ба­ты­ва­лись с уче­том доступ­ной в то вре­мя вяз­ко­сти масел, то не сто­ит брать про­дук­ты, слиш­ком отли­ча­ю­щи­е­ся от исполь­зу­е­мых в те годы», – дает реко­мен­да­ции экс­перт ком­па­нии Baywa К. Гшайдмайер.

Есть кон­крет­ные при­чи­ны, поче­му не сто­ит при­бе­гать к исполь­зо­ва­нию совре­мен­ных масел на несколь­ко уста­рев­ших моде­лях трак­то­ров: новые мас­ла могут отли­чать­ся очи­ща­ю­щим эффек­том, и это нико­им обра­зом не ска­жет­ся поло­жи­тель­но. «Если в дви­га­те­ле рас­тво­рят­ся ста­рые мик­ро­ско­пи­че­ски неболь­шие отло­же­ния, то они могут забить мас­ля­ный фильтр или при­ве­сти к раз­гер­ме­ти­за­ции систе­мы», – ука­зы­ва­ет Андреа Байн.

Полная версия доступна в печатном и электронном виде

Вы може­те офор­мить под­пис­ку на изда­ние в печат­ном виде на сай­те agrodelo.ru или элек­трон­ном виде в мага­зи­нах Google Play и App Store.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *