Фото: Fliegl

Выгоды челночного бизнеса

Фото: Fliegl

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Д-р Норберт Уебе, Винфрид Фехнер, Университет им. Мартина Лютера, ФРГ

Поделитьтся

Выгру­зить зер­но из бун­ке­ра – и сно­ва в бой. Чем мень­ше у ком­бай­на про­сто­ев в ожи­да­нии транс­пор­та, тем выше про­из­во­ди­тель­ность и эффек­тив­ность. При­це­пы-пере­груз­чи­ки поз­во­ля­ют дове­сти логи­сти­ку на убор­ке до перфекционизма.

Эффективная логистика

Транс­пор­ти­ров­ка зер­на без уплот­не­ния поч­вы – основ­ная зада­ча, реша­е­мая при­це­пом-пере­груз­чи­ком. Что­бы добить­ся мак­си­маль­но­го сни­же­ния нагруз­ки на поч­ву, необ­хо­ди­мо подо­брать пра­виль­ные шины, выста­вить в них вер­ное дав­ле­ние и соблю­сти нор­мы нагруз­ки на колес­ную базу. Те же тре­бо­ва­ния при­ме­ни­мы и к трак­то­рам, рабо­та­ю­щим в сцепке.

Парал­лель­ная выгруз­ка зер­на из ком­бай­на в при­цеп-пере­груз­чик исклю­ча­ет поте­ри вре­ме­ни, свя­зан­ные с раз­груз­кой на краю поля, поз­во­ля­ет выстро­ить сла­жен­ную транс­порт­ную цепоч­ку и с тем эффек­тив­нее исполь­зо­вать потен­ци­ал зер­но­убо­роч­но­го комбайна.

С уве­ли­че­ни­ем транс­порт­но­го пле­ча и воз­рас­та­ю­щей потреб­но­стью в транс­порт­ных еди­ни­цах при­цеп-пере­груз­чик высту­па­ет достой­ной заме­ной гру­зо­во­му авто­транс­пор­ту, при­спо­соб­лен­но­му для пере­во­зок по авто­мо­биль­ным доро­гам, но не по полю.

Производительность выше

Бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию при­це­па-пере­груз­чи­ка сокра­ща­ют­ся пере­ез­ды ком­бай­на в поле и вре­мя про­сто­ев, что в срав­не­нии с вари­ан­том веде­ния выгруз­ки на краю поля дает повод ожи­дать уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти зер­но­убо­роч­ной маши­ны на 10, 20 и даже 30 %. Насколь­ко воз­рас­тет про­из­во­ди­тель­ность, зави­сит от мно­гих фак­то­ров: дли­ны гона поля, шири­ны захва­та жат­ки, емко­сти бун­ке­ра, ско­ро­сти дви­же­ния на обмо­ло­те, ско­ро­сти выгруз­ки, а так­же уро­жай­но­сти куль­ту­ры и осо­бен­но­стей местности.

Поте­ри про­из­во­ди­тель­но­сти на убор­ке зер­но­вых с вари­ан­том раз­груз­ки бун­ке­ра ком­бай­на на краю поля для кон­крет­но­го хозяй­ства мож­но оце­нить, зафик­си­ро­вав вре­мен­ные пока­за­те­ли на пере­ез­ды и выгруз­ку за несколь­ко дней убо­роч­ной. Так, если раз­груз­ка длит­ся в сред­нем 180 секунд и вре­мен­ной интер­вал от стар­та раз­груз­ки бун­ке­ра до нача­ла сле­ду­ю­щей состав­ля­ет в сред­нем 20 мин (1200 с), то, по рас­че­там, про­из­во­ди­тель­ность ком­бай­на за счет при­ме­не­ния при­це­па-пере­груз­чи­ка мож­но уве­ли­чить на 15 %.

При­рост про­из­во­ди­тель­но­сти будет более ощу­тим при рабо­те на полях с боль­шой дли­ной гона, когда емко­сти бун­ке­ра ком­бай­на для завер­ше­ния про­хо­да «туда-обрат­но» будет недо­ста­точ­но и потре­бу­ет­ся орга­ни­зо­вать раз­груз­ку на каж­дом из кон­цов поля или же раз­бить гон на отдель­ные отрезки.

Рас­хо­ды на исполь­зо­ва­ние при­це­па-пере­груз­чи­ка варьи­ру­ют в зави­си­мо­сти от его вме­сти­мо­сти. Напри­мер, если исхо­дить из того, что на опла­ту тру­да трак­то­ри­ста при­хо­дит­ся 20 евро / ч, затра­ты на при­цеп-пере­груз­чик состав­ля­ют 30 евро / ч, а на трак­тор – 40,82 евро / ч, то сум­ма рас­хо­дов за 10 часов экс­плу­а­та­ции соста­вит 938,20 евро (табл. 1, все таб­ли­цы пред­став­ле­ны в бумаж­ной вер­сии жур­на­ла). Эти затра­ты долж­ны ком­пен­си­ро­вать­ся за счет уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти на обмо­ло­те, а так­же эко­но­мии на транс­пор­те. Если за базу взять сто­и­мость услуг на убор­ке под­ряд­ной орга­ни­за­ции, рав­ные в дан­ном вари­ан­те 140 евро / га, то для ком­пен­са­ции сум­мы всех затрат, скла­ды­ва­ю­щей­ся при исполь­зо­ва­нии при­це­па-пере­груз­чи­ка, при­дет­ся уве­ли­чить днев­ную про­из­во­ди­тель­ность на убор­ке более чем на 6,7 га / сутки.

Сколько комбайнов?

Поло­жи­тель­ный эффект исполь­зо­ва­ния при­це­па-пере­груз­чи­ка для всей после­ду­ю­щей транс­порт­ной цепоч­ки в резуль­та­те выпол­не­ния им роли про­ме­жу­точ­но­го нако­пи­те­ля-хра­ни­ли­ща (буфе­ра), пери­о­ди­че­ской эко­но­мии на одной транс­порт­ной еди­ни­це или же за счет уве­ли­че­ния эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния гру­зо­во­го авто­транс­пор­та зави­сит от обсто­я­тельств и в каж­дом отдель­ном слу­чае дол­жен оце­ни­вать­ся инди­ви­ду­аль­но. С одной сто­ро­ны, для эко­но­ми­че­ски целе­со­об­раз­но­го исполь­зо­ва­ния при­це­па-пере­груз­чи­ка необ­хо­ди­мо, что­бы ком­байн рабо­тал с такой мини­маль­ной про­из­во­ди­тель­но­стью, кото­рая остав­ля­ла бы потен­ци­ал для необ­хо­ди­мо­го ее увеличения.

В вари­ан­те 1 убо­роч­ный ком­плекс для обес­пе­че­ния уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти на 15 %, обу­слов­лен­ной исполь­зо­ва­ни­ем при­це­па-пере­груз­чи­ка, дол­жен за день уби­рать допол­ни­тель­ные 6,7 га. Это пред­по­ла­га­ет днев­ную про­из­во­ди­тель­ность при раз­груз­ке на краю поля при­мер­но 45 га (6,7 га / 15 % = 44,7 га) или более.

Полная версия доступна в печатном и электронном виде

Вы може­те офор­мить под­пис­ку на изда­ние в печат­ном виде на сай­те agrodelo.ru или элек­трон­ном виде в мага­зи­нах Google Play и App Store.

Читайте также