Важнее эволюции площадей эволюция бизнес-идеи, считает Антон Мингазов, в хозяйстве которого начали с картофеля товарного. А пришли к картофелю семенному.
Хранение и сортировка картофеля
Зимой в деревнях да на полях затишье. Деревня Вяловская Городецкого района Нижегородской области – не исключение: здесь в конце ноября уже вовсю властвует зима и картофельные поля заметены снегом. Но на предприятии ООО «Аксентис» работа кипит: в ворота заезжают машины, ждут своей очереди картофелевозы, работники снуют по территории, руководство ведет важные переговоры.
С чистого листа
– Извините, что заставил Вас ждать, но мы сейчас готовим картофель для отгрузки заказчику. Много дел, сами понимаете, – забегает в переговорную разгоряченный заместитель директора Антон Мингазов.
Картофель всегда был и остается в чести у семейства Мингазовых. В советские времена он помог Мингазовым добиться успеха в сельскохозяйственной отрасли в Казахстане. Теперь же подталкивает их идти дальше. В 2012 году Ильсур Ханафиевич и его сын Антон решили продолжить дело предков и закрепить успех уже на российской земле. Они организовали предприятие по производству, сортировке и упаковке картофеля.
– В 2012 году, когда мы с отцом приобрели землю и основали предприятие, здесь было чистое поле без каких-либо коммуникаций, – повел рассказ Антон Ильсурович. – С февраля 2012 года начали строительство хранилища. Весной того же года на 185 гектарах посадили семенной картофель и немного зерновых. Осенью убрали урожай и заложили в новенький склад на хранение. С тех пор все пошло-поехало.
– Поразительно! Всего за четыре года в чистом поле выросло такое предприятие! Площади возделывания картофеля возросли до 500 га, а зерновых – до 1000 га. Рост производства – 50% в год! Как же добиться такого роста? Поделитесь секретом! – Площади – не самое важное! Главное – это эволюция сознания. Кроме количественного изменения произошло и качественное: – начав с товарного картофеля перешли на семенной!
– Что же все-таки заставило вас переключиться на производство семенного картофеля?
– Интересный вопрос. Рынок семенного картофеля – растущий рынок более высокой ценовой категории, а значит, имеет большой потенциал для получения прибыли. Кроме того, производство семенного картофеля – это интеллектуально емкий процесс. Он более сложный и требует особого подхода, – говорит Антон Ильсурович.
Математик по образованию Антон Мингазов не привык решать простые задачи. Семеноводство предоставляет большой простор для деятельности. Здесь и дефицит, и трудоемкость, и перспективы шире для реализации амбициозных планов. Планка установлена высокая.
– Пятьсот гектаров – это только промежуточная точка роста. Финальный план – 1000 гектаров картофеля и 3000 га зерновых. В сезон 2017 года мы должны выйти на половину, – надеется замдиректора.
Локализация 40%
– Ну хорошо. Решили заниматься картофелем, а зачем такие площади под зерновыми?
– Ничего личного, просто бизнес, – поясняет молодой предприниматель. – Зерно служит буфером для картофелеводства в неурожайные годы. Особенно в последние, когда урожаи зерна достигали рекордных значений. Чем больше зерна мы можем продать за хорошие деньги, тем больше имеем возможности вложиться в семеноводство: ведь вся техника и строительство не копейки стоят. Мы уже убедились в том, что сельхозпредприятиям, занимающимся производством монокультуры, живется не так уж сладко. А семеноводство, если исключить погодные риски, практически плановое хозяйство: все построено на контрактах!
– Мы получаем заказы на выращивание картофеля конкретного сорта и качественных показателей в определенном объеме, – подключается к разговору супруга Антона Ирина Мингазова, занимающая должность замдиректора по развитию. Предприятие семейное – обязанности нужно делить поровну.
Каждые два года «Аксентис» заключает договор с заказчиком, где прописаны все условия работы и базовые цены реализации. Заказчик привозит из Европы, по большей части из Нидерландов, семенной материал высоких репродукций. Задача нижегородцев: размножать его здесь один или два года, а после реализовать заказчику. Это и есть стандартная модель работы.
– Но раз вы выращиваете семенной картофель в России, то по сути принимаете непосредственное участие в импортозамещении!
– Совершенно верно! В четырехлетнем или пятилетнем цикле производства семенного картофеля два года проходят на территории России. Это большой шаг вперед.
Еще пять лет тому назад размножение семенного картофеля в стране осуществлялось в течение только одного года, а многие компании сразу закупали готовый материал за границей. Была полная зависимость от поставок. Картофелеводы жаловались: если машина с клубнями не приезжает, значит, осенью в магазине картофель не появится. Сегодня производство картофеля в «Аксентисе» локализовано на 40%. Это серьезная цифра. В автомобильной отрасли продукт с такой долей локализации получает право на лейбл «Сделано в России».
– Выглядит радужно. Неужто работа с заказчиками проходит без трудностей? Всегда ли удается выдерживать требования по качеству картофеля? – не удерживаюсь я от вопроса.
– Конечно, не всегда, – улыбается Антон. – Выходим за установленные рамки качества – цена картофеля опускается ниже базисной, что также прописано в договоре. Выявляется данный факт еще на стадии всходов, когда проводится мониторинг качества. При существенном снижении показателей качества посадки переводятся из категории семенных в категорию товарных. Понижение категории картофеля для предприятия означает упущенную выгоду: стоимость товарного картофеля обычно не превышает и десяти руб/кг.
– С товарным и семенным все понятно, но бывают и некондиционные клубни. Что происходит с ними?
– Это достаточно сложное дело, но мы нашли выход, – отвечает на мой вопрос А. Мингазов. – «Некалиберный» картофель проходит дополнительную сортировку и фасовку, а затем реализуется уже по более низким ценам. Чем больше видов продукции, тем выгоднее для предприятия. А отходы отвозим на заводы глубокой переработки или продаем соседним животноводческим хозяйствам на корм.
– Как раз сейчас у нас идут сортировка и упаковка товарного картофеля. Пойдемте, посмотрим! – хозяйским жестом приглашает меня Антон в цех.
Путь картофеля вне поля
На пороге цеха нас встречает один из сотрудников.
– Это наш начальник производственно-технологического отдела Сергей Юрьевич Косарев. Он вам подробно расскажет о производстве, – знакомит меня А. Мингазов.
– Я должен проконтролировать ход строительства нового цеха. Составите компанию? – предлагает Сергей Юрьевич.
Прогнозируя развитие предприятия, Мингазовы посчитали, что с ростом площадей под картофелем имеющихся хранилищ окажется недостаточно, поэтому задумали построить дополнительный сортировочный цех для семенного картофеля с тремя складами контейнерного типа совокупной мощностью девять тысяч тонн. После осмотра стройплощадки мы направились в работающий цех, где первым делом заглянули в хранилище товарного картофеля.
– Чувствуете, как снизу поднимается холодный воздух? Это все из-за вентилируемых полов. Под давлением воздух равномерно продувает все слои картофеля. Режим активного вентилирования контролируется датчиками, они регистрируют температуру и влажность в насыпи продукции. Кроме того, после закладки компьютерная система автоматически понижает температуру картофеля с 18°С до 5 – 7°С по полградуса в день. Перед фасовкой температура таким же образом повышается до 9°С.
Из соседнего хранилища c помощью ленточного транспортера картофель поднимается в приемный бункер.
– В приемном бункере Grimme RH 24-60 картофель разделяется на три фракции, – перехватывает мой взгляд Сергей Косарев и продолжает, – спиральные вальцы отделяют примеси, а на сортировочных вальцах картофель делится на две фракции.
Откалиброванный картофель по ленте движется на дополнительный ручной контроль, после чего взвешивается и упаковывается в сетки по 25 кг.
– Сейчас техника работает не на полную мощность. В среднем производительность составляет 150 тонн товарного картофеля в смену, однако, все зависит от качества, – поясняет начальник цеха.
К сожалению, сортировку семенного картофеля мне увидеть не удалось.
– Сейчас не сезон! Вот приедете в период с марта по май, тогда сортировка семенного картофеля будет идти полным ходом, – обещает начальник производства. – Семенной картофель требует более тщательного подхода, поэтому он хранится не навалом, как товарный картофель, а в ящиках контейнерного типа, и фасуется не ранее, чем за две недели до отправки клиенту. По условиям договора с заказчиками упаковывать семенной картофель мы должны в биг-беги, а доля их в цене приличная – 1 руб/кг картофеля.
Драгоценные клубни
Контрактное сотрудничество, в рамках которого для таких компаний, как ООО «КВС Рус», ООО «Фрито Лей Мануфактуринг», АО «Эйч-Зет-Пи-Си Садокас», ООО «Белая дача Липецк» предприятие выращивает семенной картофель нидерландской селекции (сорта Инноватор, Леди Клэр, Ред Скарлет, Сильвана и др.), – оказалось лишь одним направлением деятельности.
– Маржа в контрактном производстве ниже, но этот недостаток перекрывается меньшими рисками и возможностью планировать дальнейшее развитие. За килограмм реализованного картофеля мы гарантированно получаем 22 рубля. Однако не весь семенной картофель «Аксентис» производит на продажу по контракту: с недавних пор мы решили расширить сферу деятельности.
Предприятие является официальным представителем РУП «НПЦ НАН Белоруссии по картофелеводству и плодоовощеводству» и агентом по заключению лицензионных договоров на производство белорусских сортов картофеля на территории России.
Для себя нижегородцы покупают и выращивают белорусские сорта Бриз и Лилея, которые вполне могут составить конкуренцию любым европейским сортам. Сложнее дело обстоит с лицензированным производством селекционных сортов картофеля. Несоблюдение законов по выращиванию селекционного картофеля мешает развиваться семеноводству.
– В настоящее время мы помогли получить лицензии уже пяти-шести предприятиям, готовым идти на дополнительные затраты, но работать честно, с уважением к трудам ученых – рассказывает Антон.
Кроме того, «Аксентис» принимает активное участие в селекции картофеля: вместе с учеными из ВНИИ картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха на экспериментальных участках сельхозпредприятия ведутся испытание и усовершенствование сортов картофеля российских селекционеров.
– Однако это не все, – заинтриговывает меня А. Мингазов. – Два года назад мы построили и запустили лабораторию по производству миниклубней проектной мощностью 300 тысяч клубней в год. Немного позже открыли лабораторию микроклонального размножения. Целый год мы потратили только на испытания и отработку технологии. В настоящее время уже производим миниклубни на заказ для наших клиентов. За 60 дней культивации мы получаем семенной материал популярных в стране сортов картофеля Ред Скарлет и Сифра с нулевым уровнем патогенов.
Производство картофеля в искусственных условиях – это лишь начало пути собственного семеноводства. В перспективе миниклубни покинут лабораторию и будут высажены в грунт с целью дальнейшего размножения картофеля уже в полевых условиях. Предприятию понадобится еще четыре года, чтобы произвести качественный и невосприимчивый к различным заболеваниям семенной материал. Риск значительный.
– Когда мы пройдем этот путь до конца, то производственный цикл замкнется. Это значит, что предприятие наше сможет производить картофель с нуля до его реализации без участия сторонних партнеров.
Маленькое государство
– Высокотехнологичное производство требует и помощников… В хозяйстве «Аксентис» их аж 75 человек. Достаточно большой штат.
– А также большие проблемы и низкая производительность, – добавляет Антон Ильсурович Мингазов. – У нас 12 механизаторов, 4 водителя, 3 агронома, а остальные работники – персонал, сопровождающий производство. Только в нашей стране на сельхозпредприятиях работает так много людей. У нас что ни хозяйство, то маленькое государство. Но что поделаешь, так устроена наша отрасль.
Обеспечивать местное население работой – не единая забота бизнеса. Как честный и ответственный работодатель ООО «Аксентис» радует сотрудников вкусными обедами и горячими пайками для тех, кто в поле, предоставляет обувь и спецодежду, а также организует трансфер до мест проживания. Ну, и, конечно же, предоставляет современную и комфортную технику для работы. Как же без нее?
– Кстати, где эта техника: кроме грузовиков на территории ничего не видно? – спрашиваю я.
– Совсем недавно мы построили гараж для техники. Все наши одиннадцать John Deere и с десяток единиц картофельной техники Grimme теперь стоят в гараже чистенькие и отремонтированные, дожидаясь нового сезона, – улыбается А. Мингазов.
Но не только техника дожидается нового сезона, его дожидаются все сотрудники: ведь каждый сезон – это новый шаг вперед для предприятия, шаг к тому, чтобы замкнуть цикл производства «второго хлеба» и внести весомый вклад в развитие семеноводства картофеля в стране.