Стоит ли вкладывать в развитие тепличного бизнеса в России? Рассчитывать ли на господдержку в будущем? Каковы перспективы тепличного овощеводства в стране? Участники 4 Международного форума и выставки «Тепличные комплексы России и СНГ 2019» постарались ответить на эти и другие вопросы.
Вы до сих пор покупаете в межсезонье марокканские томаты с пресным вкусом, но по привлекательной цене? Неудивительно, ведь доля овощей, ввозимых в Россию из‑за рубежа, по‑прежнему высока. В 2018 году импорт томатов и огурцов составил 726 тыс. тонн, а по итогам 2019 года ожидается небольшое увеличение до 730 тыс. тонн. Если в сезон овощей внутренние производители еще могут более‑менее удовлетворить спрос покупателей на местную продукцию, то в оставшиеся девять месяцев «солнечные» зарубежные страны чувствуют себя на российском дефицитном рынке овощей, как дома.
Рубеж пройден
Климатические условия в стране не дают возможности круглый год выращивать в открытом грунте овощную продукцию, а тепличное производство в силу многих факторов ограничено в динамике развития.
Тем не менее в последние годы уже утвердилась тенденция роста площадей защищенного грунта. По данным Алексея Ситникова, президента ассоциации «Теплицы России», выступившего на мероприятии в начале декабря, после периода равнозначного замещения старых теплиц новыми, с 2013 года началось производство овощей уже «в плюс». Так, в 2018 году площадь теплиц достигла 2,63 тыс. га, а в 2019 году, по прогнозу, она составит 2,86 тыс. га. Отечественные комбинаты уже преодолели миллионный рубеж, собрав в 2018 году 1,1 млн тонн овощей. В 2019 году, по оценкам, будет получено около 1,3 млн тонн тепличной продукции. Как заявил министр сельского хозяйства Московской области Андрей Разин, на рынке отмечается почти полное импортозамещение по огурцу. Значительную площадь занимают теплицы, выращивающие томаты. Постепенно идет насыщение и этим продуктом. Производство плодовых и ягодных культур в закрытом грунте министр определил как перспективное направление, но в данный момент не являющееся приоритетным. Сейчас перед тепличниками встает задача дальнейшего повышения производительности и улучшения качества продукции. Более прочно стоящие на ногах предприятия заявили о своих намерениях выйти на международную арену. Участники мероприятия убеждены, что тепличная отрасль быстро развивается и представляет большой интерес у инвесторов, к тому же выгодна она не только для потребителей, но и для бюджета – благодаря созданию множества новых рабочих мест.
Посолим и поперчим
Как блюдо не бывает вкусным без соли, так и бизнес не может быть интересным без вызовов. Какие из них наиболее значимы для экономики отрасли? Пожалуй, одной из самых важных проблем, о которой высказался почти каждый производитель, оказались непомерно высокие тарифы на газ и электричество. Производить внесезонную продукцию – это дорого, а затраты на электроснабжение могут достигать 35 %, а на газопотребление – 25 % производственных затрат. Поэтому эффективность теплиц во многом определяется доступностью тарифов. По словам А. Ситникова, разница между себестоимостью и ценой реализации продукции составляет всего 5 – 10 руб., поэтому любое изменение тарифов может оказаться для тепличных комплексов катастрофичным. За последние двенадцать лет рост цен на электроэнергию составил 320 %, на газ – 265 %, это более чем в два раза выше роста инфляции, что уж и говорить о росте цен на овощную продукцию. Неудивительно, что рентабельность производства тепличных овощей ежегодно снижается. В 2018 году этот показатель опустился до 17 %.
«Из‑за серьезной волатильности цен на энергорынке у тепличных комплексов возникает дилемма, куда двигаться дальше», – отметил А. Ситников. – Некоторые предприятия выбирают подключение к сетям ПАО «ФСК ЕЭС», несмотря на то что стоимость этой операции составляет до 20 % капитальных затрат и приводит к логичному удорожанию выращенной продукции. Другие же выступают за создание собственного энергоцентра, что также требует серьезных инвестиций и сопряжено с рисками. Опытные игроки выбирают оба варианта, поскольку до конца не уверены ни в одном из них. Прояснить неопределенную ситуацию смогли бы гарантированный тариф и субсидии государства на электричество и газ, однако разговоры об этом пока остаются чисто теоретическими.
Многие жалобы участников сводились к недостаточному объему господдержки, в том числе и в индустрии закрытого грунта. «Несмотря на то что в последние годы было многое сделано для отрасли, самой страшной для тепличников стала отмена CAPEX», – резюмировал заместитель директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений МСХ РФ Артем Коровин. Пролонгации периода льготного кредитования до 12 лет (пожалуй, единственного эффективного вида поддержки) оказывается недостаточно для стимулирования тепличной деятельности. Внушает опасение и заявление представителя Сбербанка, что без «веской причины» банки вряд ли будут пролонгировать кредиты.
Новым игрокам войти в отрасль будет очень сложно, поскольку банки готовы субсидировать только проекты уже утвердившихся на рынке игроков. Вероятнее всего, в дальнейшем в бизнесе останутся лишь сильнейшие предприятия, создающие мощные бренды, ориентирующиеся на потребителей и удерживающие маржинальность.
В омут инноваций
Умение оптимизировать затраты особенно высоко ценится в отрасли защищенного грунта, где каждый ресурс обходится предприятиям на вес золота: площади, энергия, вода и многое другое – на всем необходимо экономить. Без внедрения новейших технологий теплицы обречены на банкротство. Почти 30 % действующих в стране комплексов используют светокультуру, поэтому сберегающие световые технологии для них являются хорошим способом повышения эффективности. И на конференции говорили о доступных инновационных решениях. В частности, компания Signify гарантирует получение на 80 % больше света при том же объеме энергопотребления за счет установки компактного светодиодного модуля; компания «Светогор» рекомендует устанавливать светильники с натриевыми лампами мощностью 1000, 700 и 600 Вт с высоким коэффициентом отражения и светораспределения. Управлять световым потоком в целях повышения урожайности культур особенно актуально в зимний период. Увеличить поток света до 4 % путем нанесения антиотражающих покрытий на стеклянные крыши теплиц предлагает АО «ЗМ Россия».
Не только точечные, но и комплексные инновационные решения распространены в мировой тепличной индустрии. Широкой популярностью в Европе и Америке пользуются проекты вертикальных гидропонных ферм, позволяющих выращивать овощи и зелень в замкнутых системах. К 2020 году размер инвестиций в эту сферу в мире составит 1 970 млн долл. США. В России же отрасль находится в зачаточном состоянии, но первые инвестиции уже «пошли»: в 2016 году ООО «МСАй‑Аваль» реализовало проект коммерческого выращивания растений в вертикальной гидропонной системе на Дальнем Востоке мощностью 50 кг / сутки. К 2020 году подобные проекты планируется ввести в Москве и Центральном федеральном округе.
Конечно, обилие решений на рынке вовсе не означает, что тепличные хозяйства должны сразу же бросаться с головой в омут инноваций. Не все технологии будут эффективными в тех или иных условиях функционирования. Только грамотный расчет и осознанный выбор надежных поставщиков позволят действительно выгодно вложить средства в передовые технологии.
Чем краше упаковка…
Оптимизация затрат целесообразна не только на этапе выращивания тепличной продукции, но и в процессе ее фасовки, складирования и реализации. Зачастую овощи с отменными характеристиками теряют свое качество в ходе неправильного хранения и транспортировки. Логистический комплекс предприятий должен быть оборудован актуальными инженерными решениями по охлаждению, фасовке, упаковке и маркировке продукции с целью своевременной доставки ее в свежем виде в торговые сети. Инвестиции в данный этап производства, несомненно, окупятся.
Особое значение уделяется разработке упаковки. В последние годы упаковка стала не только элементом для сохранения качества овощей, но и неким посредником между производителем и потребителем.
Необычный дизайн, нестандартная форма, яркие цвета, различные приемы печати привлекают покупателя, определяют его выбор в пользу приобретения продукта конкретного производителя. Томаты‑черри в картонных коробочках, корзинках, подложках все чаще появляются на прилавках магазинов, особенно в крупных российских городах. Доля продаж весовых томатов огурцов с каждым годом падает.
Маркетинговые службы тепличных комплексов работают не только над внешним видом упаковки, но и над материалом. Экологичная упаковка на подсознательном уровне вызывает доверие потребителей, поэтому спрос на нее растет. Несмотря на то что себестоимость и, соответственно, цена продукции в альтернативной упаковке будет заведомо выше, тепличные комплексы, планирующие расширять свое присутствие на внутреннем и зарубежным рынках и повышать уровень конкурентоспособности, вынуждены активно работать и в этом направлении.