Конец года – время подводить итоги. В декабре в стенах Международной промышленной академии встретились представители отрасли свиноводства.
Спустя полгода после годового собрания глава Национального союза свиноводов Юрий Ковалев представил результаты работы отрасли: по итогам 2019 года свинины произведено на 4,5 % больше, чем годом ранее – 3,9 млн тонн, и это позволило оправданно назвать свинину «единственным существенным драйвером роста производства мяса в стране».
Увы, на 10 % вырос импорт, но в основном благодаря поставкам из Бразилии в первой половине года (+116 % к тому же периоду прошлого года) – во втором полугодии более значимым фактором стала АЧС в Китае, спровоцировавшая рост мировых цен (импорт снизился на 12 % ко второму полугодию 2018 года).
Поставленную задачу по наращиванию экспорта – единственное, что может спасти рынок от перепроизводства – свиноводы выполняют: по итогам года прибавили 13 % (95,2 тыс. тонн в абсолютном выражении), при этом экспорт мяса свинины прирос на 38 % – на долю чистого мяса в вывезенной продукции приходится 46 %. Это положительные сигналы. Как и то, что потребление свинины снова стало нарастать.
Как говорится, «не было бы счастья», ведь внутренние цены на свинину не радуют производителей, средняя по итогам года не превысит 100 руб. / кг в живом весе – отставание от прошлого года на 6,5 %.
Но еще больше «негатива» ожидает отрасль, по мнению Ю. Ковалева, в наступившем 2020: на фоне роста отечественного производства (+7 – 8 %) и сокращения импорта (на 25 – 30 % благодаря введению пошлины) при стабильном экспорте (100 тыс. тонн) можно рассчитывать на резкое снижение среднегодовой цены на живых свиней еще на 8 – 10 %. Спасти может только открытие рынка Китая.
Конкуренция в отрасли еще более обострится, когда большинство новых комплексов уже выплатят взятые кредиты – к 2024 году. По мнению Ю. Ковалева, еще более усложнит ситуацию консолидация сетевого ритейла. Жизненно важно для отрасли наращивать экспорт (причем экспортную основу должны составлять современные мощности по переработке и глубокой разделке) и ввести мораторий на новые проекты товарного производства свинины с господдержкой.
Ситуацию на рынке усугубляет экономическая ситуация в стране. По словам эксперта компании GfK Анастасии Джафаровой, доходы населения сокращаются, причем доля пессимистично настроенных увеличилась даже в благополучной Москве. В этих условиях люди покупают чаще, но тратят меньше: все больше товаров покупаются по акциям (2011 год – 6,2 %, 2019 – 22 %), при этом «размывается лояльность бренду» – как товару конкретного производителя, так и торговой сети. Это должно мотивировать производителей и переработчиков предлагать особые продукты, в том числе с особой маркировкой.
«69 % процентов потребителей хотят знать больше о производстве еды, – привел данные исследований Тигран Папазян из компании Alltech. – И многие из них негативно относятся к антибиотикам. Их опасения обоснованы: 80 % бактерий, взятых из проб продуктов крупнейшей в мире торговой сети Wallmart, обладают резистентностью как минимум к одному антибиотику».
Бизнес отвечает на эти вызовы: так к концу 2016 года мировой бренд пиццы Papa John’s завершил переход на мясо цыплят, никогда не получавших антибиотики. Уже разработаны разные варианты antibiotic free –технологий: от полного отказа (NAE – no antibiotics ever) до ограничения использования до опороса (NAAB – no antibiotics after birth).
В Дании, где с 1998 года запрещено использование антибиотиков – стимуляторов роста, удалось за 10 лет снизить использование антибиотиков в свиноводстве на 25 %. «Да, придется смириться с некоторым снижением продуктивности поначалу и повышенным падежом молодняка, – предупредил Т. Папазян. – Но все компенсирует более высокое цена на мясо».
О работе с потребителем на перспективу говорил и бессменный участник конференций Национального союза свиноводов Мушег Мамиконян: «Мы поменяли технологии, но забываем о маркетинге, мы изучаем зарубежного потребителя на экспортных рынках, а про своего забыли!»
Скептически относясь к возможности роста потребления свинины в Китае («китайцы перейдут на птицу!»), он призвал помнить о активном распространении в мире новых разновидностей «диет» (веганство и т. п.), которые ведут к сокращению потребления мяса в развитых странах. М. Мамиконян убежден, что на фоне пропаганды «рагу из искусственного зайца» (технологии «мяса в пробирке») отраслевые союзы должны добиваться запрета «мясной терминологии» в отношении подобных продуктов. Кстати, это уже предложили и в Палате представителей Белого дома в США: продукты из искусственного мяса должны называться «имитацией».
Не стоит забывать и об экспансии электронной коммерции. «Новая этика потребительского поведения и цифровая трансформация» делают бессмысленной борьбу за выходы в крупные сети – следует позаботиться об удобстве продукции для продажи и через интернетмагазины. Онлайнрынок товаров массового спроса растет на 50 % в год, по некоторым видам товара – до 125 %.
«В денежном выражении продажи молока онлайн выросли на 32 % (офлайн на 6 %), кормов для собак – на 96 % (офлайн на 11 %). А еще потребитель хочет получить более близкий к окончательной готовности продукт в удобной мелкой упаковке (чтобы меньше выбрасывать несъеденного – с. 31). Все эти глобальные тенденции уже приходят и в российские мегаполисы, а за ними распространятся на другие города. «Вы заняты выходом на глобальный рынок! Но давайте и цели ставить глобальные – отвечающие требованиям осознанного потребления», – призвал собравшихся харизматичный глава Мясного союза РФ. Время упора на «план по валу» в свиноводстве прошло. Наступила эпоха глобальных задач. Инструменты для их решения уже есть. Дело за волей и применением на практике.
Потребительские нравы
Законодателем на рынке является потребитель с его вкусовыми привычками, располагаемым доходом и другими факторами! Ксения Хомич из Gfk RUS сообщила, что прирост потребления товаров повседневного спроса в России в 2019 году составил 6,5 %. С октября 2018 г. и по сентябрь 2019 г. расходы домохозяйств на покупку товаров FMCG достигли 14 432 руб. в месяц, наибольший рост в натуральном выражении пришелся на фармацевтические товары, кондитерские изделия и напитки. Однако мясные продукты до сих пор занимают первое место в цене потребительской корзины.
Мясной рынок развивается медленными темпами, хотя цены в сегменте растут: в III квартале 2019 г. сократились объемы потребления почти всех основных групп мясных продуктов: реже стали покупать говядину, сосиски и птицу (цена на нее выросла на 14 % – до того, как начала снижаться в октябре). Более стабильной оказалась свинина: самый доступный вид красного мяса пользуется большим спросом, когда другие виды мяса дорожают. Но в долгосрочной перспективе аналитик «Черкизово» Андрей Дальнов прогнозирует победу птицы – за счет более низкой цены, удобства в приготовлении и вкуса.
Снижая объемы потребления мяса, люди готовы платить за разнообразие: деликатесы (грудинка, шпик и пр.) становятся популярнее. Свою роль играет и доступность для потребителей с разным уровнем дохода в период промоакций. Впрочем, эксперты отмечают, что ловушка «промо» состоит не в возможности экономии, а в азарте погони за низкими ценами.
Предпочтения потребителей ведут к изменениям каналов продаж. Ключевые ритейлеры – гипермаркеты, «фермерские» рынки переживают падение. Все чаще покупатели идут в специализированные магазины, харддискаунтеры, небольшие магазины у дома, пользуются электронной коммерцией. Эксперты рынка выступают за разнообразие и развитие: повышенным спросом пользуются товары для спортсменов, детей, для перекусов, вечеринок, поэтому требуются новые формы предложения и упаковки. Семимильными шагами развивается электронная коммерция, продолжают набирать обороты сервисы доставки. Крупные сетевые ритейлеры заявили об открытии онлайнмагазинов со «стремительной» доставкой (от 15 минут), в том числе и охлажденного мяса.
«Покупатель меняется, происходит размытие лояльности к брендам. Клиенту нужен персонифицированный подход, и это следует понимать, задумываясь о новых сегментах», – подвела итог исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков Екатерина Лучкина.
Екатерина Юрко