Какие события произошли на мировом и российском рынках сельхозпродукции? Кто из представителей аграрной индустрии удачно сработал в прошлом году, а кто претерпевает трудности развития? Эти и многие другие вопросы обсудили на международной конференции «Где маржа».
Конференция «Где маржа. Москва. Такая запись значилась в деловом календаре на 6 – 7 февраля как минимум 440 человек, посетивших данное мероприятие в этом году. Не только из 43 регионов нашей протяженной страны, но и из тринадцати зарубежных стран. Сельхозпроизводители, представители крупнейших агропромышленных компаний, чиновники, ученые и эксперты собрались, чтобы обсудить положение дел в отрасли и найти ту самую маржу, к которой так все стремятся.
Занавес поднимается
В этом году конференция прошла в двухдневном формате. Программа первого дня имела узкоспециализированную направленность и состояла из двух сессий: по вопросам отечественного семеноводства и по цифровизации. Однако основным стал второй день конференции, когда обсуждались не только внутренние, но и глобальные проблемы развития аграрной отрасли. Эту часть мероприятия открыл замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. В коротком приветствии Д. Хатуов обратил внимание на то, что «мы являемся свидетелями высокой конкурентоспособности отрасли»: АПК демонстрирует рекордные урожаи зерна – валовой сбор зерновых достиг 121,2 млн тонн. «Мы понимаем, что выйти к 2025 году на 140 млн тонн зерновых и в пределах 27 млн тонн масличных культур – это вполне реальная задача, – добавил он. – И эта задача продиктована не только целями, поставленными президентом, но и поиском маржинальности, доходности». Предсказал заместитель министра и трудности, с которыми аграриям предстоит справляться в ближайшем будущем: острая необходимость технической модернизации предприятий, доведение качества отечественных семян и посадочного материала до более высокого уровня, укрепление спроса на российскую продукцию на внешних рынках, в том числе за счет решения фитосанитарных вопросов.
К «зеленым» показателям
Глобальные тренды развития сельского хозяйства обрисовал в своем докладе ведущий аналитик рынков компании AgResource Бен Банкнер. Он отметил, что ключевыми темами зернового рынка являются увеличение урожайности во многих регионах мира, в частности устойчивый и резкий рост сбора зерновых культур в Причерноморье, а также потребность в новых драйверах развития мирового сельского хозяйства (рис. 1). «Рынок зерна вне США бьет рекорды в последние годы. Урожайность в мире вернулась к показателям времен «зеленой революции», – заявил Б. Банкнер.
Высоким результатам аграриев благоприятствуют использование современных селекционных достижений семян и новейших технологий, а также… курсы национальных валют! Аналитик отметил, что урожайность пшеницы в России в последние годы увеличивается вопреки значительному снижению объема выпадающих атмосферных осадков, и добавил, что в последующие годы она продолжит держаться на таких же отметках.
Впечатляющий прирост урожайности демонстрирует и кукуруза. Даже в условиях засухи культура способна давать до 12 – 14 тонн с гектара, в том числе за счет распространения точного земледелия (с. 29) и других современных технологий. Оборотной стороной в данной ситуации является падение маржи у американских фермеров, выращивающих кукурузу и сою.
Изменения потребительских предпочтений ощущаются во всех регионах мира, но наиболее ярко они проявляются в США и других развитых странах. Пока Россия, Германия и Япония демонстрируют серьезное сокращение спроса на продовольствие, Африка и Азия страдают от дефицита продуктов питания. Негативно влияют на рыночную ситуацию и последние события в Китае – АЧС и вспышка коронавирусной инфекции: экономика Поднебесной замедляется, уступая набирающей обороты индийской экономике. По мнению Б. Банкнера, глобальный рынок сельхозпродукции как никогда нуждается сейчас в новых драйверах развития, а также повышении спроса.
Условия меняются
А вот для России основным драйвером роста сельского хозяйства генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько видит расширение экспорта. Совокупный объем экспорта российской сельхозпродукции в 2020 году прогнозируется на уровне 24,3 млн тонн. В 2019м этот показатель составил 24 млн тонн, из них на зерновые культуры пришлось 7,9 млн тонн (10,5 млн тонн в 2018м). Следом за зерном в товарной структуре экспорта обозначились масличные и рыба (рис. 2). В ряды покупателей российских товаров вошли КНР, Турция, Казахстан, Южная Корея, Египет, Беларусь и др. По словам директора ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Юлии Королевой, российское зерно осваивает все новые рынки: в 2019 году 3,2 млн тонн продукции отправлено в Саудовскую Аравию, еще 11 млн тонн – в Индонезию. В 2020 году список покупателей пополнят Алжир, Ирак, Иордания. И хотя Китай остается самым крупным торговым партнером России, в ближайшем будущем объемы вывоза могут непредсказуемо измениться.
Д. Рылько отметил, что и на внутреннем рынке условия стали другими. «Начались тектонические сдвиги на зерновом рынке – количественные изменения приводят к качественным»: среди аграриев появились «умные и богатые», которые воспользовались возможностью хранить зерно безнаказанно долго и регулировать цены на товар.
В данный момент цены на пшеницу превышают цены экспортного паритета, так что экспортеры «вынуждены выкручиваться, чтобы вытащить сейчас маржу». Уменьшают их доходы и высокие тарифы портовых терминалов. По словам гендиректора ИКАР, впервые в истории в начале сезона терминалы сбавили цены, чтобы вывести экспортеров «из минусовой зоны».
Волнение на рынке вызывает и появление нового игрока – АО «ВТБ Капитал», контролирующего 50 % зернового рынка. Поведение столь «крупной рыбы» предугадать сложно, поэтому опасения многих трейдеров оправданы.
Несмотря на неоднозначность сложившейся ситуации, положительным эффектом смены конкурентных правил игры, как отмечает спикер, стало увеличение маржи российских аграриев и фермеров юга страны в частности.
Масличные культуры, плотно следуя за зерновыми, также удивляют рекордными сборами. Но работу над повышением урожайности останавливать не стоит. Среди «масличных собратьев» по экспорту в лидеры выбивается подсолнечник: с начала сезона вывезено 500 тыс. тонн. «Россия совершила мощный прорыв на рынках Индии и Китая, наши переработчики подобрали ключи к индийскому рынку, научились работать с количеством и качеством продукции», – порадовал новостью Д. Рылько.
Крупные инвестиционные проекты по переработке масличных культур были заявлены в Центральном федеральном округе. Однако чтобы эти мощности эффективно заработали, необходимо произвести существенный сдвиг в посевных площадях – дополнительно выделить 1,5 млн га.
Конопляный ренессанс
«Все новое – хорошо забытое старое», – эти слова приходили на ум, когда речь зашла о такой сельхозкультуре, как конопля. С тех пор как были выведены низконаркотические сорта, в отрасли произошел взрывной рост, и фермеры стали проявлять к конопле повышенный интерес. По словам генерального директора компании Smart Hemp Максима Уварова, суммарная площадь мировых посевов конопли за три года увеличилась в два раза, достигнув 280 – 300 тыс. га в 2018 году. Прогнозируется, что мировой рынок конопли вырастет с 3,74 (в 2018 году) до 5,73 млрд долл. США в 2020м.
Уникальные свойства технической конопли по достоинству оценили такие страны, как Китай, Канада, США, Франция. Техническая конопля – отличная альтернатива хлопку и льну, сырье для пластика, композитных материалов, целлюлозы и т. д.
Данная культура обладает не только отменными техническими характеристиками: существуют отличные рыночные предпосылки для инвестирования в ее возделывание. Спикер утверждает, что емкость российского рынка огромна! Годовые потребности текстильной отрасли только министерств обороны и внутренних дел, а также РЖД в пеньке (волокне конопли) способны удовлетворить посевы площадью 77 тыс. га; европейской автомобильной отрасли – 826 тыс. га, целлюлознобумажной промышленности – 485 тыс. га.
Отечественный рынок конопли только зарождается, поэтому возможности колоссальны. В 2019 году посевы культуры составили всего 10,2 тыс. га. Максим Уваров и Александр Кучинский, президент Ассоциации производителей русской пеньки, уверены: страна имеет лучшие условия для выращивания технической конопли. Культура идеально подходит для умеренного климата, давая одновременно семена и волокно. Имеется возможность организовать полностью автоматизированную уборку – применяется универсальное оборудование для лубяных культур. Кроме того, государство стало поддерживать отрасль: с 2017 года начало предоставлять льготное кредитование, с 2018го года выдавать погектарную субсидию в размере 10 тысяч рублей. В 2019м субсидировались 25 % капзатрат, а с 2020 года планируется выплачивать субсидии на килограмм пеньки.
О господдержке
Подробнее об основных направлениях финансирования АПК в 2020 году рассказала замминистра сельского хозяйства РФ Елена Фастова. В нынешнем году государство планирует поддерживать сельхозпроизводителей в рамках двух госпрограмм: «Развитие сельского хозяйства» и «Комплексное развитие сельских территорий» на сумму 283,6 и 35,9 млрд руб. соответственно.
Большая часть бюджетных средств будет направлена на льготное кредитование (90,9 млрд руб.), а также на межбюджетные трансферты (субсидии) (61,3 млрд руб.). Максимальный размер краткосрочного кредита увеличен до 600 млн рублей, пролонгированы инвестиционные кредиты на строительство ряда сельхозобъектов на срок до 12 лет.
Представитель Минсельхоза убеждала собравшихся, что государство заинтересовано в расширении экспортных поставок сельхозпродукции, поэтому и введена поддержка экспортеров путем компенсации части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках. Дополнительно внесены изменения в постановление о стимулировании развития производства отдельных видов масличных культур (соя, рапс), а также о возмещении части понесенных затрат на модернизацию мощностей по переработке рыбы.
И все же, несмотря на то что механизмы государственной поддержки с каждым годом совершенствуются, выделяются все большие средства для стимулирования конкретных отраслей, сельхозпроизводителям и экспортерам в первую очередь стоит надеяться на свои силы, обращать внимание на изменения, происходящие на рынке. Подробный анализ конъюнктуры рынка и изучение условий конкуренции – это уже первый шаг на пути к заветной марже.