Одним из основных результатов реформ, проводимых в России с начала 90‑х годов ХХ в., стал рост в АПК страны количества компаний холдингового типа. Экономические условия заставляли собственников капитала в сфере агробизнеса создавать интегрированные структуры, включающие в себя производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и сбыт.
Естественно, это обеспечивало холдингам по сравнению с обычными сельскохозяйственными предприятиями значительные преимущества. Не стал исключением и крупнейший сегодня в Республике Татарстан (РТ) агрохолдинг «Агросила». И хотя он начал формироваться еще в 2005 г., но современную организационную структуру обрел лишь в 2015 г. Тем не менее в настоящее время холдинг является заметным игроком в сфере агробизнеса как в регионе, так и на межрегиональном уровне. Его продукция продается в 26 субъектах Российской Федерации в таких крупных торговых сетях, как «Лента», «Ашан», «МЕТРО», Х5, а также в мелкой рознице. Оптовые продажи свыше 400 видов продукции осуществляют семь дистрибуторско-оптовых центров.
С многосторонней деятельностью агрохолдинга представители аграрных СМИ смогли детально ознакомиться в ходе пресс-тура в Республику Татарстан 5 – 6 марта с. г. По словам генерального директора АО «Агросила» Светланы Барсуковой, компания входит в двадцатку крупнейших агрохолдингов страны. В его составе 24 предприятия различного профиля, исходя из особенностей бизнеса выделено 10 направлений деятельности. Однако вся финансовая, инвестиционная и маркетинговая политика определяется руководством компании.
Агрохолдинг управляет в Татарстане 13 агрофирмами, имеющими площадь сельскохозяйственных угодий в 324 тыс. га, из которых 155 тыс. га составляет пашня. В собственности агрохолдинга находится 80 % всех земель. В 12 сельхозпредприятиях производится продукция растениеводства и животноводства, а одно хозяйство специализируется на производстве семян зерновых и масличных культур для собственных нужд. Общее поголовье КРС во всех агрофирмах достигло 40 тысяч, в т. ч. 13 тыс. голов составляет дойное стадо. От него на переработку ежегодно направляется 60 тыс. т молока. В сельскохозяйственных предприятиях занято свыше 7 тыс. чел., что составляет почти 60% от общего количества работников, занятых в агрохолдинге.
С. Барсукова проинформировала, что в 2017 г. агрофирмами компании был собран рекордный урожай зерновых (525 тыс. т) и сахарной свёклы (1,5 млн т). На проектную мощность вышел птицеводческий комплекс, что позволяет ежегодно выращивать бройлеров живой массой свыше 120 тыс. т. В состав комплекса входят три производственные площадки для выращивания 50 млн бройлеров в год, а также два инкубатора. Однако, к сожалению, весь исходный генетический материал пока завозится из-за рубежа.
Благодаря закупке современной техники для сельского хозяйства постоянно совершенствуется материально-техническая база агрофирм. В составе агрохолдинга уже сейчас насчитывается свыше 11 тыс. единиц специальной техники, что позволяет проводить все сельскохозяйственные работы в оптимальные сроки.
А чтобы процесс шел бесперебойно, в структуре компании было создано самостоятельное подразделение по обслуживанию и модернизации сельскохозяйственной техники, а также оказанию услуг, получившая название «Агросила-групп». Ежегодно здесь обслуживается свыше 3 тыс. единиц техники.
Перерабатывающий сектор агрохолдинга включает в себя сахарный завод в городе Заинск (производит 120 – 150 тыс. т готовой продукции), семенной завод в Тукаевском районе производительностью 30 т/ч, элеватор в Набережных Челнах с суммарной мощностью складов в 115 тыс. т и производством комбикормов 150 т/ч, Актанышское ХПП производительностью около 7,4 тыс. т муки и 4,8 тыс. т комбикормов в год. Инвестиции в объеме 3,5 млрд руб. дали возможность за 2 года построить и в 2017 г. ввести в строй заводы по убою бройлеров, разделке и переработке мяса птицы в Набережных Челнах. Мощности этого производственного комплекса составляют 144 т готовой продукции в сутки. Одной из его «изюминок» является роботизированный склад готовой продукции. Кроме того, на комбинате было создано порядка 680, а в птицеводческом кластере в целом – 2,5 тысячи рабочих мест.
По словам С. Барсуковой, комплекс по переработке мяса птицы после ввода в действие стал самым крупным в России.
Агрохолдинг в 2017 г. купил в Набережных Челнах также молокоперерабатывающий завод, который территориально удачно расположен по отношению к молочным хозяйствам компании. Это заметно сократило плечо перевозок сырого молока и уменьшило расходы на его доставку. Мощность молочного завода составляет 230 т переработки молока в сутки. На современном оборудовании производится свыше 115 видов продукции.
По мнению С. Барсуковой, финансовый результат деятельности агрохолдинга за 2017 г. был очень хороший – общий объем выручки составил 33,9 млрд руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 12 %. Это создает хорошие условия для совершенствования и развития производства в перспективе.
Однако прошлый год принес предприятиям агрохолдинга и неприятные сюрпризы. Из-за перенасыщения в России рынков мяса птицы, сахара, зерна и молока цены на продукцию пошли вниз, вызвав падение эффективности производства. Поэтому компании пришлось даже частично приостановить реализацию сахара и зерна, придерживая их на складах в ожидании лучших времен.
В сложившейся ситуации руководство агрохолдинга видит основную задачу в снижении себестоимости продукции путем модернизации производства и применения на всех предприятиях компании системы, получившей название «бережливое производство», а также в поиске новых продуктовых ниш на рынке. В частности, уже началось производство куриного мяса и полуфабрикатов по стандарту «халяль» для населения, исповедующего ислам, на подходе освоение выпуска «халяльной» молочной продукции, а также новой линейки продуктов питания для детей от 6 лет. Делается ставка и на развитие линейки функциональных продуктов для покупателей, следящих за своим здоровьем. Кроме того, в агрохолдинге планируют усилить экспансию производимой продукции в другие регионы страны, а также развивать систему дистрибуции. Большой интерес для компании представляет потребительский рынок Москвы и Московской области. Изучаются также перспективы поставок готовой продукции за рубеж.
Несмотря на все трудности, С. Барсукова настроена весьма оптимистично и свою задачу как генерального директора видит в том, чтобы уже в ближайшем будущем превратить агрохолдинг в игрока федерального уровня и по возможности войти в пятерку крупнейших интегрированных структур АПК. Но на нынешнем этапе важно добиться стабильного и эффективного управления во всех структурах агрохолдинга, что даст новые силы для компании.