Признаюсь, не ожидала уже в 2020‑м услышать о том, что российский Минсельхоз задумается о минимизации углеродного следа отрасли, а Совет Федерации будет обсуждать торговлю углеродными квотами, ведь в нашей стране даже нормы по выбросам самоходной техникой загрязняющих веществ с отработавшими газами далеки от Stage V / Tier 4, действующих в ЕС и США.
Понятно, европейцы уже которое десятилетие обсуждают вопросы экологии, в том числе и углеродный след – и по отраслям, и каждого персонально. Они давно просчитали, от скольких стейков придется отказаться, чтобы компенсировать перелет, например, из Швейцарии в Нидерланды, или, наоборот, сколько говядины можно позволить, если поехать в отпуск поездом.
У нас иная повестка дня: продовольственная безопасность, экспорт, цифровизация, возвращение в оборот сельхозземель, наращивание поголовья скота, повышение уровня механизации… И вдруг руководитель департамента растениеводства заявляет о планах ведомства по сокращению углеродного следа – неожиданно!
Какие меры сможет предложить Минсельхоз для минимизации эмиссии парниковых газов, с чего начнет? С торговли излишками квот, как предлагается алтайским экспериментом? Может, 6 млн га земель, запланированных к возвращению в оборот с 2020 по 2024‑й, оставить как есть? Заросшие лесом, они превращаются в интересный актив: поглощенные ими объемы углекислого газа можно сбывать химическим компаниям, не вписавшимся в отведенные квоты – зарабатывать, продавая воздух, как в романе фантаста Александра Беляева. То‑то отрасль заживет! Но этот сценарий идет вразрез с планами произвести дополнительно 9,2 млн тонн зерновых и 1,8 млн тонн масличных и ориентирами на экспорт. Конфликт интересов – как быть?
Бесспорно, европейский опыт сертификации и квотирования выбросов парниковых газов с торговлей углеродными квотами интересен, особенно на фоне обсуждения интеграции в систему и аграриев. Впрочем, скорее всего фермерам снова придется «откупаться», к примеру, за коров, выделяющих метан. Но реформаторы видят в этом мотивацию: земледелец, работающий на сохранение плодородия и удержание углерода в почве, сможет «сэкономить» на эмиссии парниковых газов и продать часть квоты, получив дополнительный доход. Чем не инструмент защиты окружающей среды? И овцы целы, и волки сыты.
Действительно, сократить эмиссию парниковых газов в отрасли реально и без ухода в лесоводство. Ученые подсчитали: один гектар вспаханной земли поставляет в атмосферу 810 кг CО2. Минимальные технологии сокращают этот объем до 260 – 270 кг/га, нулевая – до 60. То есть отказ от вспашки там, где в работе с оборотом пласта нет необходимости, – это уже вклад в сокращение эмиссии парниковых газов, а не только борьба с ветровой эрозией. Посев сидеральных, промежуточных и почвопокровных культур – тоже шаг в сторону удержания углерода в почве и сохранения плодородия – подтверждено многолетними опытами (НСХ 5 / 20, с. 48).
Животноводы изыскивают свои пути уйти в нули по выбросам: где эмиссию сократить невозможно (например, получая больше продукции от меньшего числа животных), делаются попытки «конвертации» парниковых газов еще на ферме.
В общем, появись в стране рынок углеродных квот, аграрии найдут, как заработать не в ущерб экологии, а ей на пользу, по-прежнему выполняя при этом основную свою миссию – кормить людей.
Еще одним драйвером тут может стать развитие рынка продукции с нулевым углеродным следом, и здесь уже дело за потребителем. Одна сеть ресторанов быстрого питания предлагает бургеры с нулевым углеродным «выхлопом» (НСХ 2 / 20, с. 103). В том же направлении работает и ряд продовольственников в Европе и США. Этой осенью шведский производитель хлебцев Wasa анонсировал совместный проект с американским стартапом Indigo Agriculture – выращивание ржи с максимальным сокращением эмиссии углерода. Двадцать фермеров Германии и Швеции на площади 400 га внедрят практики, о которых говорилось выше, чтобы поставлять на переработку зерно ржи с минимальным углеродным следом. Использование железных дорог и зеленой энергии в конечном итоге позволит шведской компании «обнулить» углеродный след продукции и, ответив на запрос экологически сознательных потребителей, с уверенностью смотреть в будущее.
Да, европейский потребитель более взыскателен, его уровень экологической ответственности высок, вот и мотив «экономии» выбросов при транспортировке продуктов питания внес свой вклад в рост популярности лозунга «Покупай местное!».
Впрочем, пусть по другим мотивам, но этот лозунг приобретает сторонников и у нас: исход горожан в сельскую местность вследствие пандемии заставил их обратить внимание на то, чью продукцию они едят. Однако массовое сознание российского потребителя очень далеко от принципов существования с минимизацией углеродного следа, и питать надежды на скорое появление рынка продукции с нулевым углеродным следом, пожалуй, не стоит.
А вот в сознательность большого числа аграриев, желающих передать последующим поколениям плодородные земли и чистый воздух, все же верится. Они уже наверняка без всяких предписаний стремятся.