В начале года положение в молочной отрасли было беспросветным: государство задолжало аграриям, те – банкам, а Минсельхоз не мог родить «продуктивной идеи». Для достижения же показателей Доктрины продовольственной безопасности молочникам нужно обеспечить прирост производства в 55 % (10 млн тонн в год). Очевидно, без господдержки отрасль с таким долгим «оборотом» денег обойтись не может. Но какой должна быть господдержка? И вот в июле состоялось общественное обсуждение новой Программы развития молочного животноводства до 2020 года, для разработки которой Национальный союз производителей молока задорого привлек западных экспертов. Рассмотрев три варианта развития, «Союзмолоко» предложил «агрессивный» путь, предусматривающий существенное увеличение госфинансирования: только он способен обеспечить наращивание производства. Нужны будут новые комплексы. На прирост производства товарного молока 8,7 млн в год, дополнительные 113 тыс. рабочих мест, превышение бюджетных доходов над расходами 116 млрд руб. просят ни много ни мало 418 млрд руб. дополнительных вложений за шесть лет. Из них 3,5 млрд требуют на идентификации. скота, 17,5 – на «обновленный подход к племенному животноводству» (?!), 152,3 – на возмещение инвестиционных затрат, 76,7 – на несвязанную поддержку. Плюс 92 млрд на субсидирование процентных ставок. Критики уже сопоставили эту цифру с расходами на культуру (76,4 млрд) и жилищно-коммунальное хозяйство (62,2 млрд), заложенными в бюджет РФ в 2014 г.
Итак, ставка делается на новые комплексы, причем одно стойломесто оценивается в полмиллиона – «как однокомнатная квартира в райцентре» по выражению председателя АККОР Владимира Плотникова. «Почему так дороги новые комплексы»,– вслед за мной и сенатором спросите вы? Причинами дороговизны являются высокая стоимость скота и оборудования и, «неэффективность строительства» (терминология разработчиков проекта). При этом окупаемость проектов заложена восьмилетняя: на более длительный период банки не дают кредиты, да и бизнесменов надолго вкладывать без должной отдачи не уговоришь.
По словам знакомого консультанта по молочному скотоводству «очевидно, теперь решили поддержать не банки, а строителей, а до действующих аграриев ничего не дойдет». Одной мне мнится в этом коррупционная составляющая, стимулирующая строить дорого, а не эффективно?
Очевидно, программа ориентирована на масштабные «вертикально интегрированные» проекты. Иначе чем объяснить предложение возмещать инвестиционные затраты уже после выхода на проектную мощность – это доступно только уже существующим структурам, способным вложить большие собственные средства. Подтверждает ангажированность разработчиков также намерение «отдавать предпочтение проектам, включающим гарантированные договоренности переработчиков и производителей». И вновь вместо того, чтобы мотивировать заняться воспроизводством собственного стада (с. 74), в смету закладывают затраты на закупку дорогого скота: нетель из‑за океана – дело для холдингов привычное.
Да, отраслевой союз, каким является «Союзмолоко», отстаивает интересы своих членов, требует от государства выделить средства на новые комплексы, обеспечить «специальные условия финансирования», поддержать рыночные цены, усилить защиту во внешней торговле. Но в стремлении установить всеобъемлющий контроль «Союзмолоко» предлагает создать Саморегулируемую организацию (СРО), которая будет разрабатывать нормы технического регулирования, продвигать молочные продукты с помощью социальной рекламы, бороться с контрафактом и фальсификатом.
Пока еще есть сомнения, даст ли Федеральная антимонопольная служба добро на создание организации, влияющей на формирование рынка и обязывающей всех становиться ее членами, но Российский союз предприятий молочной отрасли («Молочный союз») уже видит угрозу создания еще одной бюрократической организации, действующей к тому же «по указке транснациональных корпораций».
Государство же вместо того чтобы мотивировать банки (хотя бы государственные) дольше и на более щадящих условиях кредитовать проекты, направленные на общественное благо (продовольственная безопасность!), пересмотреть схему субсидирования процентных кредитов и расплатиться по своим обещаниям, прислушивается к тем, кто хоть что‑то предлагает, пусть это и выглядит прожектерскими «Новыми Васюками» Остапа Бендера.
Как бы то ни было, других проектов программы развития для обсуждения предложено не было! Где представители фермерского движения? Где «средний класс» молочного животноводства: СПК без холдингов за спиной? Неужели только сверхкрупным хозяйствам доступно снижение издержек при повышении объемов производства? А ведь отраслевым объединениям под силу многое, что показывает опыт того же Национального союза свиноводов (с. 22): нередко они находят решения проблем в рамках существующих условий. Увы, широкие слои молочных животноводов не защищают свои интересы сообща. Пока же инициативу перехватывают более активные в стремлении протолкнуть выгодные именно им программы.
Что скажут государственные мужи в 2020‑м, когда, выделив полтриллиона и не увидев «прекрасный новый мир», они услышат от холдингов очередное «Дайте нам триллион»? Настала пора объединяться тем, кто уже сегодня производит молоко: ведь пока программа не утверждена, есть шансы быть услышанными.