Фото: Adobe Stock

На волне беспилотности

Фото: Adobe Stock

Елена Герасименко

Руководитель рекламной службы, редактор журнала «Новое сельское хозяйство», генеральный директор OOO «ДЛВ АГРОДЕЛО»

Поделитьтся

На нас нака­ты­ва­ет оче­ред­ная вол­на бес­пи­лот­но­сти. Надев очки вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, мож­но уви­деть все про­ис­хо­дя­щее вокруг дистан­ци­он­но управ­ля­е­мо­го трак­то­ра, про­то­тип кото­ро­го пред­ста­ви­ла миро­во­му сооб­ще­ству фин­ская Valtra из кон­цер­на AGCO (с. 95), а уж стан­дарт 5G гаран­ти­ру­ет быст­рую реак­цию на коман­ды уда­лен­но­го «пило­та»: такая мето­ди­ка даже хирур­ги­че­ские опе­ра­ции поз­во­ля­ет дистан­ци­он­но про­во­дить (НСХ 5/19, с. 28).

В сере­дине сен­тяб­ря фран­цуз­ская ком­па­ния Kuhn обе­ща­ет про­де­мон­стри­ро­вать робо­та для корм­ле­ния ско­та, кото­ро­го назва­ли Aura. Судя по мель­ка­ю­щим на фото отдель­ным частям, это не пушер-подо­дви­га­тель, а имен­но «корм­ле­нец», при­чем с фре­зой для загруз­ки сило­са! Извест­но, что авто­ном­но рабо­тать за пре­де­ла­ми коров­ни­ка ему будет помо­гать сиг­нал RTK-стан­ции, а для ори­ен­ти­ро­ва­ния в живот­но­вод­че­ских построй­ках – лида­ры. Есть осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что робот будет на элек­тро­дви­га­те­ле, то есть не про­сто авто­ном­ный, но и экологичный.

На сель­хоз­ма­ши­ны ста­вят не толь­ко лида­ры, заме­ря­ю­щие ско­рость дви­же­ния и рас­сто­я­ния до пред­ме­тов лазер­ным лучом, но и теп­ло­вые и сте­рео­ка­ме­ры, рада­ры (с. 80). Даже рос­сий­ский Рост­сель­маш уже осво­ил­ся на этом рын­ке: вспом­ни­те их золо­тую медаль на «Агро­са­лоне-2018» за авто­пи­лот Explorer и сереб­ро ган­но­вер­ской Agritechnica-2019 за систе­му ноч­но­го виде­ния RSM Night Vision.

Новый фурор Рост­сель­маш про­из­вел бес­пи­лот­ным ком­бай­ном: обра­зец авто­ном­но­го Torum 785 уже вовсю моло­тит зер­но­вые на полях стра­ны. Неза­ви­си­мость от опе­ра­то­ра обес­пе­чи­ва­ет куча элек­тро­ни­ки: а-ля марш­ру­ти­за­тор, помощ­ник парал­лель­но­го вожде­ния, уже дав­но при­выч­ные для зару­беж­ной тех­ни­ки (с. 30) систе­мы опти­ми­за­ции настро­ек, дат­чи­ки напол­не­ния бун­ке­ра, систе­мы рас­че­та точек выгруз­ки и кар­ти­ро­ва­ния уро­жай­но­сти и не толь­ко. Но имен­но Explorer в вер­сии Plus оста­нав­ли­ва­ет ком­байн при появ­ле­нии помех, авто­ма­ти­че­ски управ­ля­ет про­цес­сом под­ня­тия жат­ки перед раз­во­ро­том и опус­ка­ет ее перед ком­бай­ни­ро­ва­ни­ем. Дождем­ся резуль­та­тов испы­та­ний: любо­пыт­но, како­ва надеж­ность систе­мы – судя по фото в Сети, опе­ра­тор все же боль­шую часть вре­ме­ни оста­ет­ся в кабине.

Еще один фурор про­из­ве­ли фото­гра­фии дру­гой рос­сий­ской ком­па­нии – Cognitive Pilot, «доч­ки» Сбер­бан­ка и Cognitive Technologies. В когни­тив­ный дис­со­нанс опро­ки­ды­ва­ло соче­та­ние заго­лов­ка об испы­та­ни­ях бес­пи­лот­но­го ком­бай­на и фото почти того же RSM Torum с самим Гер­ма­ном Гре­фом в кабине (с. 12). Не внес­ли ясность и про­ти­во­ре­чи­вые заяв­ле­ния гла­вы Сбе­ра: «опе­ра­тор авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной систе­мы», «я про­те­сти­ро­вал за рулем ком­бай­на, менял настрой­ки», «хотим добить­ся пол­ной авто­ма­ти­за­ции про­цес­са»… Это точ­но бес­пи­лот­ник? Может, пресс-служ­ба забе­га­ет несколь­ко вперед?

Ока­за­лось, на «Тору­ме» тести­ро­ва­ли Cognitive Agro Pilot – рос­сий­скую тех­но­ло­гию, пере­да­ю­щую управ­ле­ние тех­ни­кой робо­ту, остав­ляя за меха­ни­за­то­ром кон­троль над каче­ством убор­ки уро­жая или иной опе­ра­ции. По сути, это помощ­ник, кон­тро­ли­ру­ю­щий дви­же­ние маши­ны отно­си­тель­но дру­гих объ­ек­тов, и сто­и­ло ли кри­чать об уни­каль­но­сти: таких «при­мо­чек» на рын­ке пруд пру­ди. Уни­каль­ность Cognitive Agro Pilot, по мне­нию раз­ра­бот­чи­ков, при­да­ет ана­лиз изоб­ра­же­ния от одной (!) толь­ко каме­ры, кото­рый с помо­щью «кон­во­лю­ци­он­ной ней­рон­ной сети глу­бо­ко­го обу­че­ния… пони­ма­ет типы и поло­же­ния объ­ек­тов по ходу дви­же­ния и стро­ит тра­ек­то­рии дви­же­ния». Ина­че гово­ря, в целях авто­пи­ло­ти­ро­ва­ния рабо­та­ет одна каме­ра, а не набор сен­со­ров, лида­ров и стереокамер!

Но не будем зану­да­ми! В кон­це кон­цов, оте­че­ствен­ные раз­ра­бот­чи­ки нача­ли дви­же­ние и в выс­ших тех­но­ло­ги­ях для аграр­но­го сек­то­ра. Наде­ем­ся и о реаль­но­стях прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния Cognitive Agro Pilot узнать в ско­ром вре­ме­ни чуть боль­ше: ком­па­ния под­пи­са­ла кон­тракт с агро­хол­дин­гом «Руса­г­ро» на обо­ру­до­ва­ние дан­ной систе­мой 242 зер­но­убо­роч­ных ком­бай­на, ведут­ся испы­та­ния в дру­гих стра­нах. Про­дви­же­ни­ем и реа­ли­за­ци­ей систе­мы на рос­сий­ском рын­ке зай­мет­ся «Эко­Ни­ва-Тех­ни­ка-Хол­динг» – уже под­пи­са­но трех­лет­нее соглашение.

Но Cognitive Pilot идет даль­ше: в парт­нер­стве со «Сбер­банк-Теле­ко­мом» при­сту­пи­ли к раз­ра­бот­ке систе­мы теле­мет­рии – «плат­фор­мы для сбо­ра высо­ко­ка­че­ствен­ной смарт-ана­ли­ти­ки и мони­то­рин­га сель­ско­хо­зяй­ствен­ных про­цес­сов» под назва­ни­ем Cognitive Sber Agro Analyst (CSAA). Тут, пожа­луй, у фер­ме­ров в Рос­сии да и за рубе­жом может воз­ник­нуть пуга­ю­щая мысль: а не полу­чат ли доступ к дан­ным теле­мет­рии тре­тьи лица? Постав­щи­ки теле­мет­ри­че­ских сер­ви­сов (JDLink, Claas Telematics, JCB LiveLink и т. д.) ста­ра­ют­ся соблю­дать кон­фи­ден­ци­аль­ность в инте­ре­сах сво­их кли­ен­тов, но в слу­чае с «доч­ка­ми» бан­ка, более чем напо­ло­ви­ну при­над­ле­жа­ще­го рос­сий­ско­му госу­дар­ству, закра­ды­ва­ют­ся сомне­ния: а не дадут ли потом всем нашим отмаш­ку обя­за­тель­но ста­вить CSAA для обес­пе­че­ния про­зрач­но­сти про­из­вод­ства зер­на и досто­вер­но­сти отчет­но­сти? Тогда при­дет­ся взять под козы­рек и тянуть лям­ку за свой счет. Есть плю­сы – будем иметь реаль­ные и быст­рые циф­ры в мас­шта­бах стра­ны, но… как гово­рил Рот­шильд, кто вла­де­ет инфор­ма­ци­ей – тот вла­де­ет миром.

Одна­ко прочь пара­нойю рань­ше вре­ме­ни! Welcome оте­че­ствен­ным циф­ро­вым тех­но­ло­ги­ям: пусть мы не в лиде­рах, но уже не сре­ди отстающих!

Читайте также