На нас накатывает очередная волна беспилотности. Надев очки виртуальной реальности, можно увидеть все происходящее вокруг дистанционно управляемого трактора, прототип которого представила мировому сообществу финская Valtra из концерна AGCO (с. 95), а уж стандарт 5G гарантирует быструю реакцию на команды удаленного «пилота»: такая методика даже хирургические операции позволяет дистанционно проводить (НСХ 5/19, с. 28).
В середине сентября французская компания Kuhn обещает продемонстрировать робота для кормления скота, которого назвали Aura. Судя по мелькающим на фото отдельным частям, это не пушер-пододвигатель, а именно «кормленец», причем с фрезой для загрузки силоса! Известно, что автономно работать за пределами коровника ему будет помогать сигнал RTK-станции, а для ориентирования в животноводческих постройках – лидары. Есть основания предполагать, что робот будет на электродвигателе, то есть не просто автономный, но и экологичный.
На сельхозмашины ставят не только лидары, замеряющие скорость движения и расстояния до предметов лазерным лучом, но и тепловые и стереокамеры, радары (с. 80). Даже российский Ростсельмаш уже освоился на этом рынке: вспомните их золотую медаль на «Агросалоне-2018» за автопилот Explorer и серебро ганноверской Agritechnica-2019 за систему ночного видения RSM Night Vision.
Новый фурор Ростсельмаш произвел беспилотным комбайном: образец автономного Torum 785 уже вовсю молотит зерновые на полях страны. Независимость от оператора обеспечивает куча электроники: а-ля маршрутизатор, помощник параллельного вождения, уже давно привычные для зарубежной техники (с. 30) системы оптимизации настроек, датчики наполнения бункера, системы расчета точек выгрузки и картирования урожайности и не только. Но именно Explorer в версии Plus останавливает комбайн при появлении помех, автоматически управляет процессом поднятия жатки перед разворотом и опускает ее перед комбайнированием. Дождемся результатов испытаний: любопытно, какова надежность системы – судя по фото в Сети, оператор все же большую часть времени остается в кабине.
Еще один фурор произвели фотографии другой российской компании – Cognitive Pilot, «дочки» Сбербанка и Cognitive Technologies. В когнитивный диссонанс опрокидывало сочетание заголовка об испытаниях беспилотного комбайна и фото почти того же RSM Torum с самим Германом Грефом в кабине (с. 12). Не внесли ясность и противоречивые заявления главы Сбера: «оператор автоматизированной системы», «я протестировал за рулем комбайна, менял настройки», «хотим добиться полной автоматизации процесса»… Это точно беспилотник? Может, пресс-служба забегает несколько вперед?
Оказалось, на «Торуме» тестировали Cognitive Agro Pilot – российскую технологию, передающую управление техникой роботу, оставляя за механизатором контроль над качеством уборки урожая или иной операции. По сути, это помощник, контролирующий движение машины относительно других объектов, и стоило ли кричать об уникальности: таких «примочек» на рынке пруд пруди. Уникальность Cognitive Agro Pilot, по мнению разработчиков, придает анализ изображения от одной (!) только камеры, который с помощью «конволюционной нейронной сети глубокого обучения… понимает типы и положения объектов по ходу движения и строит траектории движения». Иначе говоря, в целях автопилотирования работает одна камера, а не набор сенсоров, лидаров и стереокамер!
Но не будем занудами! В конце концов, отечественные разработчики начали движение и в высших технологиях для аграрного сектора. Надеемся и о реальностях практического применения Cognitive Agro Pilot узнать в скором времени чуть больше: компания подписала контракт с агрохолдингом «Русагро» на оборудование данной системой 242 зерноуборочных комбайна, ведутся испытания в других странах. Продвижением и реализацией системы на российском рынке займется «ЭкоНива-Техника-Холдинг» – уже подписано трехлетнее соглашение.
Но Cognitive Pilot идет дальше: в партнерстве со «Сбербанк-Телекомом» приступили к разработке системы телеметрии – «платформы для сбора высококачественной смарт-аналитики и мониторинга сельскохозяйственных процессов» под названием Cognitive Sber Agro Analyst (CSAA). Тут, пожалуй, у фермеров в России да и за рубежом может возникнуть пугающая мысль: а не получат ли доступ к данным телеметрии третьи лица? Поставщики телеметрических сервисов (JDLink, Claas Telematics, JCB LiveLink и т. д.) стараются соблюдать конфиденциальность в интересах своих клиентов, но в случае с «дочками» банка, более чем наполовину принадлежащего российскому государству, закрадываются сомнения: а не дадут ли потом всем нашим отмашку обязательно ставить CSAA для обеспечения прозрачности производства зерна и достоверности отчетности? Тогда придется взять под козырек и тянуть лямку за свой счет. Есть плюсы – будем иметь реальные и быстрые цифры в масштабах страны, но… как говорил Ротшильд, кто владеет информацией – тот владеет миром.
Однако прочь паранойю раньше времени! Welcome отечественным цифровым технологиям: пусть мы не в лидерах, но уже не среди отстающих!