Лето для журналистов – время жаркое во всех смыслах: поездки наслаиваются одна на другую, и мы, изредка встречаясь в редакции, обмениваемся впечатлениями об увиденном. В наших рассказах много общего. Например, господдержки большинство еще не получило, а на дворе – вторая половина года. Приходится аграриям следовать премьерскому наказу «держаться»… Впрочем, директора крепких хозяйств давно махнули рукой и просят лишь не менять правила игры «на ходу»!
Увы, правила перекраивают постоянно, и нередко новые козыри в игру вводит «родное» министерство. В середине мая оно представило проект федерального закона, предусматривающий ограничение размера КФХ: регионы определят, сколько гектаров дозволено использовать (владеть, арендовать, обрабатывать) фермеру, а от «сверхлимитной» земли нужно избавиться в течение года. Парадоксальный ответ на поручение президента «разработать меры по антимонопольному регулированию вопросов использования земель сельскохозяйственного назначения в субъектах РФ с высоким спросом на земельный фонд»!
Тем временем то один, то другой холдинг заявляют об очередном приросте земельного банка. А вот у стабильных середнячков, на которых десятилетиями держится отечественный аграрный сектор, с землей сложности: у одних проблемы с оформлением паев, у других с арендой трудности, а третьим и вовсе переводом под жилищное строительство грозят.
Об остроте «земельного вопроса» говорят и эксперты Центра стратегических разработок, представившие в конце июня доклад «Земля для людей»: «бизнес методично пробивает заслоны ради вовлечения земель под строительство», и «жертвами такого изъятия стали федеральные питомники, опытные станции, научные институты, учхозы». Когда «норм, ограничивающих права крупнейших собственников земли», не появилось, «в собственности и под контролем отдельных лиц сейчас находятся сотни тысяч гектаров земли». Так возникают гиганты, меряющиеся земельными банками на глазах остолбеневших фермеров. Им новая инициатива исполнительной власти не страшна, а «тракторные марши» доведенных до отчаяния фермеров сверху не видны.
А чиновники в спешке выпекают все новые проекты. Та же идентификация животных уже к январю 2018 года – «не вопрос дискуссий, а вопрос исполнения»(с. 76). Даже беглое знакомство с проектом документа не оставляет сомнений – он недоиспечен, а писавшие его животных близко не видели.
Те же мысли возникли и у экспертов, дававших заключение на документ: «Разработчик проекта, по-видимому, не знает, что ухо ягненка на 1‑й день жизни меньше пятирублевой монеты, и там даже четырех цифр будет не видно, не то что с метра, даже с полуметра…»
Порой сдержаться не удается даже высокопоставленным лицам: осенью 2016‑го Рустам Минниханов, президент Республики Татарстан (к слову, региона, входящего в число лидеров по уровню поддержки аграриев, – с. 20), возмущался введенными правилами лицензирования обращения с навозом: «Я вообще поражаюсь, какие глупости в нашей стране принимаются!»
А в июне в прямом эфире на телевидении директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени В. П. Никонова Александр Петриков, занимавший в МСХ высокий пост, с плохо скрываемым волнением комментировал еще один приказ Минсельхоза. Экономист-аграрник сомневается в законности отмены выборов ректоров аграрных вузов, ведь чиновники решили допустить к управлению «кузницами кадров» «не имеющих специальной подготовки или стажа работы… но обладающих достаточным практическим опытом и выполняющих возложенные на них должностные обязанности». Иначе говоря, лояльных «эффективных менеджеров» привели и в образование.
Насколько «эффективны» управленцы, поставившие во главу угла пресловутую экономическую целесообразность и «эффект масштаба», журналисты слышат регулярно: «Где-то в мегаполисе сидят ребята в дорогих костюмах и расписывают условия тендера! И вот получаем лопаты, которыми зерно перегружать невозможно– мягкий металл гнется! Зато производственные затраты снизили!» Негодование специалиста «попавшего под холдинг» предприятия можно понять – ожидание новых инструментов займет недели.
Трагикомичные новости приносит и почта. Чиновники Пермского края решили, что инвестиции в разработку полуавтоматических моек поддонов для гидропонных кормов «были неправомерно отнесены к затратам на разработку новых видов сельхозтехники», поскольку предположительно (!) мойки могут использоваться в столовых. Предположение теоретическое, а штраф в четыреста с лишним тысяч рублей Краснокамскому ремонтно-механическому заводу выписан вполне реальный.
Пока аграрную политику будут определять законодатели, поддающиеся «уговорам» крупного бизнеса – от землевладельцев до ретейлеров, изменений не дождаться. А если еще и во главе исполнительной власти стоят люди, лично заинтересованные в сохранении статуса-кво и подбирающие на посты лояльных непрофессионалов, то ситуация кажется и вовсе безвыходной. Чтобы спустить законодателей и чиновников на землю и заставить прислушиваться к экспертам и практикам, голос общественных объединений – от АККОРа до отраслевых союзов (с. 16, 20, 76) – должен быть весомым. Этот вес объединениям может придать только ваше участие! А если с прохладцей относиться к защите своих интересов, то «припекать» будет всегда.