Огромные толпы людей, тележки и корзинки, доверху заваленные различными продуктами питания, деликатесами, – картина привычная для крупных супермаркетов. Не похоже, что каждый девятый человек в мире голодает, однако со статистикой спорить сложно. Согласно официальным данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), несмотря на то что масштабы недоедания в мире с 1990 по 2014 гг. значительно сократились (почти на 200 млн чел.), число голодающих остается непомерно высоким: более 805 млн человек в мире страдают от нехватки продовольствия.
Продовольственная проблема глобальна, и говорят о ней повсюду. Это правильно, потому что массовый голод – потенциальная угроза для безопасности всего мира. Если копнуть глубже в истории, то большая часть войн и беспорядков происходила именно по причине голода. Поэтому и вывод на многих международных форумах всегда таков (с. 32): нужно бороться с бедностью и дефицитом продовольствия путем наращивания объемов сельскохозяйственного производства и повышения эффективности агропромышленного комплекса. Конечно, эти меры верны и актуальны, но они вовсе не единственные.
Пожалуй, многие, расплачиваясь за еду в супермаркете, даже не задумывается, что часть купленных продуктов питания (а значит, и часть потраченных денег) отправится прямиком в мусорный бак. Согласитесь, что на самом деле мы приобретаем больше еды, чем в состоянии употребить. По оценке ФАО, примерно 30 % (около 1,3 млрд т!) произведенной в мире еды уходит в никуда. Логично предположить, что более развитые страны ввиду лучшей платежеспособности их населения выбрасывают больше пищевых продуктов, чем страны третьего мира.
Но не стоит всю вину перекладывать на потребителей, производители продуктов питания также внесли свою лепту. Являясь заложниками современного спроса и конкуренции, компании вынуждены поставлять на рынок только самую «красивую» продукцию. Кому нужна мятая банка кукурузы или слишком мелкий картофель? Покупатели стремятся выбирать только ровные, яркие, гладкие фрукты и овощи. От продуктов нетоварного вида производители избавляются заранее, до того как такие продукты питания попадают на полки магазинов, что больно бьет и по аграриям. Помимо того, что основную долю прибыли в продовольственном секторе получает не фермер, вложивший свои силы и средства в производство зерна, мяса, молока, и даже не переработчик, а торговец, лишь доставивший его до конечного потребителя, так еще и от части продукции не самого лучшего внешнего вида фермер вынужден избавиться.
На этом цепочка не замыкается. Продавцы, в свою очередь, утилизируют продукты, срок годности которых в скором времени истекает. Так, в Германии все хлебобулочные изделия, не раскупленные за день, подлежат утилизации. Но ведь хлеб пригоден для употребления еще как минимум пару дней. Голодные дети Африки и Азии были бы безумно счастливы получить даже сухари из такого хлеба! Сытый голодного не разумеет.
Несмотря на то что население развитых стран более избаловано в питании, именно в этих странах появляются умные идеи, как накормить голодных. Например, в Европе большую популярность приобретает движение «фудшеринг» (с англ. «обмен едой»). Невостребованные, но еще съедобные продукты охотно забирают люди, считающие себя небогатыми. Очень удобно как для бедняков, так и для защитников окружающей среды.
Для малоимущего населения в Германии есть и другой вариант сэкономить на пропитании. За пару евро можно купить еду в столе раздачи Tafel. Tafel – официальная организация, сотрудничающая с продуктовыми магазинами и нуждающимся населением и насчитывающая около 900 филиалов по всей стране. Показав документ, подтверждающий статус малоимущего, практически задаром можно приобрести все для сытного и семейного ужина.
В Соединенных Штатах Америки зародилось течение «фриганизм», которое можно назвать «прародителем» выше названных проектов. «Фриганы», участники движения, не покупают еду в магазине, а добывают ее в контейнерах с отходами, на мусорных свалках. Только в отличие от голодающих эти люди стремятся минимизировать потребление в обществе. Другими словами, борются за идею.
Итак, факты показывают, что наращивание сельскохозяйственного производства – не единственный выход из сложившейся ситуации. Увеличение производительности агропромышленного сектора требует вложения немалых денежных средств, но с учетом доли «лишней» еды, явным гарантом продовольственной безопасности не станет. Наращивая производство и разумно распоряжась тем, что имеем, можно добиться гораздо большего результата: накормить голодных и повысить эффективность сельского хозяйства.
Голод и продовольственная безопасность – проблемы комплексные, и только усилиями одной заинтересованной стороны их не решить. Нужно объединить деятельность социальных организаций, политиков, организаций по охране окружающей среды и многих других. Но прежде всего начать надо с самого себя и переосмыслить свое отношение к данной проблеме, чтобы труд, вложенный аграриями в производство продовольствия, не пропадал напрасно