Среди вопросов, вызывающих наиболее ожесточенные споры, актуальным остается противостояние крупного и мелкого бизнеса в аграрном секторе. Сторонники агрохолдингов убеждены, что только мегапредприятия в состоянии решить задачи по импортозамещению и обеспечению населения качественным продовольствием в достаточном количестве. Ратующие за фермерский формат обвиняют крупный бизнес в пренебрежении интересами сельского населения и злоупотреблении господдержкой.
За бортом обсуждения остаются «рабочие лошадки» отрасли – образовавшиеся, как правило, на базе бывших колхозов среднеформатные предприятия, хотя именно эти предприятия и обеспечивают жителей сельских территорий работой, и большие бюджетные средства на себя не оттягивают.
Крестьянско-фермерские хозяйства, несмотря на незначительную долю в общем объеме господдержки (в 2015 году КФХ получили субсидированных кредитов в размере 0,2 % от объема произведенной продукции) и ограниченный доступ к заемным средствам, за последние годы демонстрируют хороший прирост эффективности. Производство в таких хозяйствах растет более стремительными темпами, чем в крупнейших агрохолдингах, располагающих тысячегектарными земельными банками и доступом к многомиллиардной господдержке. Так, 90 % урожая картофеля и 75 % овощей собрано именно на объектах малого и среднего агробизнеса (с. 8). По итогам 2016 года прирост производства молока в фермерских хозяйствах составил 6 %, а вот в сельхозорганизациях – всего 2,5 %.
О больших успехах в 2016 году рапортовали и агрохолдинги: рекордные урожаи зерновых, сахарной свёклы, масличных. Но в отличие от малого и среднего бизнеса, агрохолдинги заявляют о тенденции к снижению маржинальности по основным направлениям деятельности. И все же наращивание объемов производственных ресурсов у агрохолдингов налицо: за недавнее время на рынке зафиксирован ряд крупных сделок по слиянию и поглощению. Благодаря приобретению птицефабрики «Акашевской», а также 30 тыс. га рисовых активов обанкротившегося «Разгуляя» федеральным игроком стало АО фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева. Группа «Русагро» пополнила свой портфель тремя заводами и почти сотней тысяч га сахарных активов того же «Разгуляя». О наращивании земельного фонда и крупных инвестициях заявили «Мираторг», «Черкизово» и др.
Тенденция к укрупнению прослеживается не только на уровне гигантов: по предварительным итогам Всероссийской сельхозпереписи 2016 года за последние десять лет общее число сельхозпредприятий сократилось в 1,6 раза (с. 6), что при сохранении общего земельного фонда привело к увеличению площадей, приходящихся на одно предприятие: сегодняшнее КФХ – это уже свыше 260 га земли (+150 га к 2006 году).
Примечательно, что за тот же период, по данным Минсельхоза, в семь раз увеличилось количество сельхозкооперативов (до 7 тысяч). Сельхозпредприятия умеренных размеров осознают, что составить конкуренцию крупнейшим игрокам рынка они смогут, лишь обеспечив сходную технологичность производства и существенные объемы поставок на сбыт (с. 22).
Отдельного упоминания заслуживают юридические аспекты деятельности: в отличие от холдингов, располагающих штатом специалистов-«законников», фермер практически не защищен от произвола чиновников и крупных игроков (это наглядно продемонстрировали громкие истории последних месяцев, принятие в ноябре 2016 г. закона об ограничении минимального размера земельной доли для выдела в размере 2,5 тыс. га в Ставропольском крае).
Кооперация – это не только единственная возможность сохранить место под солнцем и защищать свои интересы, оставляя при этом за собой право предпринимательской самостоятельности. Только сообща мелкие предприятия способны решать социальные задачи в сельской местности и лоббировать свои интересы на государственном уровне. Подобная практика вовсе не нова, и эффективность ее доказана: сельскохозяйственные кооперативы являются мощными игроками отрасли и в Европе, и в Америке.
К сожалению, сбытовые и производственные кооперативы ожидает немало трудностей. Лишь недавно это направление стало пользоваться подкрепленным финансово вниманием государства: грантовая поддержка кооперативам осуществляется всего второй год. За это время сбытовые и производственные кооперативы получили из федерального бюджета только 1,3 млрд рублей. Увеличивать же объем средств на развитие этого сектора в 2017 году не предполагается.
И все же эффективность малых и средних форм хозяйствования показывает, что противопоставление их холдингам и попытка делать ставку на формирование однообразного «ландшафта» аграрных олигополий – путь тупиковый. Современному агробизнесу невозможно обойтись и без мегапредприятий, обеспечивающих регулярность крупных поставок продовольствия стандартного качества, и без сельхозпредприятий малого и среднего бизнеса, удовлетворяющих потребности общества в разнообразии продуктов питания и развитии сельских территорий.
Симбиоз крупного и малого агробизнеса возможен при соблюдении правил честной игры, справедливой государственной поддержке и принятии законов, не ущемляющих интересы обеих сторон. Только при таком раскладе место на рынке должно найтись для всех!