Корова в очках виртуальной реальности… Это фото за пару часов «прилетело» ко мне из множества источников.
Что это, шутка? Фейк? Да не похоже – новость об эксперименте в Подмосковье опубликовал региональный минсельхоз. К тому же, наших животноводов какими-то VR-очками на коровах не особо удивишь: у нас роботы давно доят коров, пододвигают корма, занимаются удалением навоза на фермах, GPS помогает найти нужную корову «на местности», а о состоянии животных давно судим по датчикам активности.
В полеводстве свои «достижения науки и техники»: спутниковые данные и результаты облета полей дронами служат для оценки состояния посевов, современные машины, объединенные в одну цифровую систему с метеостанциями и всевозможными датчиками, способны планировать и производить работы в зависимости от ситуации на поле в данный момент. Зерноуборочные комбайны сами настраиваются на оптимальное ведение обмолота в зависимости от выбранной стратегии и сложившихся условий уборки; кормоуборочные комбайны определяют влажность убираемых кормов и – в зависимости от объемов массы – регулируют число оборотов двигателя, спасая его от перегрузки или работы «вхолостую». Все чаще говорят о роботах, которые смогут вести прополку овощных и пропашных культур, есть концепты роботов-опрыскивателей и рабочие варианты беспилотных (автономных) тракторов. Все это с избытком было представлено на прошедшей в ноябре в немецком Ганновере выставке Agritechnica (с. 92).
Еще три года назад мировой рынок интеллектуальных решений для сельского хозяйства, по оценкам аналитической организации Future Market Insights, составлял примерно 10 млрд долл. США. В расчеты были взяты рынки сельскохозяйственных роботов, устройств и решений для точного земледелия, всевозможных умных сенсоров, AIoT-платформ / приложений (контроль данных, поступающих с датчиков, техники и других устройств) и Big Data. Интересно, что по 17 % от этого «пирога» приходится на Big Data и средства для точного земледелия (не считая дронов). Огромный кусок (38 %) формируют роботы для полеводства и животноводства, опять же без дронов: БПЛА выделены отдельно – на них приходится 6 % рынка. Почти в равных долях задействованы сегменты производства датчиков (12 %) и AIoT-платформ / приложений (10 %). Среди основных игроков рынка – хорошо известные нам компании AGCO, Claas, CNH, John Deere и менее известные Ag Leader (США), Autonomous Solutions (США), Raven Industries (США) и Farmers Edge (Канада).
По разным оценкам, к 2020 году рынок интеллектуальных решений для аграрного сектора вырастет в 2,5 раза – до 26,8 млрд долл. США, а к 2026 году составит почти 40 млрд долл. США. Пусть основными рынками решений для умного сельского хозяйства являются страны Северной Америки и Европы – главное тенденция: при таких цифрах начинает казаться, что мы работаем в отрасли, которая бурлит от внедрения всего нового, облачного, цифрового, роботизированного…
Однако эксперты рынка digital-продукции быстро опустят нас на землю: переход сельского хозяйства к эре smart идет довольно медленно: среднегодовые темпы роста оцениваются от 11,2 до 14,3 %.
В своем Мониторинге глобальных трендов цифровизации на 2019 год российская компания «Ростелеком» не отмечает выдающейся готовности сельского хозяйства, впрочем как и отраслей-соседей по позициям в рейтинге (ЖКХ и образование), к переходу к цифре, поэтому ожидать быстрого внедрения новых технологий в сельхозпроизводство все же не стоит.
Что касается России, то наше «участие» в мировом smart farming составляет чуть больше 1 %. В 2017 г. аналитиками Grand View Research российский рынок умных решений для АПК был оценен на 221,8 млн долл. США. А вот данные Минсельхоза очень даже обнадеживающие: мы на 15 месте в мире по уровню интегрирования цифровых технологий.
Все же стоит снять очки виртуальной реальности с наших собственных носов и оценить «реальность реальную». О неготовности к внедрению цифровизации и роботизации в аграрный сектор именно в нашей стране лучше любых экспертов расскажут представители хозяйств.
Главной проблемой и хозяйственникам, и управленцам видится отсутствие квалифицированных кадров: «айтишники» не понимают специфики сельского хозяйства, а сельхозники не разбираются в IT-технологиях.
Следующая проблема – отсутствие инфраструктуры. В современном мире нам кажется, что уже не осталось мест вне зон покрытия, куда не долетел бы спутниковый сигнал. Однако в российских полях масса белых пятен, где «связь не берет». Решить проблему инфраструктуры самостоятельно, как оказывается, даже холдингам не по силам. При таком раскладе к чему вести речь об отсутствии обратной связи от орудия к трактору? При сохранении проблемы инфраструктуры мало кто решит довериться искусственному интеллекту и нырнуть в цифровое море. Такова сегодня наша невиртуальная реальность.
Поэтому, скорее всего, подмосковные буренки, которым моделируют реальность с помощью VR-очков, еще долго будут поводом для хайпа. Есть вполне земные средства сделать их жизнь похожей на сказку…