В начале октября в Москве встретились причастные к теме сельскохозяйственного машиностроения – ученые, разработчики, маркетологи, дилеры, чиновники, политики. Основной темой обсуждения стала «острота современного момента».
Российский агротехнический форум
Он и там делают желоб, варят его и прикручивают колеса. Это что, российское производство комбайна?! В современной прицепной технике электроника – 45 % себестоимости. А если ты делаешь несущую раму, прицепное устройство, блок привозишь опять из-за границы, это что получается? Риторические вопросы замглавы Минпромторга Александра Морозова руководителю сервисной компании из Среднего Поволжья и предшествующая дискуссия запомнятся многим участникам Российского агротехнического форума. На мероприятии, которое собрало более трех сотен человек, государство в лице представителя исполнительной власти заявило, что задача – «чтобы машиностроители делали нормальную, современную, настоящую технику».
Постановление номер…
Мероприятие открыли, как принято, описанием статуса-кво. Президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин отметил неоднозначность ситуации: «Отгрузка предприятий на внутренний рынок выросла на 5 %, экспорт вырос на 13 %, что составляет хороший показатель. Доля на внутреннем рынке упала на 3 %. Новые модели выпускались, их стало больше на 2 %, 165 новых машин мы представили на рынок. Просели сегменты самоходных кормоуборочных и картофелеуборочных комбайнов». Но без государственной поддержки было бы еще хуже. Одной из уже действующих мер является «постановление 719», которое «проводит черту между российскими производителями и нероссийскими производителями техники, то есть теми, кто имеет право на получение субсидий, и остальными». Здесь Минпромторг производит жесткий пересмотр. По автомобилям уже разработана балльная система определения степени локализации, «тракторные» поправки внесены и вступят в силу с 1 января 2020 года (подробнее на. с. 8). Кто останется в списке «достаточно локализованных»?
Судя по приведенному выше монологу заместителя министра «промышленности и торговли», шансов у крупноузловых сборщиков немного, и это их тревожит. Впрочем, далеко не все предприятия сельхозмашиностроения ограничиваются «сборкой» – достижения тоже есть! И самое громкое в этом году, пожалуй, серебряная медаль «Ростсельмаша» на крупнейшей международной выставке Agritechnica за инновации в области управления машинами и внедрение ночного видения на самоходную сельхозтехнику (с. 92). По мнению К. Бабкина, технологический прогресс отечественных машиностроителей виден невооруженным глазом, а всё – благодаря «целостной политике со стороны государства».
Несмотря на позитивные новости, общее настроение в зале было тревожным.
Озвучил поводы для волнения председатель форума – слишком много неопределенности. Взять пресловутое постановление 1432 – вроде и продлили его еще на три года, и даже распоряжение премьера о выделении ежегодно не менее 8 млрд рублей есть (в 2019 г. изыскали 11 млрд), но на момент проведения форума отгружено техники было уже на 15 млрд, а по году выйдет на 17,5. То есть государство «осталось должно». А в проекте бюджета на следующий год вообще выделено всего 7 млрд, хотя в последние годы сельхозмашиностроители «потребляли вместе с крестьянами сумму порядка 16 – 16,5 миллиарда рублей».
Волнуют отрасль и пересмотр «локализации», и реформы регламентов субсидирования пилотных партий, НИОКР. Реформы коснулись «субсидии 547»: несколько заводов уже отнесли к области пищевого машиностроения, выведя из получателей субсидии. В результате некоторым из компаний сейчас государство должно десятки, а то и сотни миллионов рублей за уже предоставленные скидки. Известно, что отменят субсидирование на сертификацию, затраты на гарантию обратного выкупа.
«Это все негативно сказывается на смелости компаний в плане осуществления инвестиций, составления планов, роста зарплат и так далее», – добавил К. Бабкин. Конечно, постановления с трех- и четырехзначными номерами – не единственные меры господдержки, и генеральный директор «Росагролизинга» Павел Косов призвал не рассматривать стимулирование сельхозмашиностроителей «в отрыве от мер, которые стимулируют тот самый спрос, который рождает предложение». Программа государственного лизингодателя успешна (и это подтвердили участники рынка). «Мы работаем более чем со ста российскими сельхозмашиностроительными заводами, номенклатура техники составляет более девяти с половиной тысяч единиц», – пояснил П. Косов и дополнил: в различной степени поставки уже находится техники на 24,5 миллиарда рублей. Каждая пятая единица техники на полях в наших хозяйствах – закуплена и передана с помощью программы «Росагролизинга». В отличие от «постановлений», в лизинге льготные условия не меняются: средняя ставка – 3,2 %.
Не с того конца?
Понятно, что производителей техники волнуют меры господдержки их сектора. Но иначе вопрос поставил директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков: «Как так получилось, что … без государственной поддержки мы не можем не то что развиваться и выполнять поставленные задачи, а в принципе выживать?» По его мнению, корень проблемы в том, что нет системной стратегии развития сельского хозяйства, в результате «платежеспособный спрос не лучше, чем в прошлом году, а даже хуже. Это сказывается, в том числе, и на инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителей».
Константин Бабкин подтвердил: «Цены на зерно больше 12 тысяч рублей за тонну, что достаточно оптимистично должно выглядеть для крестьян. А на самом деле техники они в этом году не закупают настолько больше, насколько выросла цена на зерно».
«Что с зерном-то творится? Мы даже госкорпорацию создали, а с зерном все хуже и хуже», – выразил недоумение Александр Морозов. И добавил: «Если будет прибыльная торговля продуктом, который произвели аграрии, аграрии сами разберутся, что купить».
Первый зампредседателя профильного комитета Совета Федерации Сергей Лисовский добавил, что сельхозпроизводство в России не станет доходным и прибыльным, если на селе нельзя будет организовать условия для развития нормальной социальной среды.
Заместитель «промышленно-торгового министра» вообще несколько раз в течение форума заставлял сидящих в зале затаить дыхание. Не раз находившийся рядом в президиуме К. Бабкин слышал в словах А. Морозова угрозу господдержке сельхозмашиностроения.
В ответ на озабоченность представителя отраслевиков А. Морозов сформулировал свою позицию так: «Если аграриям плохо, то машиностроению не жить, и никакие льготные кредиты и субсидии не спасут производителей техники».
Директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений МСХ РФ Роман Некрасов высказался, что достижение стратегических задач по развитию экспорта невозможно представить без развития отечественного сельхозмашиностроения, а Александр Морозов напомнил, что львиную долю поддержки получают крупные холдинги, которые покупают импортную технику, и предложил «заставить деньги работать в два конца – получающие господдержку должны и технику российскую закупать».
Комплексное решение вопроса, по мнению эксперта, могла бы дать межотраслевая программа, для начала – для производителей зерна с привлечением производителей комбайнов, «Росагролизинга», государственной зерновой компании, которая считала бы, в каком месте цепочки государство «эффективнее потратит деньги».
На государственном подходе настаивает и Сергей Серебряков (ПТЗ): «Издержки на селе и цены не дают выполнять поставленные задачи, отрасль сильно начинает зависеть от … господдержки. Но ведь и мы [сельхозмашиностроители] на этой игле постоянно сидим вместо того, чтобы наладить нормальную среду в макроэкономических условиях. Доходы аграриев, их инвестиционный климат, оперативные и стратегические проблемы развития являются главнейшими задачами Правительства».
Однако стратегия стратегией, а на ключевой вопрос повестки форума – к чему готовиться сельхозмашиностроению, рассчитывающему на господдержку, – ответ дал все тот же Александр Морозов. Во-первых, нужна более «емкая» локализация и инвестиции в нее, во-вторых, предприятия ждет конкурсный подход, в котором «приоритет получат готовые при меньшем объеме государственных средств реализовать больше своей продукции».
Едва ли внесенная ясность успокоила собравшихся, напряжение несколько спало во время тематических сессий по развитию компонентной базы и культуре производства. В любом случае итогом дня стало ощущение, что легче и проще в ближайшие годы не станет, и тем, кто намерен остаться на рынке, придется подготовиться к непростым временам.