Все проблемы от незнания. Не зная, что едите, вы рискуете здоровьем. Не зная, что скрывается за этикеткой «био», «эко» и т. п., – переплачиваете за продукты, которые того не стоят. Правильно идентифицировать продукты с маркировками производителей, гарантирующих натуральность, даже профессионалу бывает затруднительно, а обычному покупателю и подавно. На недостатке официальной информации об органической продукции делают деньги не только ритейлеры, но и некоторые сельхозтоваропроизводители, поэтому и «просветительской» работой заниматься им совсем невыгодно.
К счастью, благодаря растущей доступности информации, круг приверженцев натуральных продуктов в мире с каждым годом становится шире, а значит, есть простор и для роста рынка органической продукции. Подтверждают это предположение и цифры: с начала 2000‑х объем мирового рынка органики возрос с 18 до 90 млрд долларов – в пять раз! И, по прогнозу экспертов отрасли, «прибавка» на рынке в среднесрочной перспективе составит 15 – 16 % в год.
Сегодня, по данным Исследовательского института органического сельского хозяйства (FIBL), в производство органической сельхозпродукции включились 179 стран мира из 230, в их числе и Россия. Современный российский рынок органического продовольствия подтянулся до 160 млн долларов, а ведь еще 17 лет назад этот объем оценивался примерно в 16 млн долларов.
Если учесть, что об «органике» в России заговорили относительно недавно, то динамика отечественного рынка вполне сопоставима с рынками европейских стран. И все же можно констатировать, что Россия находится только на старте своего «органического» пути. Несмотря на то что более половины россиян (58 % по данным РОМИР) готовы приобретать органическую продукцию, только менее четверти населения действительно знают, что означает это обозначение. Поэтому не стоит удивляться, что среднедушевое потребление сертифицированных органических продуктов в денежном выражении составляет менее 1 евро. Для сравнения: в Швейцарии данный показатель находится на уровне 262 евро, в США – 111 евро, в Канаде – 77 евро.
Если проследить сценарий развития органического рынка в США и европейских странах, то становится очевидным: выбиться в мировые лидеры по объемам органического производства и обеспечить приемлемую рентабельность такого производства для аграриев им позволило именно формирование инфраструктуры и нормативно-правового регулирования данной отрасли (с. 38). Законодательную базу в области органики европейские страны и США «культивируют» на протяжении уже почти трех десятков лет, начиная с 90‑х годов, а в некоторых американских штатах, например в Калифорнии, – почти полвека!
Россия же только стоит на пороге принятия первого Федерального Закона «О производстве и обороте органической продукции». Однако, согласно распоряжению президента В. В. Путина, закон после обсуждения уже семи (!) версий должен быть наконец принят в этом году. По словам исполнительного директора Национального органического союза Олега Мироненко, уже разработаны три стандарта, которые с принятием закона будут переведены в разряд национальных и станут обязательными для применения. В целом будущий закон выглядит многообещающе: в нем будут официально закреплены все термины и понятия, он предусматривает и введение долгожданного национального знака на органическую продукцию.
Уже сейчас в принятом ГОСТе обозначено единственно возможное название и определение продукции как «органическая», что отныне перечеркивает сомнительную значимость маркировок типа «эко», «био».
Появление единого обозначения органических продуктов питания наподобие европейского «зеленого листка» облегчит жизнь сторонников ЗОЖ, обеспечив их информацией, пойдет он на пользу и добросовестным производителям. Как уверяют в Национальном органическом союзе, работа над разработкой знака уже кипит.
Логичным представляется и предложенный механизм сертификации производителей органической продуктов питания, а также обязательной аккредитации самих органов по сертификации: это позволит избежать неразберихи между контролирующими организациями и увеличить количество сертифицированных предприятий. Сейчас в России называться органическими имеют право только 82 хозяйства. Для динамичного же развития рынка ежегодное увеличение числа сертифицированных поставщиков должно быть не менее двухсот.
Государственная поддержка, о которой также идет речь в проекте закона, позволит снизить цены на продукцию, приблизить ее к рядовым покупателям, а также помочь в развитии как новым сельхозпредприятиям, желающим вернуться к естественному сельскому хозяйству, так и действующим хозяйствам, уже многие годы вкладывающим средства и душу в развитие органического производства (с. 24).
Несмотря на то что создание нормативноправовой базы в сфере органики будет лишь первым большим шагом в данном направлении, оно, несомненно, даст импульс развитию рынка органической продукции. Информации у потребителей станет больше, а значит, и интерес к здоровому питанию будет расти. Как уверяют в правительстве, да и сами пионеры органического движения, ждать принятия закона осталось совсем недолго. Ну а пока нужно проявить еще чуточку терпения!