Субсидии для поддержки производства молока не работают. Об этом говорили многие животноводы на прошедшей в начале февраля в Москве выставке «АгроФерма-2014» (с. 12). Не заработала и программа субсидирования сельхозмашиностроителей. В конце февраля этого года состоялся круглый стол на тему «Необходимые условия технической и технологической модернизации АПК».
Обсуждение началось с горячей темы – результатов реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2013 году. Национальный доклад на эту тему мы с вами увидим лишь в апреле, но по промежуточным итогам заметно, что результаты совсем не такие как планировались. Так в частности, в начале февраля были обнародованы некоторые результаты реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие».
Выполнение плановых показателей по суммарным субсидиям, предусмотренным в Постановлении Правительства за № 1432 и выплаченным производителям сельхозтехники в 2013 году, составило 18,7 % или 430 млн руб. Из примерно 15 тыс. тракторов, более 5 тыс. зерноуборочных и около 800 кормоуборочных комбайнов, приобретенных российскими сельхозпроизводителями в прошлом году, всего 572 (!) единицы были приобретены по условиям программы. Причины были названы три: недостаток собственных и заемных средств у сельхозпроизводителей; высокие требования, предъявляемые к желающим участвовать в программе производителям техники; и тот факт, что программа в реальности заработала со второй половины года.
Как водится, подсчитали – прослезились. По итогам решили расширить перечень субсидируемой техники. Было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 115. В список было добавлено более 40 наименований техники и оборудования. Основная часть расширения коснулась животноводства и почвообработки. Отдавая должное разработчикам документа в части расширения списка, стоит отметить, что от основных системных недостатков программа не избавилась.
Вопрос первый: что делать, если в силу специфики хозяйства или региона требуется техника, которая не производится в России и в силу ограниченной емкости рынка производиться не будет? Говоря об этой проблеме, президент «АСХОД» Павел Репников для примера попросил присутствующих назвать хоть одного производителя, делающего в России оборотные плуги с защитой от камней. Были и другие примеры. А ведь есть регионы, где засоренность полей камнями такая (тот же СЗФО), что без защиты от камней на плуге не обойтись. Получается, что сельхозпроизводитель из одного региона может выбрать технику по программе и она ему подойдет, а из другого – нет.
Вопрос второй: о какой модернизации сельского хозяйства может идти речь, если по целевым показателям программы нельзя судить о том, имела ли место модернизация или просто обновление техники. Одно дело, когда купив такой же новый трактор (пусть даже чуть большей мощности) взамен старого, и совсем другое дело, когда новая техника позволит ему перейти на лучшую технологию и повысить эффективность. Перечень же техники, подпадающей под программу, составлен на основе Общероссийского классификатора продукции (ОКП) и не учитывает производительности и эффективности.
При проведении круглого стола были высказаны предложения о необходимости включения в перечень хотя бы основных требований к технике и о возможности введения региональных компонентов. Вопрос лишь в формулировке этих требований. Ведь Минпромторг, основной разработчик мер, указанных в уже упомянутом постановлении № 1432, их сформулировать не может, а Минсельхоз от этого вопроса в определенной степени дистанцируется.
Еще одной острой проблемой, затронутой в ходе дискуссии, стал вопрос о комплектации. Ведь по сути средняя цена конкретной модификации сельскохозяйственной техники по прошлому году, которую производитель должен посчитать, отчитаться, а также использовать в качестве верхней планки, разумеется с учетом коэффициента-дефлятора, есть не что иное, как «средняя температура по больнице». Видимо разработчики Постановления не были в курсе того, что в большинстве случаев при покупке техники сельхозпроизводителем речь идет об индивидуальной комплектации под потребности конкретного хозяйства. Объем и стоимость дополнительного оборудования порой отличаются в разы и в значительной мере влияют не только на конечную цену, но и на эффективность работы техники. Возьмем, к примеру, подруливающие устройства и системы автоматического вождения для тракторов. Думаю, что вряд ли кто‑то будет спорить о том, что положительный эффект от задействования этих систем на полевых работах есть. Однако ни один производитель техники, если, конечно, ему не приходится отчитываться за государственную субсидию, не будет создавать отдельную документацию на трактор с подруливающим устройством или кормосмеситель-раздатчик с весами. Контроль за установлением цен нужен, но, к сожалению, по ощущениям отечественных сельхозмашиностроителей получается, что он работает не на развитие отрасли, а лишь на то «чтобы не дай бог кто‑нибудь что‑нибудь не украл». В таких условиях рассчитывать на положительный результат как в сфере сельхозмашиностроения, так и в сфере сельхозпроизводства не приходится. Остается лишь надеяться на то, что после Национального доклада по результатам Госпрограммы будут приняты взвешенные и оперативные решения. Благо ждать осталось недолго.