Фото: Pijl

Асфальт и копыта

Фото: Pijl

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Рене Пийл, консультант по уходу за копытами, ФРГ

Поделитьтся

Бетон­ные покры­тия в про­хо­дах рано или позд­но пре­вра­ща­ют­ся в поло­сы сколь­же­ния. Поэто­му мно­гие руко­во­ди­те­ли пред­при­я­тий дела­ют выбор в поль­зу налив­но­го асфаль­та. Этот мате­ри­ал менее скольз­кий, но в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве име­ет свои нега­тив­ные послед­ствия для живот­ных и человека.

Содержание КРС

По опы­ту уже через пять-десять лет после нача­ла экс­плу­а­та­ции без­опас­ность бетон­ных полов остав­ля­ет желать луч­ше­го. Не луч­ше ли с само­го нача­ла или при оче­ред­ной модер­ни­за­ции выбрать асфальт? Ведь поверх­ность это­го мате­ри­а­ла замет­но менее скользкая.

Но нель­зя упус­кать из вни­ма­ния тот факт, что гру­бые покры­тия ока­зы­ва­ют зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на копыт­ный рог. Сле­ду­ет пом­нить, что на пол­ное обнов­ле­ние копыт­но­го баш­ма­ка тре­бу­ет­ся не менее пяти меся­цев. Если ско­рость исти­ра­ния рога выше, чем ско­рость отрас­та­ния, то мож­но гово­рить об отри­ца­тель­ном приросте.

Но в то же вре­мя исти­ра­ние спо­соб­ству­ет росту копыт­но­го рога: клет­ки осно­вы кожи копы­та быст­рее «воз­во­дят» новую подош­ву и дор­саль­ную стен­ку. Дор­саль­ная стен­ка при этом начи­на­ет выпи­рать из-под вен­чи­ка, как коготь, – впе­ред. Ско­рость, с кото­рой это про­ис­хо­дит, мож­но доста­точ­но про­сто изме­рить. Для это­го про­свер­ли­ва­ют неболь­шое отвер­стие под вен­чи­ком на дор­саль­ной стен­ке и запол­ня­ют его цвет­ным кле­ем. Спу­стя месяц мож­но изме­рить, на какое рас­сто­я­ние точ­ка сме­сти­лась вниз. У здо­ро­во­го копы­та рост соста­вит око­ло 7,5 мм.

Мож­но исхо­дить из того, что более высо­кая ско­рость роста нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на каче­стве копыт­но­го рога. К тому же налив­ной асфальт в про­цес­се экс­плу­а­та­ции ста­но­вит­ся еще более шеро­хо­ва­тым вслед­ствие меха­ни­че­ской нагруз­ки и воз­дей­ствия экс­кре­мен­тов. В конеч­ном ито­ге насту­па­ет момент, когда ско­рость отрас­та­ния копыт­но­го рога уже не ком­пен­си­ру­ет его истирание.

Живот­ные нач­нут чаще ложить­ся, посколь­ку подош­ва при­чи­ня­ет боль. Ситу­а­ция усу­губ­ля­ет­ся, если вы орга­ни­зу­е­те копыт­ные ван­ны, кото­рые «укреп­ля­ют» копыт­ный баш­мак: жест­кий копыт­ный рог «встре­ча­ет­ся» с твер­дой шеро­хо­ва­той поверх­но­стью асфаль­та, в резуль­та­те износ ста­но­вит­ся еще более активным.

Заключение

Изно­шен­ный копыт­ный рог коро­вы – страш­ный сон для того, кто забо­тит­ся о здо­ро­вье копы­тец. Уско­рен­но­му исти­ра­нию спо­соб­ству­ют твер­дые поверх­но­сти покры­тий в коров­ни­ке, и отвер­дев­ший копыт­ный рог еще более под­вер­жен износу.

Если ско­рость отрас­та­ния рога усту­па­ет ско­ро­сти исти­ра­ния, копыт­ный баш­мак стра­да­ет, его повре­жде­ния в ряде слу­ча­ев уже не под­да­ют­ся вос­ста­нов­ле­нию, так или ина­че, это уже не рутин­ная опе­ра­ция по обра­бот­ке копыт и тре­бу­ет при­вле­че­ния ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го персонала.

Асфальт с года­ми име­ет тен­ден­цию ста­но­вить­ся более шеро­хо­ва­тым, и хотя его мож­но шли­фо­вать, это реше­ние «рабо­та­ет» лишь корот­кий пери­од. Поэто­му асфаль­то­во­му покры­тию не место в коровниках!

Читайте также