Фото: AGCO-RM

В мире идеалов

Фото: AGCO-RM

Три года назад AGCO вер­ну­лась в сег­мент ротор­ных зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов, пред­ста­вив новую линей­ку Ideal. При­чем «иде­аль­ны­ми» выпус­кать­ся над­ле­жа­ло маши­нам двух брен­дов – Fendt и Massey Ferguson. В 2021 году Fendt Ideal при­хо­дит на рос­сий­ский рынок. Посмот­рим, насколь­ко он идеален.

Результаты независимых испытаний техники

К момен­ту появ­ле­ния на миро­вом рын­ке линей­ки Ideal про­из­во­ди­те­ли зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов уже дав­но не радо­ва­ли агра­ри­ев прин­ци­пи­аль­но новы­ми кон­цеп­ци­я­ми и моде­ля­ми сель­хоз­тех­ни­ки дан­но­го вида. Навер­ное, поэто­му, когда одно­ро­тор­ная «семер­ка» и двух­ро­тор­ные «вось­мер­ка» и «девят­ка» в 2018‑м были явле­ны аграр­но­му миру, он взбу­до­ра­жил­ся не на шут­ку. Дву­мя года­ми поз­же «иде­аль­ную» линей­ку закры­ла мощ­ней­шая «десят­ка». Что ж тако­го необыч­но­го было и есть в этих комбайнах?

По инфор­ма­ции рос­сий­ско­го дис­три­бу­то­ра AGCO-RM, в РФ будут постав­лять­ся все моде­ли ком­бай­нов Fendt Ideal на колес­ном и полу­гу­се­нич­ном ходу, за исклю­че­ни­ем Ideal 10.

Простота в обслуживании

Вооб­ще, к раз­ра­бот­ке кон­цеп­ции новых ком­бай­нов AGCO при­сту­пи­ла в 2011 году. В круп­ней­ший про­ект были вовле­че­ны как три ком­бай­но­стро­и­тель­ных заво­да (Хес­стон, США; Санта‑Роза, Бра­зи­лия; Бре­ган­це, Ита­лия), так и завод по про­из­вод­ству гусе­нич­ных дви­жи­те­лей в Джек­соне (США), дру­гие пред­при­я­тия кон­цер­на в Евро­пе, Север­ной и Южной Аме­ри­ке. Созда­вая нечто совер­шен­но новое, кон­струк­то­ры AGCO осо­бое зна­че­ние при­да­ва­ли про­сто­те обслу­жи­ва­ния машин.

Имен­но поэто­му все «иде­а­лы» – от седь­мо­го до деся­то­го клас­са про­из­во­ди­тель­но­сти – могут похва­стать тем, что в их кон­струк­ции толь­ко три­на­дцать ремен­ных и одна цеп­ная пере­да­ча. Важ­ней­шая точ­ка смаз­ки одна – в перед­ней части маши­ны, сле­ва под каби­ной, и то шпри­цем со смаз­кой про­хо­дить­ся здесь нуж­но толь­ко по исте­че­нии каж­дых 50 часов работы.

Систе­ма воз­дух­о­снаб­же­ния и охла­жде­ния ком­бай­нов прак­ти­че­ски необ­слу­жи­ва­е­мая. Ее состав­ля­ют ревер­сив­ный вен­ти­ля­тор диа­мет­ром 95 см и изо­ли­ро­ван­ный ради­а­тор, общая пло­щадь поверх­но­сти охла­жде­ния кото­ро­го рав­на 2,7 кв. м. Под «изо­ли­ро­ван­ным» в дан­ном слу­чае сле­ду­ет пони­мать то, что он нахо­дит­ся в обрам­ле­нии защит­ных кожу­хов. По заяв­ле­ни­ям компании‑производителя, вен­ти­ля­тор и ради­а­тор про­дув­ки не тре­бу­ют: доста­точ­но авто­ма­ти­че­ско­го пере­клю­че­ния направ­ле­ния дви­же­ния воз­ду­ха – и ради­а­тор продут.

Хоро­шо закры­ты от досту­па и все зоны, под­вер­жен­ные силь­но­му нагре­ва­нию (дви­га­тель, систе­ма очист­ки отра­бо­тав­ших газов, выхлоп­ная систе­ма и т. д.), из‑за чего прак­ти­че­ски исклю­че­но накоп­ле­ние в них пыли и копоти.

Самый длинный

При взгля­де на пред­ста­ви­те­лей модель­но­го ряда Ideal и из‑за их дли­ны мож­но пред­по­ло­жить, что под кожу­ха­ми гра­фи­то­во­го цве­та скры­ва­ет­ся гибрид­ная систе­ма обмо­ло­та и сепа­ра­ции. Но нет! В уго­ду высо­ко­му каче­ству обмо­ло­та и полу­ча­е­мой соло­мы агков­цы сде­ла­ли став­ку на ротор­ную кон­цеп­цию. А в непри­выч­ной длине зер­но­убо­роч­ных машин повин­ны рото­ры дли­ной 4,84 м.

«Иде­а­лы» от «семер­ки» до «десят­ки» – обла­да­те­ли самых длин­ных рото­ров на рын­ке. Их диа­метр состав­ля­ет 600 мм.

Необыч­на не толь­ко дли­на рото­ров, но и их дизайн, закре­пив­ший­ся под име­нем Helix. Ско­шен­ная рас­ти­тель­ная мас­са из наклон­ной каме­ры направ­ля­ет­ся к рото­рам пода­ю­щим бите­ром, диа­метр кото­ро­го тоже 600 мм. Одна­ко ско­рость его вра­ще­ния состав­ля­ет 70% от ско­ро­сти вра­ще­ния рото­ров, что вполне логично.

Пер­вый модуль рото­ра – зона захва­та ско­шен­ной мас­сы дли­ной 530 мм. Сво­и­ми лопа­стя­ми она напо­ми­на­ет про­пел­лер. Затем сле­ду­ет зона обмо­ло­та, состав­ля­ю­щая 1 228 мм в дли­ну. Об обмо­ло­те забо­тят­ся рас­по­ло­жен­ные про­доль­но со сме­ще­ни­ем на 45 гра­ду­сов бите­ры: на ротор по два бло­ка с четырь­мя бите­ра­ми в каж­дом. Поми­мо обмо­ло­та они на 70 – 80% выпол­ня­ют и домо­лот. Осталь­ные 20 – 30% домо­ло­та обес­пе­чи­ва­ют рас­по­ло­жен­ные по спи­ра­ли на сле­ду­ю­щих 2 460 мм рото­ра паль­цы. Их осо­бен­ность – наклон 20° в направ­ле­нии назад. Остав­ши­е­ся 618 мм рото­ра зани­ма­ют паль­цы, ответ­ствен­ные за выброс соломы.

Дли­на паль­цев и их фор­ма, типич­ная для рото­ров Helix, по заве­ре­ни­ям про­из­во­ди­те­ля, спо­соб­ству­ют береж­но­му обмо­ло­ту, при кото­ром обра­зу­ет­ся мало бито­го зер­на. При этом и выпус­ка­е­мая соло­ма нети­пич­но хоро­ше­го для ротор­ных ком­бай­нов каче­ства. Сло­ва не пустые, им под­твер­жде­ни­ем резуль­та­ты испы­та­ний, про­ве­ден­ные Немец­ким сель­ско­хо­зяй­ствен­ным обще­ством (DLG): при про­из­во­ди­тель­но­сти 89 т/ч и ско­ро­сти дви­же­ния ком­бай­на 8 км/ч поте­ри зер­на не пре­вы­си­ли 1,01%, а доля бито­го зер­на состав­ля­ла 0,1 – 0,3%. Надо ска­зать, что в зоне обмо­ло­та рас­ти­тель­ная мас­са, посту­пив­шая в ком­байн, в целом совер­ша­ет 2,5 обо­ро­та, а в зоне домо­ло­та – допол­ни­тель­ные 6,5. При этом выбран­ная орга­ни­за­ция систе­мы обмо­ло­та опре­де­ля­ет малый рас­ход топлива.

Реше­та под­ба­ра­ба­нья под зоной бите­ров заме­ня­е­мые, извле­ка­ют­ся с боко­вых сто­рон ком­бай­на. Пред­ла­га­ют­ся отдель­ные реше­та для зер­но­вых, куку­ру­зы, прут­ко­вые реше­та. Для зоны домо­ло­та реше­та свои. Рас­сто­я­ние меж­ду реше­та­ми в зоне обмо­ло­та изме­ня­е­мое, элек­тро­при­вод поз­во­ля­ет это делать из каби­ны. Кон­струк­то­ры обо­шлись без пере­кры­ва­е­мых засло­нок. Впро­чем, часть отвер­стий решет под­ба­ра­ба­нья изна­чаль­но закры­та, что долж­но спо­соб­ство­вать более интен­сив­но­му отде­ле­нию зер­на от половы.

Рото­ры запус­ка­ют­ся мяг­ко бла­го­да­ря мно­го­дис­ко­вой фрик­ци­он­ной муф­те. Ревер­сив­ный ход вклю­ча­ет­ся из каби­ны. При необ­хо­ди­мо­сти мож­но запу­стить неза­ви­си­мое друг от дру­га вра­ще­ние роторов.

Раздельная сепарация

Совер­шен­но по‑новому в ком­бай­нах Ideal была орга­ни­зо­ва­на зона сепа­ра­ции. В гла­за бро­са­ют­ся необыч­ной кон­струк­ции и фор­мы скат­ные дос­ки из поли­ме­ра. Пер­вая пода­ет мате­ри­ал исклю­чи­тель­но в сред­ние два из шести сег­мен­тов под­го­то­ви­тель­ной дос­ки, зад­няя – на четы­ре сег­мен­та по кра­ям, что дает повод вести речь о регу­ли­ру­е­мом пото­ке. Систе­ма спо­соб­на ниве­ли­ро­вать крен ком­бай­на до 15 градусов.

В зад­ней части зер­но­убо­роч­ной маши­ны уста­нов­лен решет­ный стан с дву­мя вен­ти­ли­ру­е­мы­ми сту­пе­ня­ми паде­ния (110 и 86 мм). Верх­нее реше­то с его дли­ной от 2,71 и до 2,98 м самое длин­ное из пред­став­лен­ных на рын­ке. Сово­куп­ная пло­щадь решет состав­ля­ет 5,40 кв. м. Воз­дух нагне­та­ет­ся тре­мя гид­ро­тур­би­на­ми. Поло­ва воз­вра­ща­ет­ся по корот­ко­му пути на верх­нее реше­то, отку­да потом пере­на­прав­ля­ет­ся для сбра­сы­ва­ния в поле. Для кон­тро­ля выбро­са соло­мы и поло­вы име­ет­ся своя инди­ка­ция на тер­ми­на­ле в кабине.

В бункер и из бункера

В рас­по­ло­жен­ном с пра­вой сто­ро­ны маши­ны эле­ва­то­ре в базо­вой ком­плек­та­ции уста­нав­ли­ва­ют­ся дат­чи­ки уро­жай­но­сти и влаж­но­сти. Обмо­ло­чен­ное зер­но пода­ет­ся эле­ва­то­ром в зер­но­вой бун­кер, вме­сти­мость кото­ро­го у «иде­а­лов» бла­го­да­ря рас­кры­ва­е­мым крыш­кам (гид­ро­при­вод) дости­га­ет 17 100 л – и это новый мас­штаб на рынке!

Но каким бы вме­сти­тель­ным ни был бун­кер, важ­на и воз­мож­ность его быст­рой выгруз­ки. Здесь тоже есть чему уди­вить­ся: при ско­ро­сти 210 л/с все 17 100 л зер­на поки­нут бун­кер за пол­то­ры мину­ты! В моде­лях ParaLevel (отли­ча­ют­ся воз­мож­но­стью вырав­ни­ва­ния поло­же­ния ком­бай­на при рабо­те на скло­нах, бун­кер мень­ше) вре­мя выгруз­ки то же, но ско­рость мень­ше – 140 л/с.

Ссы­пая зер­но в гру­зо­вой транс­порт при таких ско­ро­стях выгруз­ки, при­хо­дит­ся быть очень вни­ма­тель­ным, посколь­ку очень ско­ро оно может начать пере­сы­пать­ся за борт. Про­цесс, одна­ко, мож­но замед­лить, вве­дя на тер­ми­на­ле удоб­ные пара­мет­ры выгруз­ки. Регу­ли­ров­ка воз­мож­на бла­го­да­ря кожу­хам на шне­ках в зер­но­вом бункере.

Отлич­ным счи­та­ем то, что старт и завер­ше­ние выгруз­ки, а так­же отве­де­ние выгруз­но­го шне­ка выпол­ня­ет­ся посред­ством вра­ща­тель­но­го коле­си­ка на муль­ти­функ­ци­о­наль­ном рыча­ге. У стар­ших моде­лей Ideal дли­на выгруз­но­го шне­ка состав­ля­ет 9,15 м. Есть склад­ные варианты.

Бла­го­да­ря гид­рав­ли­че­ски кон­тро­ли­ру­е­мой заслон­ке на кон­це выгруз­но­го шне­ка выгруз­ка пре­ры­ва­ет­ся прак­ти­че­ски сра­зу в момент оста­нов­ки операции.

Соломоизмельчение

Рас­пре­де­ле­ние соло­мы (враз­брос или в валок) уста­нав­ли­ва­ет­ся нажа­ти­ем кноп­ки. Измель­чи­тель соло­мы при­во­дит­ся от линей­но­го элек­тро­дви­га­те­ля. В вари­ан­те ShortCut он пред­став­лен восе­мью ряда­ми ножей в общем их коли­че­стве 112 штук (в BaseCut 56 ножей). AGCO отка­за­лась от исполь­зо­ва­ния зата­чи­ва­ю­щей пла­сти­ны и уста­но­ви­ла бара­бан с 55 контрножами.

Регу­ли­ров­ка дефлек­то­ров через элек­тро­при­вод доступ­на за отдель­ные день­ги. Сама систе­ма регу­ли­ров­ки скры­та под спе­ци­аль­ным пла­сти­ко­вым кожу­хом, защи­ща­ю­щим ее от гря­зи и вла­ги. По жела­нию мож­но уста­но­вить рабо­та­ю­щие от гид­рав­ли­ки ради­аль­ные соло­мо­ме­та­те­ли, поз­во­ля­ю­щие рас­пре­де­лять измель­чен­ную соло­му на шири­ну 12,2 м. Для зака­за доступ­ны и рас­пре­де­ли­те­ли поло­вы, рабо­та кото­рых регу­ли­ру­ет­ся из кабины.

Откуда силы?

Ком­бай­ны седь­мо­го клас­са осна­ща­ют­ся 7‑цилиндровыми дви­га­те­ля­ми AGCO Power рабо­чим объ­е­мом 9,8 л (451 л. с.). На маши­ны стар­ших клас­сов ста­вят­ся 6‑циллиндровые MAN с рабо­чи­ми объ­е­ма­ми 12,4, 15,2 и 16,2 л соот­вет­ствен­но. В рас­по­ря­же­нии «вось­мер­ки» ока­зы­ва­ют­ся 538 л. с., «девят­ки» – 647 л. с., «десят­ки» – уже все 790! Если срав­ни­вать ее с ком­бай­ном того же клас­са Х9 1100 ком­па­нии John Deere (НСХ 6/20, с. 80), кото­рый, по заяв­ле­ни­ям раз­ра­бот­чи­ков, спо­со­бен уби­рать до 100 тонн зер­на в час, у «иде­аль­ной десят­ки» в запа­се оста­ют­ся еще 2,6 л рабо­че­го объ­е­ма и 90 л. с. (таб­ли­ца пред­став­ле­на в бумаж­ной вер­сии жур­на­ла).

Кста­ти, такую мощь мы не сочли избы­точ­ной. Что­бы в рам­ках тесто­вых заез­дов в 2020 году спра­вить­ся с уро­жай­но­стью зер­но­вых 12 т/га, ком­байн Fendt Ideal 10T с жат­кой на 12,2 м авто­ма­ти­че­ски сни­жал ско­рость дви­же­ния с задан­ных нами 6 км/ч.

Что каса­ет­ся транс­мис­сии, то серий­но на «иде­а­лы» ста­вят­ся двух­сту­пен­ча­тые короб­ки соб­ствен­но­го про­из­вод­ства. Пер­вая сту­пень для ско­ро­стей от 1 до 15 км/ч, вто­рая – до 40 км/ч.

Высоко сижу, далеко гляжу

Похвал заслу­жи­ва­ет каби­на – широ­кая, предо­став­ля­ю­щая доста­точ­но места для ног опе­ра­то­ра, с пре­крас­ной про­смат­ри­ва­е­мо­стью жат­ки. Шумо­изо­ля­ция достой­ная, систе­мы управ­ле­ния понят­ные. Тачскрин‑терминал, панель под­ло­кот­ни­ка, эрго­но­мич­ный джой­стик и малый вспо­мо­га­тель­ный мони­тор на под­ло­кот­ни­ке вели­ко­леп­но поз­во­ля­ют справ­лять­ся с рабо­той и кон­тро­ли­ро­вать ее.

Универсальная жатка

Под новые ком­бай­ны AGCO усо­вер­шен­ство­ва­ла свои лен­точ­ные жат­ки PowerFlow. Про­дукт полу­чил назва­ние SuperFlow. Диа­метр шне­ков уве­ли­чил­ся до 76 см, а полот­но при­во­дит­ся в дви­же­ние толь­ко цеп­ной пере­да­чей. Мак­си­маль­ная шири­на захва­та жат­ки состав­ля­ет 12,2 м. Это­го вполне доста­точ­но для убор­ки посе­вов сред­ней и высо­кой уро­жай­но­сти, а для мало­уро­жай­ных реги­о­нов жат­ка спо­кой­но мог­ла бы захва­тить на пару мет­ров больше.

Режу­щий аппа­рат отли­ча­ет­ся гиб­ко­стью при­ме­не­ния: может успеш­но сре­зать как зер­но­вые, так и сою с рап­сом. Хоро­шо себя заре­ко­мен­до­вал он в рабо­те на полег­ших хле­бах. Име­ет­ся воз­мож­ность изме­не­ния угла среза.

Полот­но раз­би­то на три сег­мен­та. Для их сня­тия для очист­ки или обслу­жи­ва­ния все‑таки пона­до­бит­ся помощник.

Подайте датчики!

В базо­вой ком­плек­та­ции ком­бай­нов сто­ят дат­чи­ки влаж­но­сти и уро­жай­но­сти зер­на. В наклон­ной каме­ре ста­вят­ся дат­чи­ки кон­тро­ля пото­ка мас­сы. В зер­но­вом бун­ке­ре рас­по­ло­же­на каме­ра, оце­ни­ва­ю­щая каче­ство обмо­ло­чен­но­го зер­на и его чисто­ту обмо­ло­та. На осно­ве инфор­ма­ции, посту­па­ю­щей от всех дат­чи­ков, ком­байн может само­сто­я­тель­но регу­ли­ро­вать интен­сив­ность обмо­ло­та (функ­ция IDEALharvest).

Экзамен в поле

Оце­нить воз­мож­но­сти Fendt Ideal 9T нам дове­лось на убор­ке пше­ни­цы уро­жай­но­стью 65 ц/га и влаж­но­стью соло­мы 10 %. Дви­га­ясь со ско­ро­стью 6,5 – 6,8 км/ч, на самых уро­жай­ных участ­ках дви­га­тель был нагру­жен на 85 – 90 %, то есть потен­ци­ал для уве­ли­че­ния нагруз­ки еще оставался.

В про­бах обмо­ло­чен­но­го зер­на было мало бито­го и при­ме­сей. Посколь­ку каби­на отли­ча­ет­ся хоро­шей шумо­изо­ля­ци­ей, пара­мет­ры рабо­ты дви­га­те­ля при­хо­ди­лось отсле­жи­вать на тер­ми­на­ле. А вот пода­ю­щий битер в зонах погра­нич­ной загруз­ки обо­зна­чал свое при­сут­ствие. Одна­ко ком­форт в кабине при дви­же­нии даже с напол­нен­ным зер­но­вым бун­ке­ром сохра­нял­ся отлич­ный. Жат­ка, уста­нов­лен­ная в наших усло­ви­ях на низ­кий срез, рабо­та­ла плавно.

Плюсы и минусы

+ Очень боль­шой зер­но­вой бункер.
+ Очень высо­кие, но регу­ли­ру­е­мые ско­ро­сти выгрузки.
+ Боль­шой топ­лив­ный бак.
+ Про­стор­ная и тихая кабина.
+ Очень про­стое управление.
+ Малые затра­ты на техобслуживание.

– Огра­ни­чен­ный выбор жаток.
– Вари­ант с полу­гу­се­нич­ным ходом не может быть транс­фор­ми­ро­ван в пол­но­стью колесный.
– Высо­кая порож­няя масса.

Читайте также