Протокол ISOBUS появился в 1991 году. Однако до начала реального использования его в сельхозтехнике потребовалось еще много времени. Что представляет собой этот стандарт сейчас и какие возможности реализуются с его помощью?
Сельхозтехника и технологии
Вехами в развитии сельхозтехники называют выдающиеся изобретения и новинки. Появившись, они находят свое место в конструкции современных сельхозмашин, становясь стандартом де-факто. В части унификации электронной начинки наиболее популярной новинкой оказался ISOBUS. Этот стандарт совместимости навесных и прицепных орудий и агрегатов действительно стал полезен на практике.
Вместе с тем многие сельхозпроизводители до сих пор считают, что использование электроники в сельхозмашинах чрезмерно. В чем же причина столь скептического отношения к электронике в управлении? Бывают, конечно, претензии по ее надежности, но больше всего электронику в сельхозмашинах «ругают» за отсутствие совместимости.
Зачем…
Протокол стандарта ISOBUS называют «языком общения» между электроникой трактора и агрегатируемых с ним орудий и агрегатов. Разработка этого протокола началась в 1991 году. Однако до его внед-рения прошло еще 10 лет. В 2001 году между рядом производителей тракторов и навесного оборудования было заключено соглашение о внедрении данного стандарта взаимодействия электроники трактора и орудий. Позже появилась возможность экспорта данных в программные комплексы для сельского хозяйства. Благодаря этому стал возможным оперативный обмен данными с их последующей обработкой.
Обычно управление электроприводами и гидравликой осуществляется различными рычажками и переключателями. Однако не стоит забывать, что, когда возникает необходимость быстро переключать режимы и функции, механизатору приходится проявлять чудеса ловкости. Ведь, во‑первых, при традиционной схеме реализации не удается расположить органы управления компактно. При наличии шины ISOBUS от орудия идет всего один шнур. Он и подключается к терминалу управления. «Электронный мозг» получает информацию от сенсоров орудия или агрегата и при необходимости выдает управляющие команды электроприводам и гидравлике. Таким образом, количество трасс коммуникаций, необходимых для работы, сведено к минимуму: питающий шланг, «обратка» и кабель ISOBUS. С его помощью осуществляются управление и энергообеспечение орудия или агрегата.
… и почему?
Наверное, многие замечали, что правый угол кабины порой напоминает угол комнаты с новогодней елкой: несколько терминалов разных производителей, пульты управления, провода. Все это не только загромождает кабину, но и существенно ограничивает обзор из нее. А без дополнительных терминалов не обойтись: ведь терминал трактора одного производителя не может «общаться» с навесными орудиями другого производителя. Они просто несовместимы на уровне электроники. Так что для каждого орудия, с которым будет работать трактор, приходится ставить в кабину отдельный терминал управления.
Используемые в новом поколении систем управления кросс-платформенные решения призваны повысить функциональность и упорядочить работу. Благодаря технологии Plug and Play (дословно: «Включи и играй (работай)») – универсальному типу подключения и работы, появилась возможность создать стандартизированный тип соединения трактора и орудия. Несколько терминалов были заменены одним. Причем отдельное приложение в терминале отвечает за управление системами самого трактора.
Что необходимо
Самым известным символом ISOBUS является его девятиконтактный штекер. Этот штекер подключается к разъему ISOBUS трактора, который обычно располагается сзади. Таким образом осуществляется сопряжение орудия и трактора. В кабине расположен еще один блок разъемов. Он называется (In-Cab-Connection). К нему подключаются другие компоненты. В большинстве случаев к нему подключается универсальный терминал, который и выступает своеобразным посредником между оператором и системой. В неиспользуемые разъемы блока должны быть вставлены специальные резистивные концевые заглушки (CAN-Terminator). Без них сеть окажется разомкнутой и система не будет работать.
Компоненты
К основным элементам ISOBUS на тракторе и орудии относятся: терминал управления из кабины трактора, блоки управления (ECU) трактором и орудием, блок контроллера задач (Task Controller), а также джойстик. Данные, получаемые от ECU, поступают на терминал управления в кабине трактора. Там они после обработки преобразуются в управляющие команды.
Универсальность
Оперативность разработки и внедрения стандарта различными производителями сельхозтехники обеспечивается созданной в 2008 году ассоциацией AEF (Agricultural Industry Electronics Foundation). В настоящее время ее членами являются около 90 сельхозмашиностроительных компаний. Решение по стандарту электронного соединения трактора и орудия было согласовано достаточно быстро. Однако по ряду определений стандарта работы еще ведутся.
Несмотря на это универсальный терминал ISOBUS уже способен заменять специализированные терминалы различных орудий и агрегатов или даже переставляться для использования на трактор другой фирмы. Любой – к любому. Главное, чтобы заявлена была поддержка протокола ISOBUS. С начала 2014 года стали доступными все результаты тестирования совместимости оборудования ассоциацией AEF. С этими результатами можно познакомиться на сайте www.aef.isobus-database.org и не только самостоятельно проверить, какие единицы вашего машинно-тракторного парка могут взаимодействовать по ISOBUS, но и получить данные перед покупкой новых.
Управление
Есть мнение, что управляться с колесиком настроек на терминале управления не всегда удобно и практично. В этом случае на помощь могут прийти специальные расширители органов управления. Что под ними подразумевают? Переключатели, кнопки, джойстики и различные регуляторы с инкрементными датчиками. Все эти периферийные устройства ввода подсоединяются к девятиконтактному разъему на терминале и значительно облегчают процесс управления. К тому же все кнопки на периферийных устройствах управления являются программируемыми, т. е. при необходимости на них можно «повесить» активацию или деактивацию определенной команды, исключив ее поиск на экране терминала путем перехода из одного меню в другое. Благодаря этому существенно экономится время и оператор не отвлекается от процесса управления самим трактором.
Управление данными
Преимуществом ISOBUS является и возможность документирования всех сельхозопераций с последующим обменом данными с электронной системой автоматизации управления производством на стационарном компьютере. К тому же можно загрузить данные, например с USB-«флешки», в сам терминал. Эти данные могут использоваться для внедрения технологий точного земледелия. Например, для дифференцированного внесения минеральных удобрений. Необходимы лишь точное позиционирование по сигналу GPS и загруженная в терминал карта полей с разбивкой на участки по нормам внесения. Разумеется, и трактор, и разбрасыватель минеральных удобрений должны быть ISOBUS-совместимыми.
Еще одна любопытная особенность ISOBUS: благодаря электронному управлению орудием его настройку можно производить, не выходя из кабины трактора. Для этого даже не всегда нужно останавливаться. На терминале можно увидеть текущее значение настройки, изменить его и даже сохранить в качестве одного из вариантов для последующего использования. Все это дает возможность более гибко адаптировать орудие или агрегат к текущим условиям, а значит, улучшать конечный результат работы.
Помимо этого, не стоит забывать и о возможности двухстороннего обмена данными при планировании работ и учете выработки. В систему управления задачами терминала можно загрузить план работ, а после их выполнения «скачать» результаты на стационарный компьютер в электронную систему управления производством.