Фото: Mumme

Бросок «Куботы»

Фото: Mumme

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Маттиас Мумме, traction, ФРГ

Поделитьтся

Почти год назад был анон­си­ро­ван при­ход в Рос­сию трак­то­ров брен­да Kubota. В мар­те 2020 года по пло­щад­ке у заво­да груп­пы ком­па­ний в Липец­ке коле­сил М7152, а в октяб­ре на мос­ков­ском «Агро­са­лоне» демон­стри­ро­вал­ся уже М7153.

Результаты независимых испытаний техники

Затея с выхо­дом на рынок трак­то­ров сред­не­го клас­са мощ­но­сти в свое вре­мя ста­ла для ком­па­нии Kubota вызо­вом, ведь пред­ло­же­ние в этом сег­мен­те было доволь­но насы­щен­ное. В таких жест­ких усло­ви­ях рывок впе­ред мог­ло обес­пе­чить толь­ко тех­ни­че­ское пре­вос­ход­ство ново­го про­дук­та и, пожа­луй, стре­ми­тель­ное раз­ви­тие дилер­ской сети. Осо­зна­вая это, толь­ко за 2020 год в раз­ви­тие соб­ствен­но­го мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ско­го цен­тра во Фран­ции ком­па­ния инве­сти­ро­ва­ла 55 млн евро.

Появ­ле­ние на рын­ке трак­то­ров серии М7001 не про­шло без неко­то­рых труд­но­стей, и Kubota пред­при­ня­ла новую попыт­ку заво­е­ва­ния сво­е­го кли­ен­та, пред­ста­вив сле­ду­ю­щий модель­ный ряд.

Кого-то, воз­мож­но, сму­ти­ло, что внеш­ний вид М7002 прак­ти­че­ски не отли­чал­ся от внеш­но­сти пред­ше­ствен­ни­ка, да и после­до­вав­ший за ним М7003 не демон­стри­ро­вал рази­тель­ных отли­чий в экс­те­рье­ре. На самом деле трак­то­ры вто­рой серии были под­вер­же­ны осно­ва­тель­ной внут­рен­ней модер­ни­за­ции, что и опре­де­ли­ло их фун­да­мен­таль­ное отли­чие от М7001.

Имен­но трак­то­рам серии М7003 пред­на­чер­та­но поко­рять серд­ца рос­сий­ских агра­ри­ев. Одна­ко реши­тель­ные изме­не­ния «семе­рок» слу­чи­лись при смене поко­ле­ний М7001 и М7002. Све­жие М7003 уна­сле­до­ва­ли от вто­рой серии прак­ти­че­ски все.

А двигательто новый!

В сво­ей серии М7002 Kubota, как и преж­де, дела­ет став­ку на дви­га­те­ли соб­ствен­но­го про­из­вод­ства. Насчет 4-цилин­дро­во­го V6108-CR-TIEF4 мне­ния у потен­ци­аль­ных кли­ен­тов рас­хо­ди­лись: одни ожи­да­ли доволь­но высо­ко­го рас­хо­да топ­ли­ва вви­ду срав­ни­тель­но боль­шо­го рабо­че­го объ­е­ма цилин­дров, а он состав­ля­ет 6,1 л, дру­гие же, в боль­шин­стве слу­ча­ев вла­дель­цы M7001, напро­тив, пред­ве­ща­ли сла­бую «жаж­ду» и низ­кую мощ­ность, при этом, одна­ко, про­гно­зи­ро­ва­ли хоро­шую надежность.

Прав­да ока­за­лась где-то посе­ре­дине: в испы­та­ни­ях рас­ход топ­ли­ва дви­га­те­ля V6108 дей­стви­тель­но ока­зал­ся слег­ка ниже сред­не­го. Бла­го­да­ря усо­вер­шен­ство­ван­ным харак­те­ри­сти­кам сво­их дви­га­те­лей Kubota наме­ре­ва­ет­ся пол­но­стью устра­нить все воз­мож­ные пово­ды для критики.

Что же имен­но ста­ло дру­гим? Во-пер­вых, было сни­же­но номи­наль­ное чис­ло обо­ро­тов с 2 200 до 2 100 об / мин. Кро­ме того, систе­ма кон­тро­ли­ру­е­мо­го элек­трон­но впрыс­ка (Common Rail) поз­во­ли­ла исполь­зо­вать дру­гую кри­вую кру­тя­ще­го момен­та, в свя­зи с чем при 1 500 об / мин (ранее 1 400 об / мин) дости­га­ет­ся (повы­шен­ный на 32 Н•м) мак­си­маль­ный кру­тя­щий момент, и к тому же воз­ни­ка­ет его пла­то. И то, и дру­гое при пере­да­че на ВОМ долж­но спо­соб­ство­вать эко­но­мии топ­ли­ва и сохра­не­нию посто­ян­но­го кру­тя­ще­го момен­та в диа­па­зоне низ­ких частот вращения.

У трак­то­ра М7172 Premium, кото­рый нам дове­лось про­те­сти­ро­вать в поле, 4-цилин­дро­вый дви­га­тель с тур­бо­ком­прес­со­ром с систе­мой отво­да отра­бо­тав­ших газов и охла­жде­ни­ем воз­ду­ха. При номи­наль­ном чис­ле обо­ро­тов мощ­ность состав­ля­ет 125 кВт / 170 л. с., со сни­же­ни­ем чис­ла обо­ро­тов до 1 900 мощ­ность воз­рас­та­ет мак­си­маль­но до 130 кВт / 175 л. с. В отли­чие от двух мень­ших моде­лей (модель­ный ряд М7002 вклю­ча­ет в себя три моде­ли – на 130, 150 и 170 л. с.) у М7172 нет воз­мож­но­сти допол­ни­тель­но­го уве­ли­че­ния мощ­но­сти за счет систе­мы PowerBoost, зато она доступ­на для всех пред­ста­ви­те­лей серии М7003.

При мак­си­маль­ном кру­тя­щем момен­те 711 Н•м, дости­га­е­мом на 1 500 об / мин (повы­ше­ние кру­тя­ще­го момен­та состав­ля­ет 33%), 4-цилин­дро­вый дви­га­тель выда­ет при­лич­ную мощ­ность, сопо­ста­ви­мую с 6-цилин­дро­вы­ми, – всё бла­го­да­ря боль­шо­му рабо­че­му объ­е­му. Обыч­но 6-цилин­дро­вые дви­га­те­ли того же клас­са мощ­но­сти пере­да­ют боль­ший кру­тя­щий момент на колен­ча­тый вал, но, как пра­ви­ло, кри­вая кру­тя­ще­го момен­та более плос­кая. У трак­то­ра Kubota М7172 Premium при чис­ле обо­ро­тов дви­га­те­ля от 1 800 до 1 100 в мину­ту обес­пе­чи­ва­ет­ся завид­ное пла­то кру­тя­ще­го момента.

Что каса­ет­ся норм ток­сич­но­сти отра­бо­тав­ших газов, то еще пред­ше­ствен­ни­ки серии М7001 соот­вет­ство­ва­ли Stage IV / Tier 4 Final, поэто­му в серии М7002 в этом плане все оста­лось без изме­не­ний, а М7003 уже ори­ен­ти­ро­ва­ны на Stage V.

Саже­вый фильтр и дизель­ный ката­ли­за­тор окис­ле­ния (DOC) рас­по­ло­же­ны под капо­том; ката­ли­за­тор селек­тив­но­го вос­ста­нов­ле­ния (SCR) нахо­дит­ся вни­зу в выхлоп­ной тру­бе; систе­ма рецир­ку­ля­ции ОГ тоже сохра­ни­лась. Рас­ход AdBlue отно­си­тель­но рас­хо­да дизе­ля состав­ля­ет при­мер­но 4%. Емко­сти топ­лив­но­го бака 330 л вполне доста­точ­но. Запа­сы реа­ген­та AdBlue тре­бу­ют попол­не­ния через каж­дые три пол­ные заправ­ки трак­то­ра топ­ли­вом (бак на 38 л).

Эх, полнымполна коробочка

Kubota пред­ла­га­ет трак­то­ры М7002 и М7003 в трех вари­ан­тах ком­плек­та­ции – Standard, Premium и Premium KVT. В послед­нем исполь­зу­ет­ся бес­сту­пен­ча­тая короб­ка пере­дач про­из­вод­ства Zahnradfabrik Friedrichshafen (ZF). Она была поза­им­ство­ва­на у преды­ду­щей серии, но про­грамм­ное обес­пе­че­ние пре­тер­пе­ло изменения.

В ком­плек­та­ци­ях Standard и Premium нов­шеств суще­ствен­но боль­ше. Исполь­зу­е­мая в М7001 четы­рех­сту­пен­ча­тая короб­ка пере­дач ТМТ 16 от той же ZF была заме­не­на на новую ZF TPT 16 с пятью груп­па­ми и шестью сту­пе­ня­ми пере­дач, пере­клю­ча­е­мы­ми под нагруз­кой. Такая орга­ни­за­ция транс­мис­сии исполь­зу­ет­ся в неко­то­рых сери­ях трак­то­ров и дру­гих брен­дов, напри­мер Deutz-Fahr и McCormick.

Груп­пы и сту­пе­ни могут пере­клю­чать­ся как вруч­ную, так и в авто­ма­ти­че­ском режи­ме. В руч­ном режи­ме пере­клю­че­ние ведет­ся посред­ством муль­ти­функ­ци­о­наль­но­го рыча­га сме­ще­ни­ем его впе­ред и назад. Для сме­ны групп необ­хо­ди­мо нажать на кноп­ку сбо­ку. В про­цес­се сме­ны групп про­грам­ма ищет соот­вет­ству­ю­щую ско­рость сле­ду­ю­щей груп­пы (Speed Matching).

В авто­ма­ти­че­ском режи­ме пере­клю­че­ние групп и сту­пе­ней про­ис­хо­дит без уча­стия опе­ра­то­ра. При этом мож­но изме­нять момент пере­клю­че­ния с помо­щью функ­ции Eco / Power (в режи­ме Eco мак­си­маль­ное чис­ло обо­ро­тов дви­га­те­ля огра­ни­че­но 1 800 об / мин) и с помо­щью педа­ли газа.

Груп­пы мож­но «замо­ро­зить» таким обра­зом, что в поле, в отли­чие от дви­же­ния по доро­гам, авто­ма­ти­че­ски будут менять­ся толь­ко сту­пе­ни. Все­го 30 перед­них и 15 зад­них ско­ро­стей, а в ком­плек­та­ции Premium в серий­ном испол­не­нии ста­вит­ся транс­мис­сия на 54 перед­них и 27 зад­них ско­ро­стей, в ней же име­ет­ся «пол­зу­чая пере­да­ча» – для ско­ро­стей от 450 м / ч. При пере­клю­че­нии сту­пе­ней трак­то­рист име­ет выбор исполь­зо­вать авто­ма­ти­ку или остать­ся при меха­ни­че­ском управ­ле­нии. Со сме­ной групп все­гда пере­хле­сты­ва­ют­ся три сту­пе­ни, вслед­ствие чего про­грам­ма управ­ле­ния короб­кой пере­дач может выби­рать соот­вет­ству­ю­щее пере­да­точ­ное чис­ло в зави­си­мо­сти от тре­бу­е­мой нагрузки.

Тео­ре­ти­че­ски обе короб­ки пере­дач: нынеш­няя ТРТ 16 и пред­ше­ству­ю­щая ТМТ 16 – обес­пе­чи­ва­ют мак­си­маль­ную ско­рость трак­то­ра 60 км / ч. Конеч­ная ско­рость состав­ля­ет 50 км / ч при 1 900 об / мин. Чис­ло обо­ро­тов в этом слу­чае мог­ло бы быть и мень­ше, но такие осо­бен­но­сти обу­слов­ле­ны мак­си­маль­ной мощ­но­стью дви­га­те­ля. Тот, кто стре­мит­ся к боль­ше­му чис­лу обо­ро­тов при мак­си­маль­ной ско­ро­сти, поми­мо мак­си­маль­ной пере­да­чи Е6 может исполь­зо­вать и пере­да­чу Е5 с более низ­ким пере­да­точ­ным отно­ше­ни­ем и почти при номи­наль­ном чис­ле обо­ро­тов. Кста­ти, удо­вле­тво­ре­ны мы оста­лись логи­че­ским обо­зна­че­ни­ем пере­дач бук­ва­ми (от А до Е) для групп и циф­ра­ми (1 – 6) для сту­пе­ней. Но есть «кап­ля дег­тя»: функ­ции сцеп­ле­ния через педаль тор­мо­за в М7002 Premium нет. По заяв­ле­нию ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ля, дан­ный вопрос сто­ит на повест­ке дня.

Пере­клю­ча­тель ревер­си­ро­ва­ния сле­ва на руле зани­ма­ет ней­траль­ное поло­же­ние, но не име­ет сто­я­ноч­но­го тор­мо­за. И на муль­ти­ры­ча­ге, с помо­щью кото­ро­го води­тель так­же может менять направ­ле­ние дви­же­ния, есть толь­ко кноп­ка нейтрали.

Отлич­ным мы счи­та­ем то, что в серий­ном испол­не­нии М7002 и М7003, как и пред­ше­ствен­ник, име­ют четы­рех­ско­рост­ной зад­ний ВОМ (540 / 540E / 1000 / 1000E; Е – для эко­ре­жи­мов). Уста­нав­ли­ва­ет­ся он изна­чаль­но, вклю­ча­ет­ся и отклю­ча­ет­ся с помо­щью под­ру­ле­во­го селек­то­ра элек­тро­гид­рав­ли­че­ски. За отдель­ные день­ги воз­мож­на уста­нов­ка перед­не­го ВОМ на 1 000 об / мин про­из­вод­ства Zuidberg.

Усиленное шасси

Чисто по внеш­не­му виду мож­но пред­по­ло­жить, что под капо­том трак­то­ра М7002 рас­по­ло­жен 6-цилин­дро­вый дви­га­тель. Дело в том, что япон­ские трак­то­ры обла­да­ют колес­ной базой 2,75 м, харак­тер­ной для клас­са шести­ци­лин­дро­ви­ков. При мак­си­маль­ном угле пово­ро­та колес 55 гра­ду­сов манев­рен­ность не совсем соот­вет­ству­ет уров­ню четы­рех­ци­лин­дро­ви­ков: по завод­ским дан­ным, внеш­ний диа­метр раз­во­ро­та состав­ля­ет 9,2 м, а это при­бли­жа­ет М7002 к пока­за­те­лям трак­то­ров с шестью цилиндрами.

Нель­зя не похва­лить, что для осей  – для зад­ней ZF и для перед­ней Dana 745 с отклю­ча­е­мой под­вес­кой – были взя­ты более силь­ные моди­фи­ка­ции шас­си. Имен­но поэто­му допу­сти­мая общая мас­са уве­ли­чи­лась с 10 до 11,5 т. Прав­да, вме­сте с этим слег­ка воз­рос­ла и порож­няя мас­са. При всем при этом, отли­ча­ясь полез­ной нагруз­кой целых 4,5 т, «япон­цы» могут не стра­шить­ся конкурентов.

Как и преж­де, на зад­ней оси ста­вят­ся коле­са мак­си­маль­но­го раз­ме­ра 650 / R38, и это дает нам повод для кри­ти­ки, ведь в этом клас­се мощ­но­сти у кон­ку­рен­тов исполь­зу­ют­ся коле­са с боль­шей опор­ной поверх­но­стью. Но то, что у М7002 порож­няя мас­са око­ло 6,3 т – явное их пре­иму­ще­ство в срав­не­нии с боль­шин­ством 6-цилин­дро­вых трак­то­ров это­го клас­са мощ­но­сти и рабо­че­го объ­е­ма: Kubota лег­че при­мер­но на тон­ну. А вот 4-цилин­дро­вым трак­то­рам «япон­цы» по лег­ко­сти все же уступают.

А что же кабина?

Очень свет­лая каби­на с низ­ко поса­жен­ны­ми гря­зе­за­щит­ны­ми кры­лья­ми заим­ство­ва­на у преды­ду­щей серии и отли­ча­ет­ся хоро­шей обзор­но­стью. Из каби­ны мож­но вый­ти спра­ва, при этом при­дет­ся повер­нуть сиде­нье в сто­ро­ну, посколь­ку тут неко­то­рые пре­пят­ствия быст­ро­му выхо­ду чинит тер­ми­нал управ­ле­ния доволь­но боль­шо­го размера.

Про­ра­бот­ка дета­лей каби­ны тести­ру­е­мо­го трак­то­ра была хоро­шей, хотя, на наш взгляд, она все-таки не соот­вет­ству­ет уров­ню Premium. В серий­ном испол­не­нии в ком­плек­та­ции Premium каби­на подрес­со­рен­ная, ход рес­со­ры + / – 45 мм. Поку­па­тель может выби­рать меж­ду меха­ни­че­ским и пнев­ма­ти­че­ским вари­ан­та­ми подрессо­ри­ва­ния. В кры­ше каби­ны отсут­ству­ют дефлек­то­ры систе­мы вен­ти­ля­ции, воз­мож­но, зимой из-за это­го будет непро­сто добить­ся про­зрач­но­сти стекол.

И еще одно «к сожа­ле­нию»: как и преж­де трак­то­ры обо­ру­ду­ют­ся кон­ди­ци­о­не­ра­ми, а кли­мат-кон­троль пред­ла­га­ет­ся опци­о­наль­но толь­ко в тре­тьем поко­ле­нии «семе­рок».

Проще простого

На пуль­те в под­ло­кот­ни­ке сосре­до­то­че­но боль­шин­ство функ­ций управ­ле­ния, вплоть до выбо­ра режи­мов рабо­ты ВОМ. Кноп­ки, конеч­но, мог­ли бы раз­ли­чать­ся по цве­ту: чис­ло обо­ро­тов, пол­ный при­вод, бло­ки­ров­ка диф­фе­рен­ци­а­ла и все эле­мен­ты управ­ле­ния короб­ки пере­дач оран­же­вые – да, это стиль­но (цвет брен­да), но затруд­ня­ет быст­рый выбор нуж­ной функ­ции. Кноп­ки управ­ле­ния тер­ми­на­лом труднодоступны.

А вот сам тер­ми­нал заслу­жи­ва­ет похва­лы. Он боль­шой (диа­го­наль 12 дюй­мов), запус­ка­ет­ся либо каса­ни­ем, либо пово­ро­том потен­цио­мет­ра на пане­ли управ­ле­ния под­ло­кот­ни­ка. Несмот­ря на чер­ный фон дис­плея, инфор­ма­цию удоб­но счи­ты­вать бла­го­да­ря высо­ко­кон­траст­ным цве­там, круп­ным шриф­там и икон­кам. Вооб­ще «супер» то, что мож­но лег­ко и про­сто с помо­щью функ­ции drag and drop пере­тас­ки­вать пунк­ты глав­но­го меню и три пас­сив­ных (сво­бод­ных) поля и упо­ря­до­чи­вать их, как кому удоб­но. Дол­го копать­ся в меню не при­дет­ся: все­го лишь один клик по кноп­ке, и экран раз­би­ва­ет­ся оран­же­вой решет­кой на четы­ре поля, после чего мож­но вво­дить любую инфор­ма­цию в каж­дое из них. С помо­щью сво­бод­но про­грам­ми­ру­е­мых кно­пок быст­ро­го досту­па сра­зу попа­да­ешь в нуж­ные раскладки.

Хоро­шо и то, что бла­го­да­ря боль­шо­му объ­е­му памя­ти есть воз­мож­ность сохра­нять 20 после­до­ва­тель­но­стей (про­грам­му мож­но вве­сти цели­ком или в поша­го­вом режи­ме, редак­ти­ро­ва­ние в зави­си­мо­сти от вре­ме­ни и пути). Кро­ме того, в памя­ти мож­но сохра­нять инфор­ма­цию о води­те­ле и агре­га­ти­ро­ван­ных ору­ди­ях (в моде­ли М7001 тако­го не было). Как 7-дюй­мо­вый, так и 12-дюй­мо­вый мони­то­ры K-Monitor Pro гото­вы для рабо­ты по про­то­ко­лам ISOBUS и с исполь­зо­ва­ни­ем функ­ции посек­ци­он­но­го управ­ле­ния обо­ру­до­ва­ни­ем Section Control.

Наше заключение

Серия трак­то­ров М7002 явля­ет­ся пря­мым про­дол­же­ни­ем пред­ше­ству­ю­щей серии М7001, одна­ко суще­ствен­но улуч­шен­ным. У ново­го дви­га­те­ля вто­рой серии рабо­чие харак­те­ри­сти­ки зна­чи­тель­но луч­ше, отсю­да и рас­ход топ­ли­ва меньше.

Совер­шен­но новая короб­ка пере­дач ТРТ 16 про­из­вод­ства ZF – насто­я­щий пода­рок: пере­клю­че­ние пере­дач про­из­во­ди­лось без­упреч­но, а при пере­хо­де из груп­пы в груп­пу – лишь с корот­ким пре­ры­ва­ни­ем нагрузки.

Похва­лы заслу­жи­ва­ет инту­и­тив­но понят­ное управ­ле­ние на мони­то­ре, с экра­на кото­ро­го инфор­ма­ция счи­ты­ва­ет­ся легко.

В каче­стве неболь­ших недо­стат­ков мы отме­ти­ли высо­кое чис­ло обо­ро­тов дви­га­те­ля при транс­порт­ной ско­ро­сти 50 км/ч и отсут­ствие функ­ции тор­мо­за через сцепление.

Плюсы и минусы

+ Совре­мен­ная короб­ка пере­дач с пере­клю­че­ни­ем под нагрузкой.
+ Дви­га­тель и короб­ка пере­дач хоро­шо «подо­гна­ны» друг к другу.
+ Инту­и­тив­но понят­ное управ­ле­ние терминалом.
+ Повы­шен­ный ком­форт для опе­ра­то­ра при вождении.
+ Четы­рех­ско­рост­ной зад­ний ВОМ.
+ Неболь­шая порож­няя мас­са и высо­кая рабо­чая нагрузка.

– Отсут­ствие тор­моз­ной функ­ции через сцепление.
– Доволь­но высо­кое чис­ло обо­ро­тов дви­га­те­ля при ско­ро­сти 50 км/ч.
– Одно­цвет­ная мар­ки­ров­ка кно­пок управ­ле­ния на под­ло­кот­ни­ке. Неко­то­рые кноп­ки управ­ле­ния тер­ми­на­лом труднодоступны.

Читайте также