Почти год назад был анонсирован приход в Россию тракторов бренда Kubota. В марте 2020 года по площадке у завода группы компаний в Липецке колесил М7152, а в октябре на московском «Агросалоне» демонстрировался уже М7153.
Результаты независимых испытаний техники
Затея с выходом на рынок тракторов среднего класса мощности в свое время стала для компании Kubota вызовом, ведь предложение в этом сегменте было довольно насыщенное. В таких жестких условиях рывок вперед могло обеспечить только техническое превосходство нового продукта и, пожалуй, стремительное развитие дилерской сети. Осознавая это, только за 2020 год в развитие собственного материально-технического центра во Франции компания инвестировала 55 млн евро.
Появление на рынке тракторов серии М7001 не прошло без некоторых трудностей, и Kubota предприняла новую попытку завоевания своего клиента, представив следующий модельный ряд.
Кого-то, возможно, смутило, что внешний вид М7002 практически не отличался от внешности предшественника, да и последовавший за ним М7003 не демонстрировал разительных отличий в экстерьере. На самом деле тракторы второй серии были подвержены основательной внутренней модернизации, что и определило их фундаментальное отличие от М7001.
Именно тракторам серии М7003 предначертано покорять сердца российских аграриев. Однако решительные изменения «семерок» случились при смене поколений М7001 и М7002. Свежие М7003 унаследовали от второй серии практически все.
А двигатель‑то новый!
В своей серии М7002 Kubota, как и прежде, делает ставку на двигатели собственного производства. Насчет 4-цилиндрового V6108-CR-TIEF4 мнения у потенциальных клиентов расходились: одни ожидали довольно высокого расхода топлива ввиду сравнительно большого рабочего объема цилиндров, а он составляет 6,1 л, другие же, в большинстве случаев владельцы M7001, напротив, предвещали слабую «жажду» и низкую мощность, при этом, однако, прогнозировали хорошую надежность.
Правда оказалась где-то посередине: в испытаниях расход топлива двигателя V6108 действительно оказался слегка ниже среднего. Благодаря усовершенствованным характеристикам своих двигателей Kubota намеревается полностью устранить все возможные поводы для критики.
Что же именно стало другим? Во-первых, было снижено номинальное число оборотов с 2 200 до 2 100 об / мин. Кроме того, система контролируемого электронно впрыска (Common Rail) позволила использовать другую кривую крутящего момента, в связи с чем при 1 500 об / мин (ранее 1 400 об / мин) достигается (повышенный на 32 Н•м) максимальный крутящий момент, и к тому же возникает его плато. И то, и другое при передаче на ВОМ должно способствовать экономии топлива и сохранению постоянного крутящего момента в диапазоне низких частот вращения.
У трактора М7172 Premium, который нам довелось протестировать в поле, 4-цилиндровый двигатель с турбокомпрессором с системой отвода отработавших газов и охлаждением воздуха. При номинальном числе оборотов мощность составляет 125 кВт / 170 л. с., со снижением числа оборотов до 1 900 мощность возрастает максимально до 130 кВт / 175 л. с. В отличие от двух меньших моделей (модельный ряд М7002 включает в себя три модели – на 130, 150 и 170 л. с.) у М7172 нет возможности дополнительного увеличения мощности за счет системы PowerBoost, зато она доступна для всех представителей серии М7003.
При максимальном крутящем моменте 711 Н•м, достигаемом на 1 500 об / мин (повышение крутящего момента составляет 33%), 4-цилиндровый двигатель выдает приличную мощность, сопоставимую с 6-цилиндровыми, – всё благодаря большому рабочему объему. Обычно 6-цилиндровые двигатели того же класса мощности передают больший крутящий момент на коленчатый вал, но, как правило, кривая крутящего момента более плоская. У трактора Kubota М7172 Premium при числе оборотов двигателя от 1 800 до 1 100 в минуту обеспечивается завидное плато крутящего момента.
Что касается норм токсичности отработавших газов, то еще предшественники серии М7001 соответствовали Stage IV / Tier 4 Final, поэтому в серии М7002 в этом плане все осталось без изменений, а М7003 уже ориентированы на Stage V.
Сажевый фильтр и дизельный катализатор окисления (DOC) расположены под капотом; катализатор селективного восстановления (SCR) находится внизу в выхлопной трубе; система рециркуляции ОГ тоже сохранилась. Расход AdBlue относительно расхода дизеля составляет примерно 4%. Емкости топливного бака 330 л вполне достаточно. Запасы реагента AdBlue требуют пополнения через каждые три полные заправки трактора топливом (бак на 38 л).
Эх, полным‑полна коробочка
Kubota предлагает тракторы М7002 и М7003 в трех вариантах комплектации – Standard, Premium и Premium KVT. В последнем используется бесступенчатая коробка передач производства Zahnradfabrik Friedrichshafen (ZF). Она была позаимствована у предыдущей серии, но программное обеспечение претерпело изменения.
В комплектациях Standard и Premium новшеств существенно больше. Используемая в М7001 четырехступенчатая коробка передач ТМТ 16 от той же ZF была заменена на новую ZF TPT 16 с пятью группами и шестью ступенями передач, переключаемыми под нагрузкой. Такая организация трансмиссии используется в некоторых сериях тракторов и других брендов, например Deutz-Fahr и McCormick.
Группы и ступени могут переключаться как вручную, так и в автоматическом режиме. В ручном режиме переключение ведется посредством мультифункционального рычага смещением его вперед и назад. Для смены групп необходимо нажать на кнопку сбоку. В процессе смены групп программа ищет соответствующую скорость следующей группы (Speed Matching).
В автоматическом режиме переключение групп и ступеней происходит без участия оператора. При этом можно изменять момент переключения с помощью функции Eco / Power (в режиме Eco максимальное число оборотов двигателя ограничено 1 800 об / мин) и с помощью педали газа.
Группы можно «заморозить» таким образом, что в поле, в отличие от движения по дорогам, автоматически будут меняться только ступени. Всего 30 передних и 15 задних скоростей, а в комплектации Premium в серийном исполнении ставится трансмиссия на 54 передних и 27 задних скоростей, в ней же имеется «ползучая передача» – для скоростей от 450 м / ч. При переключении ступеней тракторист имеет выбор использовать автоматику или остаться при механическом управлении. Со сменой групп всегда перехлестываются три ступени, вследствие чего программа управления коробкой передач может выбирать соответствующее передаточное число в зависимости от требуемой нагрузки.
Теоретически обе коробки передач: нынешняя ТРТ 16 и предшествующая ТМТ 16 – обеспечивают максимальную скорость трактора 60 км / ч. Конечная скорость составляет 50 км / ч при 1 900 об / мин. Число оборотов в этом случае могло бы быть и меньше, но такие особенности обусловлены максимальной мощностью двигателя. Тот, кто стремится к большему числу оборотов при максимальной скорости, помимо максимальной передачи Е6 может использовать и передачу Е5 с более низким передаточным отношением и почти при номинальном числе оборотов. Кстати, удовлетворены мы остались логическим обозначением передач буквами (от А до Е) для групп и цифрами (1 – 6) для ступеней. Но есть «капля дегтя»: функции сцепления через педаль тормоза в М7002 Premium нет. По заявлению компании-производителя, данный вопрос стоит на повестке дня.
Переключатель реверсирования слева на руле занимает нейтральное положение, но не имеет стояночного тормоза. И на мультирычаге, с помощью которого водитель также может менять направление движения, есть только кнопка нейтрали.
Отличным мы считаем то, что в серийном исполнении М7002 и М7003, как и предшественник, имеют четырехскоростной задний ВОМ (540 / 540E / 1000 / 1000E; Е – для экорежимов). Устанавливается он изначально, включается и отключается с помощью подрулевого селектора электрогидравлически. За отдельные деньги возможна установка переднего ВОМ на 1 000 об / мин производства Zuidberg.
Усиленное шасси
Чисто по внешнему виду можно предположить, что под капотом трактора М7002 расположен 6-цилиндровый двигатель. Дело в том, что японские тракторы обладают колесной базой 2,75 м, характерной для класса шестицилиндровиков. При максимальном угле поворота колес 55 градусов маневренность не совсем соответствует уровню четырехцилиндровиков: по заводским данным, внешний диаметр разворота составляет 9,2 м, а это приближает М7002 к показателям тракторов с шестью цилиндрами.
Нельзя не похвалить, что для осей – для задней ZF и для передней Dana 745 с отключаемой подвеской – были взяты более сильные модификации шасси. Именно поэтому допустимая общая масса увеличилась с 10 до 11,5 т. Правда, вместе с этим слегка возросла и порожняя масса. При всем при этом, отличаясь полезной нагрузкой целых 4,5 т, «японцы» могут не страшиться конкурентов.
Как и прежде, на задней оси ставятся колеса максимального размера 650 / R38, и это дает нам повод для критики, ведь в этом классе мощности у конкурентов используются колеса с большей опорной поверхностью. Но то, что у М7002 порожняя масса около 6,3 т – явное их преимущество в сравнении с большинством 6-цилиндровых тракторов этого класса мощности и рабочего объема: Kubota легче примерно на тонну. А вот 4-цилиндровым тракторам «японцы» по легкости все же уступают.
А что же кабина?
Очень светлая кабина с низко посаженными грязезащитными крыльями заимствована у предыдущей серии и отличается хорошей обзорностью. Из кабины можно выйти справа, при этом придется повернуть сиденье в сторону, поскольку тут некоторые препятствия быстрому выходу чинит терминал управления довольно большого размера.
Проработка деталей кабины тестируемого трактора была хорошей, хотя, на наш взгляд, она все-таки не соответствует уровню Premium. В серийном исполнении в комплектации Premium кабина подрессоренная, ход рессоры + / – 45 мм. Покупатель может выбирать между механическим и пневматическим вариантами подрессоривания. В крыше кабины отсутствуют дефлекторы системы вентиляции, возможно, зимой из-за этого будет непросто добиться прозрачности стекол.
И еще одно «к сожалению»: как и прежде тракторы оборудуются кондиционерами, а климат-контроль предлагается опционально только в третьем поколении «семерок».
Проще простого
На пульте в подлокотнике сосредоточено большинство функций управления, вплоть до выбора режимов работы ВОМ. Кнопки, конечно, могли бы различаться по цвету: число оборотов, полный привод, блокировка дифференциала и все элементы управления коробки передач оранжевые – да, это стильно (цвет бренда), но затрудняет быстрый выбор нужной функции. Кнопки управления терминалом труднодоступны.
А вот сам терминал заслуживает похвалы. Он большой (диагональ 12 дюймов), запускается либо касанием, либо поворотом потенциометра на панели управления подлокотника. Несмотря на черный фон дисплея, информацию удобно считывать благодаря высококонтрастным цветам, крупным шрифтам и иконкам. Вообще «супер» то, что можно легко и просто с помощью функции drag and drop перетаскивать пункты главного меню и три пассивных (свободных) поля и упорядочивать их, как кому удобно. Долго копаться в меню не придется: всего лишь один клик по кнопке, и экран разбивается оранжевой решеткой на четыре поля, после чего можно вводить любую информацию в каждое из них. С помощью свободно программируемых кнопок быстрого доступа сразу попадаешь в нужные раскладки.
Хорошо и то, что благодаря большому объему памяти есть возможность сохранять 20 последовательностей (программу можно ввести целиком или в пошаговом режиме, редактирование в зависимости от времени и пути). Кроме того, в памяти можно сохранять информацию о водителе и агрегатированных орудиях (в модели М7001 такого не было). Как 7-дюймовый, так и 12-дюймовый мониторы K-Monitor Pro готовы для работы по протоколам ISOBUS и с использованием функции посекционного управления оборудованием Section Control.
Наше заключение
Серия тракторов М7002 является прямым продолжением предшествующей серии М7001, однако существенно улучшенным. У нового двигателя второй серии рабочие характеристики значительно лучше, отсюда и расход топлива меньше.
Совершенно новая коробка передач ТРТ 16 производства ZF – настоящий подарок: переключение передач производилось безупречно, а при переходе из группы в группу – лишь с коротким прерыванием нагрузки.
Похвалы заслуживает интуитивно понятное управление на мониторе, с экрана которого информация считывается легко.
В качестве небольших недостатков мы отметили высокое число оборотов двигателя при транспортной скорости 50 км/ч и отсутствие функции тормоза через сцепление.
Плюсы и минусы
+ Современная коробка передач с переключением под нагрузкой.
+ Двигатель и коробка передач хорошо «подогнаны» друг к другу.
+ Интуитивно понятное управление терминалом.
+ Повышенный комфорт для оператора при вождении.
+ Четырехскоростной задний ВОМ.
+ Небольшая порожняя масса и высокая рабочая нагрузка.
– Отсутствие тормозной функции через сцепление.
– Довольно высокое число оборотов двигателя при скорости 50 км/ч.
– Одноцветная маркировка кнопок управления на подлокотнике. Некоторые кнопки управления терминалом труднодоступны.