Электроприводная сельхозтехника – тренд последних лет. Как далеко продвинулись сельхозмашиностроители в создании электромашин и что тормозит дальнейшее развитие – в статье наших авторов.
Новые тренды в сельхозтехнике
Проблема вредных выхлопов от техники на солярке – предмет, давно обсуждаемый общественностью. Использование машин, оснащенных электродвигателями, может стать одной из составляющих комплексного ее решения, даже ввиду того, что свою актуальность все еще сохраняют вопросы происхождения используемой энергии, ее потерь, срока службы и всевозможные производственные трудности. И все же «электрификация» техники продвигается вперед даже в сельскохозяйственной отрасли.
Прежде всего определимся, какие концепции приводов из разряда «нетрадиционных» существуют. Есть электромобили – они всецело приводятся от электродвигателей. Такое транспортное средство оснащается аккумуляторной батареей и «заправляется» от розетки. От размера батареи и интенсивности использования транспортного средства зависит максимальное рабочее время от зарядки до зарядки. Тут основной камень преткновения – долговечность батарей, она все еще относительно низкая.
Наряду с электромобилями большую роль в повседневной жизни стали играть гибриды. Выделяют несколько их типов: микрогибриды (Micro hybrid), «мягкие» гибриды (Mild hybrid, MHEV), «полные» гибриды (Full hybrid, FHEV) и подзаряжаемые гибриды (Plug-in hybrid, PHEV). Все эти варианты представлены на рынке автотранспорта. Вернемся, пожалуй, в сельхозсегмент.
Перспективы
Как скоро доведется вам вспахать поле или перевезти груз на электротракторе? К сожалению, не так скоро, как хотелось бы. В ближайшие десятилетия дизельные двигатели сохранят свое лидерство в отрасли. Экономически целесообразного серийного выпуска электроприводов для такой техники пока не предвидится, к тому же у дизельного двигателя КПД выше, что важно при работах с большими нагрузками, типичными для сельхозпроизводства.
Многообещающи концепции дизель-электрических приводов. В таких схемах электрогенераторы приводятся непосредственно от двигателя и направляют энергию на навесные орудия или электроприводные оси техники. КПД в данном случае может достигать 75 %, а электроприводные оси, например, прицепа способствуют улучшению тяги и минимизируют вредное воздействие на почву.
Полный переход на электротехнику в глобальном смысле представляется перспективой еще очень отдаленной: слишком большие (да и тяжелые) не только батареи, но и затраты. Несколько лучше обстоит дело с применением электроприводов в коммунальных и внутригородских хозяйствах. Во многих городах с целью снижения содержания в воздухе мелкой пыли, углекислого газа и окисей азота предпринимаются попытки переоснастить транспорт или обзавестись новыми образцами электротехники. Но насколько экологически безвредной является техника на электродвигателе?
Для изготовления батарей затрачивается огромное количество энергии, что определяет отрицательный энергетический баланс данного вида машин. Но если рассматривать вопрос в масштабах срока службы, то парниковых газов в процессе эксплуатации выделится меньше, а эффективность потребления энергии будет выше по сравнению с вариантами на традиционном приводе. Важным моментом в данном случае является происхождение тока. Энергия, получаемая от солнца, ветра или биогазовых установок, выправляет энергетический баланс электрокаров в положительную сторону. Использование электроэнергии от возобновляемых источников тем выгоднее, чем ниже плата за генерированную электроэнергию (цена реализации произведенного кВт). Наличие собственного энергопроизводства и устройства для аккумулирования энергии сразу же делает целесообразным приобретение специализированной электротехники для многих фермеров.
Продвижение электротранспорта в сферы производства и жизни форсируется правительствами многих государств через систему налогов и сборов. Так, в Германии транспортные средства, работающие исключительно на электричестве, освобождаются от налога на ТС на десять лет с момента первого официального допуска к эксплуатации (независимо от сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения).
Основная сфера применения
На рынке «электрокаров» для сельского хозяйства, выпускаемых именно серийно, можно обнаружить лишь технику, предназначенную исключительно для внутрихозяйственной деятельности. Особая позиция здесь у компании Fendt, но об этом позже. Флагманами в данном сегменте выступают производители компактных, фронтальных и телескопических погрузчиков. Основная сфера их применения – животноводческие помещения и хозяйственные дворы, поскольку при использовании мини-погрузчика в повседневных работах на ферме всегда будет достаточно времени для подзарядки.
Но в чем же прелесть электропогрузчиков применительно к сельхозпроизводству? Благодаря полностью электрическому приводу не производится выхлоп отработавших газов, что во благо здоровью животных и, естественно, человека. Разницу в сравнении с дизельным погрузчиком сразу же заметят обладатели ферм старого образца, где низкие потолки и тесные проемы. Еще одно преимущество электроприводной техники для животноводческих помещений – низкий уровень производимого шума. Снижение шумов до минимума способствует минимизации стресса у животных, прежде всего, у лошадей, свиней и индейки. К тому же электропогрузчики оснащены стандартным устройством агрегатирования рабочего оборудования, из чего следует, что при работе с ними можно использовать весь предлагаемый набор насадок.
А если вдруг?
На фоне множества преимуществ электроприводной техники в СМИ и соцсетях периодически мелькают фотографии и видеоролики воспламенившихся батарей электромобилей. Насколько электропогрузчики защищены от возгорания?
В погрузчиках компаний Avant, Kramer, Weidemann и др. применяется закрытая и не зависящая от изменения положения свинцово-кислотная батарея. Она не требует технического обслуживания, доливать воду необходимости нет. Выделение элементами аккумуляторной батареи газов, так называемое образование опасных гремучих газов, исключается, поскольку система аккумуляторов закрытого типа. Свинцово-кислотная батарея сравнима со стартерной батареей автомобиля и поэтому не опаснее ее.
Компания Schäffer использует литий-ионные батареи. В целом электроприводы представляют собой закрытые и полностью необслуживаемые системы. Расследователи аварийных возгораний убеждены, что опасность быстрого распространения пожара в автомобилях с литий-ионными аккумуляторами низка, так как не происходит какого-либо выделения горючих жидкостей, являющихся потенциальной причиной воспламенения.
В копеечку выльется все же…
Компактные электропогрузчики примерно на 20 – 30 % дороже дизельных аналогов. Причина – высокая стоимость аккумуляторных батарей. Однако энергозатраты на час эксплуатации такой техники значительно ниже, чем у дизеля. Разница в цене, как правило, компенсируется экономией затрат за 2000 – 2800 часов работы.
Издержки на техническое и сервисное обслуживание также значительно ниже. Если возникнет необходимость в ремонте, его может произвести дилер либо подрядная организация – особых специалистов не потребуется.
Но обратимся к тому, что сегодня предлагает рынок сельхозпроизводителю.
Полная версия доступна в печатном и электронном виде
Вы можете оформить подписку на издание в печатном виде на сайте agrodelo.ru или электронном виде в магазинах Google Play и App Store.