Не подумайте, прожорливый – вовсе не в плане расхода топлива, здесь, скорее, наоборот. А вот загрузить зерноуборочный комбайн John Deere новой серии Х9 в поле по полной оказывается совсем непросто. В этом убедились мы лично.
Результаты независимых испытаний техники
Сто тонн пшеницы в час при потерях менее процента! Уже только на основе этих данных можно было считать, что новый «олень» уверенно обскакал флагманов зерноуборочной серии S. Однако большего объема информации о новых комбайнах от компании-производителя пришлось ждать вплоть до старта Agritechnica-2019. Проверить же Х9 в поле стало возможным с наступлением сезона уборки 2020 г.
Новая серия представлена двумя моделями Х9 1000 и Х9 1100, различающимися в основном мощностью двигателя, объемом зернового бункера и скоростью его выгрузки. Решено было испытать большой Х9 1100. Свой потенциал топовая модель демонстрировала на уборке пшеницы.
Вообще, между комбайнами серий Х и S общего мало: почти все компоненты и узлы были сконструированы заново, лишь некоторые претерпели изменения. Но начнем обзор с самого начала – с системы обмолота.
Шире уже известных
Растительная масса поступает в наклонную камеру с планками (по три в ряду) на четырех цепях и подается по транспортеру дальше. Ширина наклонной камеры превосходит показатели конкурирующих машин и составляет 1,72 м, на 32 см больше она по сравнению с S-серией. Подъемная сила 6 150 кг позволяет агрегатировать жатки шириной захвата до 15 м или даже 18-рядную кукурузную жатку. По информации компании-производителя, при движении комбайна по полю со скоростью до 20 км / ч наклонную камеру можно легко приводить в транспортное положение.
Для агрегатирования жатки в стандартной комплектации имеется привод мощностью 110 кВт. Тем, кому требуется мощность побольше, можно воспользоваться опцией на 260 кВт с переменной частотой оборотов. Как обычно, угол атаки и регулировки жатки настраиваются гидравлически через джойстик.
Замечательная функция в интересах безопасности – автоматическая блокировка гидроцилиндров наклонной камеры: как только механизатор покидает свое рабочее место в кабине, гидравлика тотчас блокируется – и это хорошо.
Работающие в паре
За наклонной камерой расположен ускоритель подачи, направляющий скошенную массу к роторам. Благодаря V-образной навивке в его центре масса равномерно распределяется направо и налево. На барабане-ускорителе диаметром 440 мм установлены восемь лопастей, которые передают массу к двум роторам. Направляющие пластины на передней стороне ротора обеспечивают угол подачи 270 градусов, характерный для системы обмолота комбайнов серии S.
Если комбайны серии S имеют по одному ротору внушительного диаметра 760 мм, то у машин серии Х9 их два, правда, диаметром 610 мм, при этом длина составляет 3,51 м. Оба ротора расположены эксцентрично, то есть не по центру машины. Интенсивный обмолот производится в районе деки. Сверху имеется достаточно пространства для скопления и ворошения поступившей растительной массы, в результате зерно из нее просто падает в нижнюю часть, где расположено подбарабанье и производится обмолот. Кроме того, роторы вращаются в противоположных направлениях изнутри наружу и перемещают таким образом массу сверху вниз вдоль секций подбарабанья.
Дизайн ротора, как в серии S, модульный: имеется три зоны – подачи, обмолота и сепарации. В передней части ротор отличается спиральной формой. Далее следует зона обмолота длиной 1,2 м. За обмолот отвечают шесть секций подбарабанья, площадь прутковых решет которого составляет 1,6 кв. м. Обмолачиваемый материал проходит по ним примерно 2,5 раза, в результате чего реальная площадь обмолота увеличивается до 4 кв. м. Для более интенсивного обмолота две передних секции подбарабанья можно закрыть пластинами.
Благодаря простоте демонтажа боковых щитков, закрывающих роторы, легко добраться до секций подбарабанья для их замены при переходе на обмолот другой культуры. Отдельные сегменты подбарабанья компактные, так что и одному человеку по силам совладать с ними.
В задней части роторов находится участок сепарации, здесь по спирали расположены пальцы. Соответствующая площадь решет составляет 3,6 кв. м. В отличие от передней здесь применяются только пальцевые решета, и обмолачиваемая масса совершает семь оборотов вместе с роторами. Общая площадь дообмолота составляет таким образом 22,5 кв. м.
Роторный канал завершается выгрузным битером. Его задача – направлять обмолоченную растительную массу в измельчитель соломы или же на устройство для укладки в валок. Диаметр битера 470 мм, он оснащен лопатками и тоже способен добывать из растительной массы самые последние зерна.
Все деки роторов в серийном исполнении регулируются гидравлически.
Мощная система очистки
Если сельскохозяйственная культура хорошо вымолочена, а это оценивают датчики в последней зоне роторов, процесс продолжается на решетном стане. Площадь решет 7 кв. м (максимальная из известных на рынке по конкурентам). Решета обдуваются четырьмя турбинными вентиляторами. Здесь по сравнению с машинами серии S были предприняты существенные изменения.
Но сначала стоит обозначить, что стрясная доска, уловив зерно от участка дообмолота, отправляет его вперед на решетный стан. Так гарантируется прохождение всего зерна через всю площадь сепарации.
Из зоны обмолота обмолоченная масса поступает к скатной доске, работу которой можно расценивать как первичную очистку. Следуя каскаду решет, зерно распределяется по всей их поверхности.
Для работы в местности, отличающейся рельефом, John Deere создала систему Active Terrain Adjustment. Имеется также уже известная система активного домолота. В секции дообмолота с помощью лопаток обмолачивают оставшееся в ворохе зерно, которое отправляется на возвратную доску.
В зоне дообмолота, а также в зерновом элеваторе с правой стороны машины опционально устанавливаются специальные видеокамеры, оценивающие качество обмолота. Получая от них информацию, автоматизированная система управления комбайном Combine Advisor (ранее использовалась ICA2, НСХ 4 / 20, с. 30) производит настройку всех узлов зерноуборочной машины. Происходит это не без участия датчиков нагрузки двигателя и ротора, а также датчика потерь. Конечно же, до старта работ оператор должен проанализировать взятые в поле пробы и определиться с ориентирами уборочной кампании. А Х9 подстроится под заданные параметры, при этом проанализировав ошибки регулировок и устранив их. Точно так же система работала и в комбайнах серии S700.
Впечатляющие параметры
Емкость зернового бункера модели Х9 1100 составляет 16 200 л, скорость его разгрузки – 186 л / с. Полный бункер теоретически может быть разгружен почти за полторы минуты. Скорость выгрузки «меньшего брата», модели Х9 1000, составляет 162 л / с.
Хорошо показал себя электрорегулируемый козырек выгрузного шнека. С его помощью можно довольно точно заполнять кузов транспортной единицы. В ассортименте шнеки различной длины.
В самом зерновом бункере находятся три датчика Active Yield, которые непрерывно калибруют датчики урожайности. Это необходимо для безупречного картирования урожайности и оценки потенциала повышения интенсивности обмолота.
Режим укладки соломы в валок можно сменить на режим измельчения быстро и несложно. Благодаря электродвигателю соломоизмельчитель приводится в рабочую позицию. Измельчитель оснащен 124 ножами (комплектация «Премиум»). Противорежущая его часть снабжена 61 ножом, вылет которых можно регулировать, оставаясь в кабине, что очень удобно.
При тщательном рассмотрении ножей соломоизмельчителя обращаешь внимание на совершенно новую поверхность их лезвия. Компания-производитель сравнивает ее с поверхностью мяча для гольфа. Улучшена аэродинамика, налицо экономия мощности.
И, наконец, следует упомянуть о механическом разбрасывателе соломы. В процессе тестирования он хорошо распределял измельченную солому на ширину захвата 12,20 м даже при дующем ветре.
При умеренной производительности 10 т / ч и скорости 5,9 км / ч комбайн Х9 был загружен прилично. Потери зерна составляли менее 1 %, впрочем, как John Deere и гарантировала. Уровня производительности 100 т / ч достичь нам не удалось, поскольку параметры поля оставляли желать лучшего: площадь нужна была побольше, а разворотов поменьше. Ну и навыка нам тоже не хватало.
Скромная мощь
Нужно сказать, что для комбайна с производительностью 1 000 т / ч у Х9 по сравнению с конкурирующими моделями довольно скромный двигатель (таблица, с. 84, все таблицы и графики представлены в бумажной версии журнала): шестицилиндровый на максимум 700 л. с. Для выгрузки зерна силовой агрегат высвобождает дополнительные 54 л.с.
Однако каждый литр из 13,6-литрового рабочего объема цилиндров выдает свыше 45 л. с. – подобных показателей у конкурентов не наблюдается. John Deere подчеркивает, что такого скромного двигателя новому комбайну вполне достаточно, так как многие детали и узлы доводились до совершенства как раз с целью сокращения потерь мощности. Компания-производитель сознательно отказалась от цепных передач и сделала ставку на ременные шкивы большого диаметра.
Уже при низких оборотах двигатель развивает высокий крутящий момент, а при 1 400 об / мин выдает целых 3 000 Нм. Номинальное число оборотов в минуту 1 900, здесь реализована концепция низкочастотных оборотов. При движении по дорогам (40 км / ч) частота вращения составляет 1 700 об / мин. У Х9 1000 мощность поменьше – всего лишь 639 л. с., силовой агрегат без двойного турбонагнетателя.
Комбайн оборудован всем необходимым для соблюдения актуальных норм токсичности отработавших газов: DOC (дизельный катализатор окисления), DPF (дизельный сажевый фильтр) и SCR (селективный каталитический нейтрализатор). Топливный бак вмещает 1 250 л. Как утверждает производитель, такого объема должно хватить на 14 часов работы. Опционально можно заказать турбо-заправку (550 л/мин), сравнимую с заправкой под давлением гоночного автомобиля и способную максимально быстро подготовить комбайн к работе.
Кстати, вентилятор реверсивный, имеет регулируемые лопасти, снабжение воздухом ведется по потребности.
В целом очень хорошо решен вопрос доступа к отдельным узлам. На комбайне достаточно места для проведения техобслуживания и очистки.
Новым является гидростатический привод. Трансмиссия ProDrive XL представлена гидронасосом и двумя двигателями. Она и гарантирует комбайну серии Х9 при трогании с места и в процессе работы со скоростью до 8 км / ч передачу полного крутящего момента.
Максимальную скорость движения комбайна можно выбрать: доступны варианты 20, 25, 30 или 40 км / ч. Все эти скорости могут быть реализованы и при оснащении комбайна полугусеницами собственного бренда John Deere. Что касается транспортных габаритов, то даже с 610-миллиметровыми гусеницами комбайн Х9 по ширине не выходит за пределы 3,50 м. Стоит подчеркнуть, что в сегменте зерноуборочных комбайнов очень четко просматривается тенденция применения машин на полугусеничном ходу, что вполне естественно при эксплуатационной массе машин без учета приставки свыше 26 т.
Вылезать не захочешь
Отличительная черта многих самоходных машин бренда John Deere – кабина. В этом плане комбайн серии Х9 нас не разочаровал. Здесь она просторная, тихая, продуманная – достойное рабочее место по запросам современности. В новом комбайне применена философия управления, известная по машинам серии S и тракторам последних поколений: боковая консоль и терминал четко структурированы.
Уникальность кабины в автоматическом закрытии дверей, гарантирующем отсутствие путей поступления пыли и шумов извне. Электродвигатель плотно блокирует дверь, прикладывать излишние усилия не придется.
Оснащение кабины Ultimate (один из четырех вариантов) – мечта. Здесь кожаная оплетка рулевого колеса, сиденье кожаное, оборудовано системами массажа и вентиляции. Из такой кабины и вылезать не хочется.
Отдельное слово о жатке
Для новой серии высокопроизводительных комбайнов John Deere разработала соответствующие приставки. Наряду с жаткой Draper HDR с максимальной шириной захвата 15,20 м теперь можно воспользоваться свежей моделью Draper HDХ. Одна из них, на 12,2 м, была подготовлена и для нашего теста в поле. Для заказа, однако, доступны жатки с шириной захвата от 10,70 до 13,70 м.
Особенностью жатки является, пожалуй, профиль полотна: благодаря промежуточным бортам улавливается просыпающийся даже очень мелкий материал и направляется в комбайн. Благодаря ширине лент транспортеров 1,2 м и расположенным чуть глубже шнекам жатка Draper HDХ особенно хороша для уборки мелкосемянных культур, в том числе и рапса.
Еще одной особенностью жатки является шарнирное соединение боковых секций и гидравлическое их демпфирование. Благодаря этому трехсекционная жатка, точнее ее боковые секции, копирует рельеф, отклоняясь по высоте в диапазоне до 2,6 м. Копирование поддерживается четырьмя копирующими колесами, которые могут обеспечить срез на уровне до 80 см.
Для лучшего копирования фронта работ мотовило разбили на две секции.
Наше заключение
Серия зерноуборочных комбайнов Х9 позволила компании John Deere шагнуть в новый сегмент рынка. Однороторная технология серии S700 исчерпала свои возможности в плане повышения пропускной способности, поэтому новое поколение инженеров John Deere остановило свой выбор на сдвоенном роторе. Подбарабанья и решета отличаются максимальными в сравнении с конкурирующими машинами площадями.
Потери зерна, зафиксированные при работе в поле, соответствовали исходным данным компании-производителя. Производительность комбайна также выглядит многообещающе, хотя 100 т/ч ввиду объективных и субъективных причин добиться нам не удалось. Впрочем, достигаемая в рамках тестирования производительность от 50 до 70 т/ч на пшенице с урожайностью около 100 ц/га и довольно зеленой соломой выглядит более чем убедительной.
Гордость серии – кабина: просторная, тихая и удобная. Есть небольшое но: на крутых склонах комбайн Х9 ведет работу на пределах своих возможностей.
Плюсы и минусы
+ Большая площадь решет и подбарабанья.
+ Эргономичное управление.
+ Очень удобная кабина.
+ Соответствующее комбайнам предложение жаток.
– Отсутствует компенсация при работе на склонах.