Фото: John Deere

Прожорливый «олень»

Фото: John Deere

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Александр Брокман, traction, ФРГ

Поделитьтся

Не поду­май­те, про­жор­ли­вый – вовсе не в плане рас­хо­да топ­ли­ва, здесь, ско­рее, наобо­рот. А вот загру­зить зер­но­убо­роч­ный ком­байн John Deere новой серии Х9 в поле по пол­ной ока­зы­ва­ет­ся совсем непро­сто. В этом убе­ди­лись мы лично.

Результаты независимых испытаний техники

Сто тонн пше­ни­цы в час при поте­рях менее про­цен­та! Уже толь­ко на осно­ве этих дан­ных мож­но было счи­тать, что новый «олень» уве­рен­но обска­кал флаг­ма­нов зер­но­убо­роч­ной серии S. Одна­ко боль­ше­го объ­е­ма инфор­ма­ции о новых ком­бай­нах от ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ля при­шлось ждать вплоть до стар­та Agritechnica-2019. Про­ве­рить же Х9 в поле ста­ло воз­мож­ным с наступ­ле­ни­ем сезо­на убор­ки 2020 г.

Новая серия пред­став­ле­на дву­мя моде­ля­ми Х9 1000 и Х9 1100, раз­ли­ча­ю­щи­ми­ся в основ­ном мощ­но­стью дви­га­те­ля, объ­е­мом зер­но­во­го бун­ке­ра и ско­ро­стью его выгруз­ки. Реше­но было испы­тать боль­шой Х9 1100. Свой потен­ци­ал топо­вая модель демон­стри­ро­ва­ла на убор­ке пшеницы.

Вооб­ще, меж­ду ком­бай­на­ми серий Х и S обще­го мало: почти все ком­по­нен­ты и узлы были скон­стру­и­ро­ва­ны зано­во, лишь неко­то­рые пре­тер­пе­ли изме­не­ния. Но нач­нем обзор с само­го нача­ла – с систе­мы обмолота.

Шире уже известных

Рас­ти­тель­ная мас­са посту­па­ет в наклон­ную каме­ру с план­ка­ми (по три в ряду) на четы­рех цепях и пода­ет­ся по транс­пор­те­ру даль­ше. Шири­на наклон­ной каме­ры пре­вос­хо­дит пока­за­те­ли кон­ку­ри­ру­ю­щих машин и состав­ля­ет 1,72 м, на 32 см боль­ше она по срав­не­нию с S-сери­ей. Подъ­ем­ная сила 6 150 кг поз­во­ля­ет агре­га­ти­ро­вать жат­ки шири­ной захва­та до 15 м или даже 18-ряд­ную куку­руз­ную жат­ку. По инфор­ма­ции ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ля, при дви­же­нии ком­бай­на по полю со ско­ро­стью до 20 км / ч наклон­ную каме­ру мож­но лег­ко при­во­дить в транс­порт­ное положение.

Для агре­га­ти­ро­ва­ния жат­ки в стан­дарт­ной ком­плек­та­ции име­ет­ся при­вод мощ­но­стью 110 кВт. Тем, кому тре­бу­ет­ся мощ­ность поболь­ше, мож­но вос­поль­зо­вать­ся опци­ей на 260 кВт с пере­мен­ной часто­той обо­ро­тов. Как обыч­но, угол ата­ки и регу­ли­ров­ки жат­ки настра­и­ва­ют­ся гид­рав­ли­че­ски через джойстик.

Заме­ча­тель­ная функ­ция в инте­ре­сах без­опас­но­сти – авто­ма­ти­че­ская бло­ки­ров­ка гид­ро­ци­лин­дров наклон­ной каме­ры: как толь­ко меха­ни­за­тор поки­да­ет свое рабо­чее место в кабине, гид­рав­ли­ка тот­час бло­ки­ру­ет­ся – и это хорошо.

Работающие в паре

За наклон­ной каме­рой рас­по­ло­жен уско­ри­тель пода­чи, направ­ля­ю­щий ско­шен­ную мас­су к рото­рам. Бла­го­да­ря V-образ­ной навив­ке в его цен­тре мас­са рав­но­мер­но рас­пре­де­ля­ет­ся напра­во и нале­во. На бара­бане-уско­ри­те­ле диа­мет­ром 440 мм уста­нов­ле­ны восемь лопа­стей, кото­рые пере­да­ют мас­су к двум рото­рам. Направ­ля­ю­щие пла­сти­ны на перед­ней сто­роне рото­ра обес­пе­чи­ва­ют угол пода­чи 270 гра­ду­сов, харак­тер­ный для систе­мы обмо­ло­та ком­бай­нов серии S.

Если ком­бай­ны серии S име­ют по одно­му рото­ру вну­ши­тель­но­го диа­мет­ра 760 мм, то у машин серии Х9 их два, прав­да, диа­мет­ром 610 мм, при этом дли­на состав­ля­ет 3,51 м. Оба рото­ра рас­по­ло­же­ны экс­цен­трич­но, то есть не по цен­тру маши­ны. Интен­сив­ный обмо­лот про­из­во­дит­ся в рай­оне деки. Свер­ху име­ет­ся доста­точ­но про­стран­ства для скоп­ле­ния и воро­ше­ния посту­пив­шей рас­ти­тель­ной мас­сы, в резуль­та­те зер­но из нее про­сто пада­ет в ниж­нюю часть, где рас­по­ло­же­но под­ба­ра­ба­нье и про­из­во­дит­ся обмо­лот. Кро­ме того, рото­ры вра­ща­ют­ся в про­ти­во­по­лож­ных направ­ле­ни­ях изнут­ри нару­жу и пере­ме­ща­ют таким обра­зом мас­су свер­ху вниз вдоль сек­ций подбарабанья.

Дизайн рото­ра, как в серии S, модуль­ный: име­ет­ся три зоны – пода­чи, обмо­ло­та и сепа­ра­ции. В перед­ней части ротор отли­ча­ет­ся спи­раль­ной фор­мой. Далее сле­ду­ет зона обмо­ло­та дли­ной 1,2 м. За обмо­лот отве­ча­ют шесть сек­ций под­ба­ра­ба­нья, пло­щадь прут­ко­вых решет кото­ро­го состав­ля­ет 1,6 кв. м. Обмо­ла­чи­ва­е­мый мате­ри­ал про­хо­дит по ним при­мер­но 2,5 раза, в резуль­та­те чего реаль­ная пло­щадь обмо­ло­та уве­ли­чи­ва­ет­ся до 4 кв. м. Для более интен­сив­но­го обмо­ло­та две перед­них сек­ции под­ба­ра­ба­нья мож­но закрыть пластинами.

Бла­го­да­ря про­сто­те демон­та­жа боко­вых щит­ков, закры­ва­ю­щих рото­ры, лег­ко добрать­ся до сек­ций под­ба­ра­ба­нья для их заме­ны при пере­хо­де на обмо­лот дру­гой куль­ту­ры. Отдель­ные сег­мен­ты под­ба­ра­ба­нья ком­пакт­ные, так что и одно­му чело­ве­ку по силам совла­дать с ними.

В зад­ней части рото­ров нахо­дит­ся уча­сток сепа­ра­ции, здесь по спи­ра­ли рас­по­ло­же­ны паль­цы. Соот­вет­ству­ю­щая пло­щадь решет состав­ля­ет 3,6 кв. м. В отли­чие от перед­ней здесь при­ме­ня­ют­ся толь­ко паль­це­вые реше­та, и обмо­ла­чи­ва­е­мая мас­са совер­ша­ет семь обо­ро­тов вме­сте с рото­ра­ми. Общая пло­щадь дооб­мо­ло­та состав­ля­ет таким обра­зом 22,5 кв. м.

Ротор­ный канал завер­ша­ет­ся выгруз­ным бите­ром. Его зада­ча – направ­лять обмо­ло­чен­ную рас­ти­тель­ную мас­су в измель­чи­тель соло­мы или же на устрой­ство для уклад­ки в валок. Диа­метр бите­ра 470 мм, он осна­щен лопат­ка­ми и тоже спо­со­бен добы­вать из рас­ти­тель­ной мас­сы самые послед­ние зерна.

Все деки рото­ров в серий­ном испол­не­нии регу­ли­ру­ют­ся гидравлически.

Мощная система очистки

Если сель­ско­хо­зяй­ствен­ная куль­ту­ра хоро­шо вымо­ло­че­на, а это оце­ни­ва­ют дат­чи­ки в послед­ней зоне рото­ров, про­цесс про­дол­жа­ет­ся на решет­ном стане. Пло­щадь решет 7 кв. м (мак­си­маль­ная из извест­ных на рын­ке по кон­ку­рен­там). Реше­та обду­ва­ют­ся четырь­мя тур­бин­ны­ми вен­ти­ля­то­ра­ми. Здесь по срав­не­нию с маши­на­ми серии S были пред­при­ня­ты суще­ствен­ные изменения.

Но сна­ча­ла сто­ит обо­зна­чить, что стряс­ная дос­ка, уло­вив зер­но от участ­ка дооб­мо­ло­та, отправ­ля­ет его впе­ред на решет­ный стан. Так гаран­ти­ру­ет­ся про­хож­де­ние все­го зер­на через всю пло­щадь сепарации.

Из зоны обмо­ло­та обмо­ло­чен­ная мас­са посту­па­ет к скат­ной дос­ке, рабо­ту кото­рой мож­но рас­це­ни­вать как пер­вич­ную очист­ку. Сле­дуя кас­ка­ду решет, зер­но рас­пре­де­ля­ет­ся по всей их поверхности.

Для рабо­ты в мест­но­сти, отли­ча­ю­щей­ся релье­фом, John Deere созда­ла систе­му Active Terrain Adjustment. Име­ет­ся так­же уже извест­ная систе­ма актив­но­го домо­ло­та. В сек­ции дооб­мо­ло­та с помо­щью лопа­ток обмо­ла­чи­ва­ют остав­ше­е­ся в воро­хе зер­но, кото­рое отправ­ля­ет­ся на воз­врат­ную доску.

В зоне дооб­мо­ло­та, а так­же в зер­но­вом эле­ва­то­ре с пра­вой сто­ро­ны маши­ны опци­о­наль­но уста­нав­ли­ва­ют­ся спе­ци­аль­ные видео­ка­ме­ры, оце­ни­ва­ю­щие каче­ство обмо­ло­та. Полу­чая от них инфор­ма­цию, авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная систе­ма управ­ле­ния ком­бай­ном Combine Advisor (ранее исполь­зо­ва­лась ICA2, НСХ 4 / 20, с. 30) про­из­во­дит настрой­ку всех узлов зер­но­убо­роч­ной маши­ны. Про­ис­хо­дит это не без уча­стия дат­чи­ков нагруз­ки дви­га­те­ля и рото­ра, а так­же дат­чи­ка потерь. Конеч­но же, до стар­та работ опе­ра­тор дол­жен про­ана­ли­зи­ро­вать взя­тые в поле про­бы и опре­де­лить­ся с ори­ен­ти­ра­ми убо­роч­ной кам­па­нии. А Х9 под­стро­ит­ся под задан­ные пара­мет­ры, при этом про­ана­ли­зи­ро­вав ошиб­ки регу­ли­ро­вок и устра­нив их. Точ­но так же систе­ма рабо­та­ла и в ком­бай­нах серии S700.

Впечатляющие параметры

Емкость зер­но­во­го бун­ке­ра моде­ли Х9 1100 состав­ля­ет 16 200 л, ско­рость его раз­груз­ки – 186 л / с. Пол­ный бун­кер тео­ре­ти­че­ски может быть раз­гру­жен почти за пол­то­ры мину­ты. Ско­рость выгруз­ки «мень­ше­го бра­та», моде­ли Х9 1000, состав­ля­ет 162 л / с.

Хоро­шо пока­зал себя элек­тро­ре­гу­ли­ру­е­мый козы­рек выгруз­но­го шне­ка. С его помо­щью мож­но доволь­но точ­но запол­нять кузов транс­порт­ной еди­ни­цы. В ассор­ти­мен­те шне­ки раз­лич­ной длины.

В самом зер­но­вом бун­ке­ре нахо­дят­ся три дат­чи­ка Active Yield, кото­рые непре­рыв­но калиб­ру­ют дат­чи­ки уро­жай­но­сти. Это необ­хо­ди­мо для без­упреч­но­го кар­ти­ро­ва­ния уро­жай­но­сти и оцен­ки потен­ци­а­ла повы­ше­ния интен­сив­но­сти обмолота.

Режим уклад­ки соло­мы в валок мож­но сме­нить на режим измель­че­ния быст­ро и неслож­но. Бла­го­да­ря элек­тро­дви­га­те­лю соло­мо­из­мель­чи­тель при­во­дит­ся в рабо­чую пози­цию. Измель­чи­тель осна­щен 124 ножа­ми (ком­плек­та­ция «Пре­ми­ум»). Про­ти­во­ре­жу­щая его часть снаб­же­на 61 ножом, вылет кото­рых мож­но регу­ли­ро­вать, оста­ва­ясь в кабине, что очень удобно.

При тща­тель­ном рас­смот­ре­нии ножей соло­мо­из­мель­чи­те­ля обра­ща­ешь вни­ма­ние на совер­шен­но новую поверх­ность их лез­вия. Ком­па­ния-про­из­во­ди­тель срав­ни­ва­ет ее с поверх­но­стью мяча для голь­фа. Улуч­ше­на аэро­ди­на­ми­ка, нали­цо эко­но­мия мощности.

И, нако­нец, сле­ду­ет упо­мя­нуть о меха­ни­че­ском раз­бра­сы­ва­те­ле соло­мы. В про­цес­се тести­ро­ва­ния он хоро­шо рас­пре­де­лял измель­чен­ную соло­му на шири­ну захва­та 12,20 м даже при дую­щем ветре.

При уме­рен­ной про­из­во­ди­тель­но­сти 10 т / ч и ско­ро­сти 5,9 км / ч ком­байн Х9 был загру­жен при­лич­но. Поте­ри зер­на состав­ля­ли менее 1 %, впро­чем, как John Deere и гаран­ти­ро­ва­ла. Уров­ня про­из­во­ди­тель­но­сти 100 т / ч достичь нам не уда­лось, посколь­ку пара­мет­ры поля остав­ля­ли желать луч­ше­го: пло­щадь нуж­на была поболь­ше, а раз­во­ро­тов помень­ше. Ну и навы­ка нам тоже не хватало.

Скромная мощь

Нуж­но ска­зать, что для ком­бай­на с про­из­во­ди­тель­но­стью 1 000 т / ч у Х9 по срав­не­нию с кон­ку­ри­ру­ю­щи­ми моде­ля­ми доволь­но скром­ный дви­га­тель (таб­ли­ца, с. 84, все таб­ли­цы и гра­фи­ки пред­став­ле­ны в бумаж­ной вер­сии жур­на­ла): шести­ци­лин­дро­вый на мак­си­мум 700 л. с. Для выгруз­ки зер­на сило­вой агре­гат высво­бож­да­ет допол­ни­тель­ные 54 л.с.

Одна­ко каж­дый литр из 13,6-литрового рабо­че­го объ­е­ма цилин­дров выда­ет свы­ше 45 л. с. – подоб­ных пока­за­те­лей у кон­ку­рен­тов не наблю­да­ет­ся. John Deere под­чер­ки­ва­ет, что тако­го скром­но­го дви­га­те­ля ново­му ком­бай­ну вполне доста­точ­но, так как мно­гие дета­ли и узлы дово­ди­лись до совер­шен­ства как раз с целью сокра­ще­ния потерь мощ­но­сти. Ком­па­ния-про­из­во­ди­тель созна­тель­но отка­за­лась от цеп­ных пере­дач и сде­ла­ла став­ку на ремен­ные шки­вы боль­шо­го диаметра.

Уже при низ­ких обо­ро­тах дви­га­тель раз­ви­ва­ет высо­кий кру­тя­щий момент, а при 1 400 об / мин выда­ет целых 3 000 Нм. Номи­наль­ное чис­ло обо­ро­тов в мину­ту 1 900, здесь реа­ли­зо­ва­на кон­цеп­ция низ­ко­ча­стот­ных обо­ро­тов. При дви­же­нии по доро­гам (40 км / ч) часто­та вра­ще­ния состав­ля­ет 1 700 об / мин. У Х9 1000 мощ­ность помень­ше – все­го лишь 639 л. с., сило­вой агре­гат без двой­но­го турбонагнетателя.

Ком­байн обо­ру­до­ван всем необ­хо­ди­мым для соблю­де­ния акту­аль­ных норм ток­сич­но­сти отра­бо­тав­ших газов: DOC (дизель­ный ката­ли­за­тор окис­ле­ния), DPF (дизель­ный саже­вый фильтр) и SCR (селек­тив­ный ката­ли­ти­че­ский ней­тра­ли­за­тор). Топ­лив­ный бак вме­ща­ет 1 250 л. Как утвер­жда­ет про­из­во­ди­тель, тако­го объ­е­ма долж­но хва­тить на 14 часов рабо­ты. Опци­о­наль­но мож­но зака­зать тур­бо-заправ­ку (550 л/мин), срав­ни­мую с заправ­кой под дав­ле­ни­ем гоноч­но­го авто­мо­би­ля и спо­соб­ную мак­си­маль­но быст­ро под­го­то­вить ком­байн к работе.

Кста­ти, вен­ти­ля­тор ревер­сив­ный, име­ет регу­ли­ру­е­мые лопа­сти, снаб­же­ние воз­ду­хом ведет­ся по потребности.

В целом очень хоро­шо решен вопрос досту­па к отдель­ным узлам. На ком­байне доста­точ­но места для про­ве­де­ния тех­об­слу­жи­ва­ния и очистки.

Новым явля­ет­ся гид­ро­ста­ти­че­ский при­вод. Транс­мис­сия ProDrive XL пред­став­ле­на гид­ро­на­со­сом и дву­мя дви­га­те­ля­ми. Она и гаран­ти­ру­ет ком­бай­ну серии Х9 при тро­га­нии с места и в про­цес­се рабо­ты со ско­ро­стью до 8 км / ч пере­да­чу пол­но­го кру­тя­ще­го момента.

Мак­си­маль­ную ско­рость дви­же­ния ком­бай­на мож­но выбрать: доступ­ны вари­ан­ты 20, 25, 30 или 40 км / ч. Все эти ско­ро­сти могут быть реа­ли­зо­ва­ны и при осна­ще­нии ком­бай­на полу­гу­се­ни­ца­ми соб­ствен­но­го брен­да John Deere. Что каса­ет­ся транс­порт­ных габа­ри­тов, то даже с 610-мил­ли­мет­ро­вы­ми гусе­ни­ца­ми ком­байн Х9 по ширине не выхо­дит за пре­де­лы 3,50 м. Сто­ит под­черк­нуть, что в сег­мен­те зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов очень чет­ко про­смат­ри­ва­ет­ся тен­ден­ция при­ме­не­ния машин на полу­гу­се­нич­ном ходу, что вполне есте­ствен­но при экс­плу­а­та­ци­он­ной мас­се машин без уче­та при­став­ки свы­ше 26 т.

Вылезать не захочешь

Отли­чи­тель­ная чер­та мно­гих само­ход­ных машин брен­да John Deere – каби­на. В этом плане ком­байн серии Х9 нас не разо­ча­ро­вал. Здесь она про­стор­ная, тихая, про­ду­ман­ная – достой­ное рабо­чее место по запро­сам совре­мен­но­сти. В новом ком­байне при­ме­не­на фило­со­фия управ­ле­ния, извест­ная по маши­нам серии S и трак­то­рам послед­них поко­ле­ний: боко­вая кон­соль и тер­ми­нал чет­ко структурированы.

Уни­каль­ность каби­ны в авто­ма­ти­че­ском закры­тии две­рей, гаран­ти­ру­ю­щем отсут­ствие путей поступ­ле­ния пыли и шумов извне. Элек­тро­дви­га­тель плот­но бло­ки­ру­ет дверь, при­кла­ды­вать излиш­ние уси­лия не придется.

Осна­ще­ние каби­ны Ultimate (один из четы­рех вари­ан­тов) – меч­та. Здесь кожа­ная оплет­ка руле­во­го коле­са, сиде­нье кожа­ное, обо­ру­до­ва­но систе­ма­ми мас­са­жа и вен­ти­ля­ции. Из такой каби­ны и выле­зать не хочется.

Отдельное слово о жатке

Для новой серии высо­ко­про­из­во­ди­тель­ных ком­бай­нов John Deere раз­ра­бо­та­ла соот­вет­ству­ю­щие при­став­ки. Наря­ду с жат­кой Draper HDR с мак­си­маль­ной шири­ной захва­та 15,20 м теперь мож­но вос­поль­зо­вать­ся све­жей моде­лью Draper HDХ. Одна из них, на 12,2 м, была под­го­тов­ле­на и для наше­го теста в поле. Для зака­за, одна­ко, доступ­ны жат­ки с шири­ной захва­та от 10,70 до 13,70 м.

Осо­бен­но­стью жат­ки явля­ет­ся, пожа­луй, про­филь полот­на: бла­го­да­ря про­ме­жу­точ­ным бор­там улав­ли­ва­ет­ся про­сы­па­ю­щий­ся даже очень мел­кий мате­ри­ал и направ­ля­ет­ся в ком­байн. Бла­го­да­ря ширине лент транс­пор­те­ров 1,2 м и рас­по­ло­жен­ным чуть глуб­же шне­кам жат­ка Draper HDХ осо­бен­но хоро­ша для убор­ки мел­ко­се­мян­ных куль­тур, в том чис­ле и рапса.

Еще одной осо­бен­но­стью жат­ки явля­ет­ся шар­нир­ное соеди­не­ние боко­вых сек­ций и гид­рав­ли­че­ское их демп­фи­ро­ва­ние. Бла­го­да­ря это­му трех­сек­ци­он­ная жат­ка, точ­нее ее боко­вые сек­ции, копи­ру­ет рельеф, откло­ня­ясь по высо­те в диа­па­зоне до 2,6 м. Копи­ро­ва­ние под­дер­жи­ва­ет­ся четырь­мя копи­ру­ю­щи­ми коле­са­ми, кото­рые могут обес­пе­чить срез на уровне до 80 см.

Для луч­ше­го копи­ро­ва­ния фрон­та работ мото­ви­ло раз­би­ли на две секции.

Наше заключение

Серия зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов Х9 поз­во­ли­ла ком­па­нии John Deere шаг­нуть в новый сег­мент рын­ка. Одно­ро­тор­ная тех­но­ло­гия серии S700 исчер­па­ла свои воз­мож­но­сти в плане повы­ше­ния про­пуск­ной спо­соб­но­сти, поэто­му новое поко­ле­ние инже­не­ров John Deere оста­но­ви­ло свой выбор на сдво­ен­ном рото­ре. Под­ба­ра­ба­нья и реше­та отли­ча­ют­ся мак­си­маль­ны­ми в срав­не­нии с кон­ку­ри­ру­ю­щи­ми маши­на­ми площадями.

Поте­ри зер­на, зафик­си­ро­ван­ные при рабо­те в поле, соот­вет­ство­ва­ли исход­ным дан­ным ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ля. Про­из­во­ди­тель­ность ком­бай­на так­же выгля­дит мно­го­обе­ща­ю­ще, хотя 100 т/ч вви­ду объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных при­чин добить­ся нам не уда­лось. Впро­чем, дости­га­е­мая в рам­ках тести­ро­ва­ния про­из­во­ди­тель­ность от 50 до 70 т/ч на пше­ни­це с уро­жай­но­стью око­ло 100 ц/га и доволь­но зеле­ной соло­мой выгля­дит более чем убедительной.

Гор­дость серии – каби­на: про­стор­ная, тихая и удоб­ная. Есть неболь­шое но: на кру­тых скло­нах ком­байн Х9 ведет рабо­ту на пре­де­лах сво­их возможностей.

Плюсы и минусы

+ Боль­шая пло­щадь решет и подбарабанья.
+ Эрго­но­мич­ное управление.
+ Очень удоб­ная кабина.
+ Соот­вет­ству­ю­щее ком­бай­нам пред­ло­же­ние жаток.

– Отсут­ству­ет ком­пен­са­ция при рабо­те на склонах.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *