Фото: Adobe Stock

Сигнал к действию

Фото: Adobe Stock

Сам­мит «Аграр­ная поли­ти­ка Рос­сии: без­опас­ность и каче­ство про­дук­ции» в гибрид­ном фор­ма­те состо­ял­ся 8 октяб­ря. Очная часть про­шла в Москве.

Новый, ком­би­ни­ро­ван­ный фор­мат поз­во­лил собрать участ­ни­ков не толь­ко из сто­ли­цы и близ­ле­жа­щих горо­дов, но и из дале­ких обла­стей нашей стра­ны. Общее коли­че­ство деле­га­тов пере­ва­ли­ло за 800 чело­век. Тех, кто изго­ло­дал­ся по живо­му обще­нию, орга­ни­за­то­ры – выста­воч­ная ком­па­ния «Асти Групп» сов­мест­но с Рос­сель­хоз­над­зо­ром – при­вет­ство­ва­ли в кон­фе­ренц-зале Цен­тра меж­ду­на­род­ной торговли.

Плюсы турбулентности

Пере­ме­ны, вызван­ные пан­де­ми­ей коро­на­ви­ру­са, дела­ют тра­ди­ци­он­ные под­хо­ды к веде­нию пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти неак­ту­аль­ны­ми. Пока­зав­шие свою неэф­фек­тив­ность в слож­ных усло­ви­ях рын­ка и не гото­вые к ново­вве­де­ни­ям вынуж­де­ны сой­ти с тро­пы ком­мер­ции. Дру­гие при­ни­ма­ют сме­лые реше­ния и закла­ды­ва­ют осно­ву успеш­но­го биз­не­са на бли­жай­шие годы. По сло­вам Наринэ Баг­ма­нян, пре­зи­ден­та ком­па­нии «Асти Групп», тур­бу­лент­ность, захва­тив­шую рынок в насто­я­щее вре­мя, мож­но счи­тать даже бла­го­при­ят­ным фактором.

Соглас­на с ней, несмот­ря на нега­тив­ные тен­ден­ции и неопре­де­лен­ность рыноч­ных фак­то­ров, про­явив­ши­е­ся в раз­гар пан­де­мии, и Евге­ния Серо­ва, дирек­тор по аграр­ной поли­ти­ке НИУ ВШЭ. То, что дол­гие годы сто­я­ло на повест­ке дня, – раз­ви­тие сель­ских тер­ри­то­рий – нако­нец пре­тво­ря­ет­ся в жизнь. По сло­вам экс­пер­та, сред­ний класс мас­со­во поки­да­ет круп­ные горо­да и уез­жа­ет жить в село, обу­стра­и­вая вокруг себя инфра­струк­ту­ру. Сель­ские доро­ги ста­но­вят­ся луч­ше, откры­ва­ют­ся новые мага­зи­ны и тор­го­вые точки.

Тем не менее, если рань­ше реше­ние мно­гих про­блем в аграр­ном сек­то­ре откла­ды­ва­лось в дол­гий ящик, то теперь руко­во­ди­те­ли пред­при­я­тий вынуж­де­ны опе­ра­тив­но реа­ги­ро­вать на изме­не­ния. В и без того слож­ных усло­ви­ях инфля­ция и себе­сто­и­мость рас­тут, а цены оста­ют­ся преж­ни­ми. Что­бы совсем не уйти в минус, пред­при­я­тия долж­ны искать резер­вы, преж­де все­го в вете­ри­нар­ной без­опас­но­сти и опти­ми­за­ции управ­ле­ния биз­нес-про­цес­са­ми. «Залог успе­ха сей­час не во внеш­них фак­то­рах (новые реги­о­ны и кана­лы про­даж), а в гра­мот­ном управ­ле­нии ресур­са­ми внут­ри пред­при­я­тий», – уве­рен Кон­стан­тин Кор­не­ев, испол­ни­тель­ный дирек­тор ком­па­нии «Рин­кон Менеджмент».

Новые предпочтения

Потре­би­тель так­же застав­ля­ет про­из­во­ди­те­лей про­дук­ции моби­ли­зо­вать свои ресур­сы, быст­ро уста­нав­ли­вая новые тен­ден­ции в спро­се. Сек­тор HoReCa в этом году про­сел на 70 %, но зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лась доля интер­нет-про­даж, а зна­чит, тре­бо­ва­ния к без­опас­но­сти про­дук­ции, осо­бен­но мяс­ной, ее каче­ству и усло­ви­ям достав­ки еще более ужесточились.

Трен­ды Homing (при­го­тов­ле­ние еды дома) и «Жизнь без слож­но­стей» наби­ра­ют обо­ро­ты и зай­мут проч­ную пози­цию на дол­гие годы. В пери­од само­изо­ля­ции 65 % рос­си­ян ста­ли чаще гото­вить, 13 % – чаще зака­зы­вать про­дук­ты онлайн, 11 % – еду из кафе и ресто­ра­нов. А 56 % реши­ли опти­ми­зи­ро­вать бюд­жет на про­дук­ты и отка­зы­вать­ся от лиш­них трат. Про­из­во­ди­те­ли про­дук­ции отныне боль­ше вни­ма­ния обра­ща­ют на фуд­ди­зайн: поку­па­те­ля нуж­но заин­те­ре­со­вать, пред­ло­жив ему новые фор­мы выпус­ка про­дук­тов, пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ное пита­ние. Высо­кий спрос на мест­ную про­дук­цию. При­мер­но поло­ви­на жите­лей стра­ны при­да­ет зна­че­ние эко­ло­гич­но­сти про­из­вод­ства и потреб­ле­ния про­до­воль­ствен­ных това­ров и даже гото­ва пла­тить за эко­ло­ги­че­скую чисто­ту про­дук­та до 10 % сверх сред­ней рыноч­ной цены.

По всем фронтам

Но одно­вре­мен­но с упо­ром на трен­ды внут­рен­не­го потреб­ле­ния сель­хоз­про­из­во­ди­те­лям при­хо­дит­ся уси­лен­но рабо­тать и в дру­гих направ­ле­ни­ях, не забы­вая о пер­спек­тив­ных внеш­них рын­ках. Для ряда аграр­ных отрас­лей откры­ва­ют­ся уни­каль­ные экс­порт­ные воз­мож­но­сти. Рос­сий­ское пти­це­вод­ство, сви­но­вод­ство, уже достиг­шие уров­ня про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти, отныне спо­соб­ны актив­но осва­и­вать зару­беж­ные рын­ки. Огром­ный экс­порт­ный потен­ци­ал име­ет сви­но­вод­ство. По про­гно­зу, объ­ем про­из­вод­ства сви­ни­ны в стране соста­вит око­ло 4 млн т. К 2024 году экс­порт­ные постав­ки про­дук­ции могут вырас­ти в 400 раз.

По сло­вам К. Кор­не­е­ва, в экс­пор­те пти­цы нам еще пред­сто­ит рабо­тать и рабо­тать: сей­час оте­че­ствен­ные ком­па­нии боль­ше участ­ву­ют в спо­то­вых экс­порт­ных сдел­ках, а не в дол­го­сроч­ных. Кро­ме того, сле­ду­ет занять­ся дивер­си­фи­ка­ци­ей и отгру­жать в Китай и дру­гие стра­ны не толь­ко лапы и кры­лья, но и дру­гие части пти­цы. Избы­ток пти­цы в Рос­сии оце­ни­ва­ет­ся при­мер­но в 400 тыс. тонн. Пер­спек­тив­ным кана­лом экс­пор­та для стран ЕАЭС ста­но­вит­ся рынок халяль­ной про­дук­ции (более 2 млрд потре­би­те­лей). Глав­ны­ми фак­то­ра­ми, опре­де­ля­ю­щи­ми спрос, высту­па­ют эко­ло­гич­ность и вку­со­вые каче­ства продукции.

Но ряд экс­пер­тов предо­сте­ре­га­ет от стре­ми­тель­ной пере­ори­ен­та­ции на экс­порт, чре­ва­тую эко­но­ми­че­ски­ми, соци­аль­ны­ми и эко­ло­ги­че­ски­ми рис­ка­ми: став­ка на экс­порт может при­ве­сти к обва­лу цен на внут­рен­нем рын­ке, дефи­ци­ту про­дук­ции на оте­че­ствен­ном рын­ке (с чем уже столк­ну­лись рыбо­вод­че­ские пред­при­я­тия), а так­же эко­ло­ги­че­ской ката­стро­фе в реги­о­нах, пере­пол­нен­ных заводами.

Отраслевой дефицит

Но даже самые боль­шие опти­ми­сты при­зна­ют, что пока что мяс­ная инду­стрия нахо­дит­ся толь­ко в нача­ле экс­порт­но­го пути. Отрас­ле­вой дефи­цит сырья – явле­ние неред­кое (рис. 1, все рисун­ки и гра­фи­ки пред­став­ле­ны в бумаж­ной вер­сии жур­на­ла). Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное мяс­ное ско­то­вод­ство про­из­во­дит толь­ко 28 % из 1,6 млн тонн говя­ди­ны, необ­хо­ди­мых на рын­ке. На одну мяс­ную коро­ву в Рос­сии при­хо­дит­ся шесть молоч­ных, да и общее пого­ло­вье мяс­но­го ско­та сни­жа­ет­ся. Как сооб­щил гене­раль­ный дирек­тор Наци­о­наль­но­го сою­за про­из­во­ди­те­лей говя­ди­ны Роман Костюк, мяс­ная отрасль в Рос­сии харак­те­ри­зу­ет­ся доми­ни­ро­ва­ни­ем мел­ких хозяйств, не при­спо­соб­лен­ных для при­ме­не­ния совре­мен­ных тех­но­ло­гий выра­щи­ва­ния живот­ных пол­но­го цик­ла и не вклю­чен­ных в отрас­ле­вую про­из­вод­ствен­ную коопе­ра­цию из-за отсут­ствия выстро­ен­ной цепоч­ки обо­ро­та ско­та (рис. 2). Дан­ные фак­то­ры не спо­соб­ству­ют раз­ви­тию устой­чи­во­го про­из­вод­ства каче­ствен­ной говя­ди­ны и в целом пре­пят­ству­ют инве­сти­ци­он­но­му росту это­го направ­ле­ния живот­но­вод­ства. Недо­ста­точ­но раз­вит в Рос­сии и рынок бара­ни­ны: уро­вень рен­та­бель­но­сти отрас­ли – ниже 6 %. Усу­губ­ля­ют поло­же­ние пред­при­я­тий сни­же­ние поку­па­тель­ной спо­соб­но­сти насе­ле­ния в реги­о­нах, где бара­ни­на ценит­ся доро­же, чем в тра­ди­ци­он­ных обла­стях раз­ве­де­ния, зна­чи­тель­ный рост себе­сто­и­мо­сти, сла­бая гене­ти­че­ская база, рас­про­стра­не­ние ящу­ра в ряде субъектов.

Вместо заключения

Жизнь непред­ска­зу­е­ма. Еще год назад никто не ожи­дал столь кар­ди­наль­ных пере­мен на внеш­них и внут­рен­них рын­ках, да и во всем жиз­нен­ном укла­де. Для мно­гих сель­хоз­про­из­во­ди­те­лей сло­жив­ша­я­ся обста­нов­ка ста­ла сиг­на­лом к дей­ствию. Кто зна­ет, может, еще через несколь­ко лет их актив­ная дея­тель­ность при­ве­дет к отлич­ным резуль­та­там в рос­сий­ском агро­про­мыш­лен­ном ком­плек­се, убы­точ­ные отрас­ли ста­нут нако­нец при­быль­ны­ми. Пожи­вем – увидим.

Читайте также