Саммит «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции» в гибридном формате состоялся 8 октября. Очная часть прошла в Москве.
Новый, комбинированный формат позволил собрать участников не только из столицы и близлежащих городов, но и из далеких областей нашей страны. Общее количество делегатов перевалило за 800 человек. Тех, кто изголодался по живому общению, организаторы – выставочная компания «Асти Групп» совместно с Россельхознадзором – приветствовали в конференц-зале Центра международной торговли.
Плюсы турбулентности
Перемены, вызванные пандемией коронавируса, делают традиционные подходы к ведению предпринимательской деятельности неактуальными. Показавшие свою неэффективность в сложных условиях рынка и не готовые к нововведениям вынуждены сойти с тропы коммерции. Другие принимают смелые решения и закладывают основу успешного бизнеса на ближайшие годы. По словам Наринэ Багманян, президента компании «Асти Групп», турбулентность, захватившую рынок в настоящее время, можно считать даже благоприятным фактором.
Согласна с ней, несмотря на негативные тенденции и неопределенность рыночных факторов, проявившиеся в разгар пандемии, и Евгения Серова, директор по аграрной политике НИУ ВШЭ. То, что долгие годы стояло на повестке дня, – развитие сельских территорий – наконец претворяется в жизнь. По словам эксперта, средний класс массово покидает крупные города и уезжает жить в село, обустраивая вокруг себя инфраструктуру. Сельские дороги становятся лучше, открываются новые магазины и торговые точки.
Тем не менее, если раньше решение многих проблем в аграрном секторе откладывалось в долгий ящик, то теперь руководители предприятий вынуждены оперативно реагировать на изменения. В и без того сложных условиях инфляция и себестоимость растут, а цены остаются прежними. Чтобы совсем не уйти в минус, предприятия должны искать резервы, прежде всего в ветеринарной безопасности и оптимизации управления бизнес-процессами. «Залог успеха сейчас не во внешних факторах (новые регионы и каналы продаж), а в грамотном управлении ресурсами внутри предприятий», – уверен Константин Корнеев, исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент».
Новые предпочтения
Потребитель также заставляет производителей продукции мобилизовать свои ресурсы, быстро устанавливая новые тенденции в спросе. Сектор HoReCa в этом году просел на 70 %, но значительно увеличилась доля интернет-продаж, а значит, требования к безопасности продукции, особенно мясной, ее качеству и условиям доставки еще более ужесточились.
Тренды Homing (приготовление еды дома) и «Жизнь без сложностей» набирают обороты и займут прочную позицию на долгие годы. В период самоизоляции 65 % россиян стали чаще готовить, 13 % – чаще заказывать продукты онлайн, 11 % – еду из кафе и ресторанов. А 56 % решили оптимизировать бюджет на продукты и отказываться от лишних трат. Производители продукции отныне больше внимания обращают на фуддизайн: покупателя нужно заинтересовать, предложив ему новые формы выпуска продуктов, персонализированное питание. Высокий спрос на местную продукцию. Примерно половина жителей страны придает значение экологичности производства и потребления продовольственных товаров и даже готова платить за экологическую чистоту продукта до 10 % сверх средней рыночной цены.
По всем фронтам
Но одновременно с упором на тренды внутреннего потребления сельхозпроизводителям приходится усиленно работать и в других направлениях, не забывая о перспективных внешних рынках. Для ряда аграрных отраслей открываются уникальные экспортные возможности. Российское птицеводство, свиноводство, уже достигшие уровня продовольственной безопасности, отныне способны активно осваивать зарубежные рынки. Огромный экспортный потенциал имеет свиноводство. По прогнозу, объем производства свинины в стране составит около 4 млн т. К 2024 году экспортные поставки продукции могут вырасти в 400 раз.
По словам К. Корнеева, в экспорте птицы нам еще предстоит работать и работать: сейчас отечественные компании больше участвуют в спотовых экспортных сделках, а не в долгосрочных. Кроме того, следует заняться диверсификацией и отгружать в Китай и другие страны не только лапы и крылья, но и другие части птицы. Избыток птицы в России оценивается примерно в 400 тыс. тонн. Перспективным каналом экспорта для стран ЕАЭС становится рынок халяльной продукции (более 2 млрд потребителей). Главными факторами, определяющими спрос, выступают экологичность и вкусовые качества продукции.
Но ряд экспертов предостерегает от стремительной переориентации на экспорт, чреватую экономическими, социальными и экологическими рисками: ставка на экспорт может привести к обвалу цен на внутреннем рынке, дефициту продукции на отечественном рынке (с чем уже столкнулись рыбоводческие предприятия), а также экологической катастрофе в регионах, переполненных заводами.
Отраслевой дефицит
Но даже самые большие оптимисты признают, что пока что мясная индустрия находится только в начале экспортного пути. Отраслевой дефицит сырья – явление нередкое (рис. 1, все рисунки и графики представлены в бумажной версии журнала). Специализированное мясное скотоводство производит только 28 % из 1,6 млн тонн говядины, необходимых на рынке. На одну мясную корову в России приходится шесть молочных, да и общее поголовье мясного скота снижается. Как сообщил генеральный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк, мясная отрасль в России характеризуется доминированием мелких хозяйств, не приспособленных для применения современных технологий выращивания животных полного цикла и не включенных в отраслевую производственную кооперацию из-за отсутствия выстроенной цепочки оборота скота (рис. 2). Данные факторы не способствуют развитию устойчивого производства качественной говядины и в целом препятствуют инвестиционному росту этого направления животноводства. Недостаточно развит в России и рынок баранины: уровень рентабельности отрасли – ниже 6 %. Усугубляют положение предприятий снижение покупательной способности населения в регионах, где баранина ценится дороже, чем в традиционных областях разведения, значительный рост себестоимости, слабая генетическая база, распространение ящура в ряде субъектов.
Вместо заключения
Жизнь непредсказуема. Еще год назад никто не ожидал столь кардинальных перемен на внешних и внутренних рынках, да и во всем жизненном укладе. Для многих сельхозпроизводителей сложившаяся обстановка стала сигналом к действию. Кто знает, может, еще через несколько лет их активная деятельность приведет к отличным результатам в российском агропромышленном комплексе, убыточные отрасли станут наконец прибыльными. Поживем – увидим.