Torion – так зовутся колесные погрузчики, выпускаемые компаниями Claas и Liebherr совместно. Машины, хорошо зарекомендовавшие себя в строительной сфере, специально для сельхозбизнеса обзавелись несколькими новыми опциями.
Результаты независимых испытаний
Примерно три года назад компания Claas, инициировав сотрудничество с именитым производителем строительной техники Liebherr, расширила предложение своих машин включением в него колесного погрузчика. Torion сразу же прекрасно вписался в модельный ряд Claas: своими внешними формами он как будто намекал на некое родство с трактором модели Xerion – во всяком случае такое впечатление сложилось у нас при взгляде на предоставленный для испытаний Torion 1812. Данная модель на сегодняшний день остается наиболее популярной в серии колесных погрузчиков Claas, впрочем, как и самая малая Torion 535.
Все колесные погрузчики Claas конструктивно идентичны машинам Liebherr, за исключением нескольких моментов. Основное отличие – визуальное: цвет, в котором представлена версия для сельского хозяйства, полностью «клаасовский» – салатово-серая ливрея, диски колес выкрашены в красный. Насколько «парень со стройки» смог стать «своим парнем на селе», проверили мы на заготовке силоса из трав.
Коротко и ясно
Двигатель: 4‑цилиндровый Liebherr D934 A7, рабочий объем 7 л, мощность 195 л. с., функция Dynamic Power, крутящий момент 1215 Н•м при 1150 об / мин; норма токсичности выхлопных газов StageV с DOC, SCR, DPF. Запас дизельного топлива – 280 л; объем бака для AdBlue – 67,5 л.
Привод ходовой части: Бесступенчатая гидромеханическая трансмиссия с разветвленным потоком мощности, максимальная скорость 40 км / ч.
Подъемное устройство: Параллельная или Z‑образная кинематика, аксиально‑поршневой насос производительностью до 234 л / мин при рабочем давлении 350 бар, высота подъема 4,08 м. Оснащение системой Smart Loading.
Масса и габариты: Эксплуатационная масса 18,7 т; опрокидывающая нагрузка 12,8 т; опционально шины 650 / 75 R32.
Мастер погрузочных работ
Самое важное в любом колесном погрузчике – подъемное устройство. Для двух самых мощных моделей Torion 1812 и 1914 (отличаются лишь двигателями) компания Claas предлагает два типа кинематики подъемного устройства. Машины, предусмотренные для аграрной сферы, производитель рекомендует брать с параллельным ходом стрелы (аграрной кинематикой). Альтернативно, конечно, можно рассмотреть приобретение погрузчика и с широко распространенной Z-образной кинематикой. И в том, и в другом случае подъемное устройство для комфортной работы оснащено системой демпфирования.
Одно из преимуществ кинематики с параллельным ходом стрелы как раз в том, что груз ведется параллельно по всей длине хода, второе – в высоком удерживающем усилии опрокидывания на всем рабочем диапазоне. Зато Z-образная кинематика несколько быстрее наверху и демонстрирует бóльшую прыть на загрузке силосной траншеи. Высокая скорость опрокидывания ковша при выполнении погрузочно-разгрузочных работ добавляет ей плюсов.
В линейке компании Claas для заказа доступен и вариант параллельной кинематики High-Lift (с большей высотой подъема). В сравнении со «стандартом» (высота подъема 4,08 м, высота выгрузки 2,85 м) максимальная высота подъема в точке опрокидывания ковша версии High-Lift достигает 4,64 м. Однако для заполнения силосной траншеи стандартный вариант подходит больше, так как тут можно спокойно работать с учетом опрокидывающей нагрузки, равной 12 800 кг. В случае High-Lift этот показатель существенно меньше.
Если погрузчик планируется использовать на погрузочно-разгрузочных работах с зерном и другими сыпучими грузами, то стоит приобрести ковш высокой выгрузки.
Раз уж мы обсуждаем характеристики силы и массы, то прямо тут скажем, что Torion 1812 весит 18,7 т. Машина тяжелая и относительно мощности двигателя, и в сравнении с основным своим конкурентом (он легче на 4 т). Но при заготовке и трамбовке силоса чем тяжелее, тем лучше.
Точки крепления рабочего инструмента совместимы с системой быстрой смены оборудования TPV SW. С помощью тумблера в кабине производится разблокировка инструмента, деблокируется и сигнализатор. Имеется специальное крепление для прямого агрегатирования инструментария.
Выбор размера ковша зависит, естественно, от насыпной массы материала, на погрузке-загрузке которого занят погрузчик. Однако ковш на 3 куб. м является общепринятым ориентиром для машин данного класса. В нашем случае на заготовке силоса работы велись специальными вилами для распределения измельченной массы трав шириной захвата 4,75 м (Bressel und Lade). Благодаря дополнительному контуру управления можно было плавно регулировать положение боковых секций захвата.
Управление осуществляется простым джойстиком, предоставляющим определенную свободу действий. Облегчает работу оператора и система автоматизации выполнения процессов Smart Loading. Например, можно установить автоматический возврат ковша с ограничением высот подъема и опускания – это сделает загрузку / разгрузку удобной. Или же для трамбовки силоса до въезда погрузчика на трамбуемую силосную массу можно запрограммировать оптимальный угол наклона и высоту проведения работ, а затем позволить машине двигаться на автомате.
Гидравлическая система привода рабочего оборудования погрузчика Torion 1812 оборудована чувствительным к нагрузке насосом производительностью 234 л / мин при рабочем давлении 350 бар.
Мощь удалая
Под откидывающимся с помощью электропривода капотом погрузчика Torion 1812 расположен четырехцилиндровый двигатель Liebherr D934 A7. При его рабочем объеме свыше 7 л на каждый цилиндр приходится почти 1,75 л. В погрузчике модели Torion 1914 объем каждого цилиндра достигает даже 2 л, что в настоящее время встречается крайне редко: конкуренты делают ставку на рядные шестицилиндровые двигатели с несколько меньшим рабочим объемом, но бóльшей мощностью (таблица, с. 85). Тем не менее нельзя недооценивать полную мощность Torion 1812, равную 195 л. с.: максимального крутящего момента 1215 Н•м мастер силосных работ достигает при очень низких оборотах двигателя – от 1150 до 1800 об / мин!
На заготовке силоса в нашем случае число оборотов редко превышало 1500 в минуту, хотя приходилось распределять довольно влажную растительную массу. Именно поэтому во время работы в кабине было тихо. В конце рабочего дня порадовал экономный расход топлива.
Для соответствия норме токсичности выхлопных газов Stage V погрузчик Torion имеет под капотом все необходимое: систему с катализатором окисления топлива, катализатор селективного восстановления и сажевые фильтры. Запас дизтоплива на борту – 280 л. На заготовке силоса этого должно хватить на день работ. Интервал техобслуживания двигателя Liebherr составляет 1000 моточасов или два года.
Как уже упоминалось, капот двигателя откидывается посредством электропривода. В откинутом положении его можно использовать в качестве площадки для техобслуживания. К двигателю открывается хороший доступ. Особенное расположение 7-литрового источника мощи – за задней осью – обеспечивает хороший противовес подъемному устройству. Поэтому не требуется дополнительных противовесов сзади.
Перед двигателем установлены радиаторы – получается, сразу за кабиной и непосредственно над задней осью. Слева воздух для охлаждения затягивается, направо отводится. При необходимости и для очистки вентилятор можно запустить на реверс – очень полезная функция в условиях работы с сухим материалом. В соответствии с установленным интервалом времени вентилятор может запускать данную функцию автоматически.
Если надо двинуть
Известная по зерно-и кормоуборочным комбайнам Claas система управления мощностью Dynamic Power имеется и на погрузчике Torion. А это значит, что двигатель запускается на полную мощность только тогда, когда в ней действительно есть необходимость, например если угол наклона, усилие на подъеме и скорость движения достигают определенных значений – до 6 км / ч (затем до 8 км / ч) и от 4 градусов. По данным компании Claas, данная система позволяет погрузчику увеличить тяговое усилие на 25 %. Что ж, не отрицаем, как только вилы захватывали огромный ворох измельченной травы с прицепа, мощность заметно увеличивалась – как раз в нужный момент.
Как и на других тракторах Claas, на Torion стоит бесступенчатая коробка передач с разветвленным потоком мощности Cmatic, представляющая собой комбинацию гидрообъемной и механической приводных ветвей. Передач или чего-то подобного коробка не имеет, но есть четыре диапазона, позволяющие ограничить максимальную скорость, например при заготовке силоса. Мы во втором диапазоне установили максимум 15 км / ч, в результате в силосной траншее фактическая скорость не превышала 12 км / ч.
При движении по дорогам погрузчик может развить скорость 40 км / ч – разрешение на использование Torion как самоходной машины в сельском или лесном хозяйстве у Claas имеется. Если же машина передвигается с максимальной скоростью 20 км / ч, то никаких дополнительных сертификатов не потребуется.
Карданный вал привода переднего моста погрузчика расположен по центру в шарнирном сочленении и хорошо защищен. Два цилиндра двойного действия позволяют машине «изгибаться» в обе стороны на 40 градусов.
Коробка передач и мосты с располагаемыми снаружи планетарными редукторами поставляются фирмой ZF. Передний мост отличается маятниковым ходом на 13 градусов на сторону.
В отличие от строительного образца сельскохозяйственный предлагается с совершенно иным комплектом колес. В предложении Claas наряду с широкими пневматическими шинами 750 / 65 R26 имеются высокопрофильные 32-дюймовые от Trelleborg. Правда, 650 / 75 R32 ýже, но, по данным компании Claas, они обеспечивают большее тяговое усилие при распределении сырья по траншее. Благодаря более высоким шинам машина становится выше примерно на 8 см, что влечет за собой и увеличение высоты подъема стрелы. Большеразмерными шинами оснащаются только погрузчики класса 20 тонн – 1812 и 1914.
Всё по‑простому
Первое, что бросается в глаза, как только поднимаешься в кабину, – нет ничего из знакомого по машинам бренда Claas, здесь сплошное царство Liebherr, а дизайну этой компании присущи простота и сдержанность.
Вход в кабину низковат, поскольку обшивка крыши сидит глубоко. Высота кабины 1,58 м. Боковую дверь можно отвести вперед и зафиксировать в данном положении. Отлично, что боковые окна с подвижными стеклами – это хорошо для доступа в кабину свежего воздуха и поддержания коммуникации с коллегами по работе на силосном поприще.
Обзор через заднее окно из-за высокого капота двигателя ограничен, но в зоне радиаторов капот довольно узкий, так что можно разглядеть задние углы корпуса машины. Кроме того, компания Claas в серийном исполнении устанавливает камеры заднего вида. А вот вид вперед на фронт работ просто супер: здесь водитель ощутит прелесть изогнутого лобового стекла и тонких стоек кабины.
Непосредственно в подлокотник интегрирована консоль управления. Машина настраивается главным образом через 7-дюймовый сенсорный дисплей на правой стойке трактора. Во время работы многое, конечно, не отрегулируешь, но в процессе эксплуатации отображаются основные технические параметры, а кроме них перенастраивать, как показала практика, особо ничего не приходится. Да, согласимся, данный дисплей – далеко не терминал собственного производства Claas, известный своей наглядностью, но для управления колесным погрузчиком такого более чем достаточно.
Поскольку у машины отсутствует подрессоривание, комфорт на водительском сиденье во время работы соответствующий. К сожалению, заказ сиденья возможен только с текстильной обивкой – кожи в предложении нет. Однако можно выбрать сиденье на пневмоподвеске. Не найдете в кабине также дополнительного кресла для помощника, на его вместо прекрасно встает большой холодильный бокс.
К опционально заказываемому оборудованию относятся автоматическая централизованная система смазки и джойстик вместо рулевого колеса. Правда, сей девайс, по информации представителей Claas, не пользуется популярностью, поскольку для движения по дорогам со скоростью свыше 8 км / ч необходимо обычное рулевое колесо.
Наше заключение
Чтобы расширить свое предложение самоходной сельхозтехники колесными погрузчиками, компания Claas связала себя узами сотрудничества с фирмой Liebherr и получила в ее лице мощного партнера.
Двигатель «колёсника» Torion отличается экономичностью, его параметры гармонируют с коробкой передач производства ZF. Наличие функции Dynamic Power позволяет парням-тяжеловесам Torion получать бóльшую тяговую мощность тогда, когда это действительно необходимо.
Хорошо подобраны большеразмерные шины, великолепно справляющиеся с передачей тягового усилия на почву. Большая масса машины отлично подходит для работ на трамбовке силоса.
Плюсы и минусы
+ Больше тяговой силы, когда это действительно необходимо.
+ Система автоматизации рабочих процессов Smart Loading.
+ Высокая эксплуатационная масса.
+ Большеразмерные тракторные (сельскохозяйственные) шины.
– Высокий капот двигателя.
– Отсутствие сиденья помощника / ученика.
Пока колесные погрузчики Torion в России и странах СНГ не предлагаются: компания Claas проводит исследования, необходимые для вывода данных машин на рынки содружества государств.
Насколько доступные для заказа российским аграриям модели погрузчиков будут отличаться от «европейских», еще не понятно. Скорее всего основное отличие составят двигатели: они будут отвечать менее высоким требованиям по выбросам отработавших газов, чтобы исключить использование при эксплуатации мочевины.