Фото: Brockmann

Свой парень на селе

Фото: Brockmann

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Александр Брокманн, raction, ФРГ

Поделитьтся

Torion – так зовут­ся колес­ные погруз­чи­ки, выпус­ка­е­мые ком­па­ни­я­ми Claas и Liebherr сов­мест­но. Маши­ны, хоро­шо заре­ко­мен­до­вав­шие себя в стро­и­тель­ной сфе­ре, спе­ци­аль­но для сель­хоз­биз­не­са обза­ве­лись несколь­ки­ми новы­ми опциями.

Результаты независимых испытаний

Пример­но три года назад ком­па­ния Claas, ини­ци­и­ро­вав сотруд­ни­че­ство с име­ни­тым про­из­во­ди­те­лем стро­и­тель­ной тех­ни­ки Liebherr, рас­ши­ри­ла пред­ло­же­ние сво­их машин вклю­че­ни­ем в него колес­но­го погруз­чи­ка. Torion сра­зу же пре­крас­но впи­сал­ся в модель­ный ряд Claas: сво­и­ми внеш­ни­ми фор­ма­ми он как буд­то наме­кал на некое род­ство с трак­то­ром моде­ли Xerion – во вся­ком слу­чае такое впе­чат­ле­ние сло­жи­лось у нас при взгля­де на предо­став­лен­ный для испы­та­ний Torion 1812. Дан­ная модель на сего­дняш­ний день оста­ет­ся наи­бо­лее попу­ляр­ной в серии колес­ных погруз­чи­ков Claas, впро­чем, как и самая малая Torion 535.

Все колес­ные погруз­чи­ки Claas кон­струк­тив­но иден­тич­ны маши­нам Liebherr, за исклю­че­ни­ем несколь­ких момен­тов. Основ­ное отли­чие – визу­аль­ное: цвет, в кото­ром пред­став­ле­на вер­сия для сель­ско­го хозяй­ства, пол­но­стью «кла­а­сов­ский» – сала­то­во-серая ливрея, дис­ки колес выкра­ше­ны в крас­ный. Насколь­ко «парень со строй­ки» смог стать «сво­им пар­нем на селе», про­ве­ри­ли мы на заго­тов­ке сило­са из трав.

Коротко и ясно

Дви­га­тель: 4‑цилиндровый Liebherr D934 A7, рабо­чий объ­ем 7 л, мощ­ность 195 л. с., функ­ция Dynamic Power, кру­тя­щий момент 1215 Н•м при 1150 об / мин; нор­ма ток­сич­но­сти выхлоп­ных газов StageV с DOC, SCR, DPF. Запас дизель­но­го топ­ли­ва – 280 л; объ­ем бака для AdBlue – 67,5 л.

При­вод ходо­вой части: Бес­сту­пен­ча­тая гид­ро­ме­ха­ни­че­ская транс­мис­сия с раз­ветв­лен­ным пото­ком мощ­но­сти, мак­си­маль­ная ско­рость 40 км / ч.

Подъ­ем­ное устрой­ство: Парал­лель­ная или Z‑образная кине­ма­ти­ка, аксиально‑поршневой насос про­из­во­ди­тель­но­стью до 234 л / мин при рабо­чем дав­ле­нии 350 бар, высо­та подъ­ема 4,08 м. Осна­ще­ние систе­мой Smart Loading.

Мас­са и габа­ри­ты: Экс­плу­а­та­ци­он­ная мас­са 18,7 т; опро­ки­ды­ва­ю­щая нагруз­ка 12,8 т; опци­о­наль­но шины 650 / 75 R32.

Мастер погрузочных работ

Самое важ­ное в любом колес­ном погруз­чи­ке – подъ­ем­ное устрой­ство. Для двух самых мощ­ных моде­лей Torion 1812 и 1914 (отли­ча­ют­ся лишь дви­га­те­ля­ми) ком­па­ния Claas пред­ла­га­ет два типа кине­ма­ти­ки подъ­ем­но­го устрой­ства. Маши­ны, преду­смот­рен­ные для аграр­ной сфе­ры, про­из­во­ди­тель реко­мен­ду­ет брать с парал­лель­ным ходом стре­лы (аграр­ной кине­ма­ти­кой). Аль­тер­на­тив­но, конеч­но, мож­но рас­смот­реть при­об­ре­те­ние погруз­чи­ка и с широ­ко рас­про­стра­нен­ной Z-образ­ной кине­ма­ти­кой. И в том, и в дру­гом слу­чае подъ­ем­ное устрой­ство для ком­форт­ной рабо­ты осна­ще­но систе­мой демпфирования.

Одно из пре­иму­ществ кине­ма­ти­ки с парал­лель­ным ходом стре­лы как раз в том, что груз ведет­ся парал­лель­но по всей длине хода, вто­рое – в высо­ком удер­жи­ва­ю­щем уси­лии опро­ки­ды­ва­ния на всем рабо­чем диа­па­зоне. Зато Z-образ­ная кине­ма­ти­ка несколь­ко быст­рее навер­ху и демон­стри­ру­ет бóль­шую прыть на загруз­ке силос­ной тран­шеи. Высо­кая ско­рость опро­ки­ды­ва­ния ков­ша при выпол­не­нии погру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных работ добав­ля­ет ей плюсов.

В линей­ке ком­па­нии Claas для зака­за досту­пен и вари­ант парал­лель­ной кине­ма­ти­ки High-Lift (с боль­шей высо­той подъ­ема). В срав­не­нии со «стан­дар­том» (высо­та подъ­ема 4,08 м, высо­та выгруз­ки 2,85 м) мак­си­маль­ная высо­та подъ­ема в точ­ке опро­ки­ды­ва­ния ков­ша вер­сии High-Lift дости­га­ет 4,64 м. Одна­ко для запол­не­ния силос­ной тран­шеи стан­дарт­ный вари­ант под­хо­дит боль­ше, так как тут мож­но спо­кой­но рабо­тать с уче­том опро­ки­ды­ва­ю­щей нагруз­ки, рав­ной 12 800 кг. В слу­чае High-Lift этот пока­за­тель суще­ствен­но меньше.

Если погруз­чик пла­ни­ру­ет­ся исполь­зо­вать на погру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных рабо­тах с зер­ном и дру­ги­ми сыпу­чи­ми гру­за­ми, то сто­ит при­об­ре­сти ковш высо­кой выгрузки.

Раз уж мы обсуж­да­ем харак­те­ри­сти­ки силы и мас­сы, то пря­мо тут ска­жем, что Torion 1812 весит 18,7 т. Маши­на тяже­лая и отно­си­тель­но мощ­но­сти дви­га­те­ля, и в срав­не­нии с основ­ным сво­им кон­ку­рен­том (он лег­че на 4 т). Но при заго­тов­ке и трам­бов­ке сило­са чем тяже­лее, тем лучше.

Точ­ки креп­ле­ния рабо­че­го инстру­мен­та сов­ме­сти­мы с систе­мой быст­рой сме­ны обо­ру­до­ва­ния TPV SW. С помо­щью тум­бле­ра в кабине про­из­во­дит­ся раз­бло­ки­ров­ка инстру­мен­та, дебло­ки­ру­ет­ся и сиг­на­ли­за­тор. Име­ет­ся спе­ци­аль­ное креп­ле­ние для пря­мо­го агре­га­ти­ро­ва­ния инструментария.

Выбор раз­ме­ра ков­ша зави­сит, есте­ствен­но, от насып­ной мас­сы мате­ри­а­ла, на погруз­ке-загруз­ке кото­ро­го занят погруз­чик. Одна­ко ковш на 3 куб. м явля­ет­ся обще­при­ня­тым ори­ен­ти­ром для машин дан­но­го клас­са. В нашем слу­чае на заго­тов­ке сило­са рабо­ты велись спе­ци­аль­ны­ми вила­ми для рас­пре­де­ле­ния измель­чен­ной мас­сы трав шири­ной захва­та 4,75 м (Bressel und Lade). Бла­го­да­ря допол­ни­тель­но­му кон­ту­ру управ­ле­ния мож­но было плав­но регу­ли­ро­вать поло­же­ние боко­вых сек­ций захвата.

Управ­ле­ние осу­ществ­ля­ет­ся про­стым джой­сти­ком, предо­став­ля­ю­щим опре­де­лен­ную сво­бо­ду дей­ствий. Облег­ча­ет рабо­ту опе­ра­то­ра и систе­ма авто­ма­ти­за­ции выпол­не­ния про­цес­сов Smart Loading. Напри­мер, мож­но уста­но­вить авто­ма­ти­че­ский воз­врат ков­ша с огра­ни­че­ни­ем высот подъ­ема и опус­ка­ния – это сде­ла­ет загруз­ку / раз­груз­ку удоб­ной. Или же для трам­бов­ки сило­са до въез­да погруз­чи­ка на трам­бу­е­мую силос­ную мас­су мож­но запро­грам­ми­ро­вать опти­маль­ный угол накло­на и высо­ту про­ве­де­ния работ, а затем поз­во­лить машине дви­гать­ся на автомате.

Гид­рав­ли­че­ская систе­ма при­во­да рабо­че­го обо­ру­до­ва­ния погруз­чи­ка Torion 1812 обо­ру­до­ва­на чув­стви­тель­ным к нагруз­ке насо­сом про­из­во­ди­тель­но­стью 234 л / мин при рабо­чем дав­ле­нии 350 бар.

Мощь удалая

Под отки­ды­ва­ю­щим­ся с помо­щью элек­тро­при­во­да капо­том погруз­чи­ка Torion 1812 рас­по­ло­жен четы­рех­ци­лин­дро­вый дви­га­тель Liebherr D934 A7. При его рабо­чем объ­е­ме свы­ше 7 л на каж­дый цилиндр при­хо­дит­ся почти 1,75 л. В погруз­чи­ке моде­ли Torion 1914 объ­ем каж­до­го цилин­дра дости­га­ет даже 2 л, что в насто­я­щее вре­мя встре­ча­ет­ся крайне ред­ко: кон­ку­рен­ты дела­ют став­ку на ряд­ные шести­ци­лин­дро­вые дви­га­те­ли с несколь­ко мень­шим рабо­чим объ­е­мом, но бóль­шей мощ­но­стью (таб­ли­ца, с. 85). Тем не менее нель­зя недо­оце­ни­вать пол­ную мощ­ность Torion 1812, рав­ную 195 л. с.: мак­си­маль­но­го кру­тя­ще­го момен­та 1215 Н•м мастер силос­ных работ дости­га­ет при очень низ­ких обо­ро­тах дви­га­те­ля – от 1150 до 1800 об / мин!

На заго­тов­ке сило­са в нашем слу­чае чис­ло обо­ро­тов ред­ко пре­вы­ша­ло 1500 в мину­ту, хотя при­хо­ди­лось рас­пре­де­лять доволь­но влаж­ную рас­ти­тель­ную мас­су. Имен­но поэто­му во вре­мя рабо­ты в кабине было тихо. В кон­це рабо­че­го дня пора­до­вал эко­ном­ный рас­ход топлива.

Для соот­вет­ствия нор­ме ток­сич­но­сти выхлоп­ных газов Stage V погруз­чик Torion име­ет под капо­том все необ­хо­ди­мое: систе­му с ката­ли­за­то­ром окис­ле­ния топ­ли­ва, ката­ли­за­тор селек­тив­но­го вос­ста­нов­ле­ния и саже­вые филь­тры. Запас дизтоп­ли­ва на бор­ту – 280 л. На заго­тов­ке сило­са это­го долж­но хва­тить на день работ. Интер­вал тех­об­слу­жи­ва­ния дви­га­те­ля Liebherr состав­ля­ет 1000 мото­ча­сов или два года.

Как уже упо­ми­на­лось, капот дви­га­те­ля отки­ды­ва­ет­ся посред­ством элек­тро­при­во­да. В отки­ну­том поло­же­нии его мож­но исполь­зо­вать в каче­стве пло­щад­ки для тех­об­слу­жи­ва­ния. К дви­га­те­лю откры­ва­ет­ся хоро­ший доступ. Осо­бен­ное рас­по­ло­же­ние 7-лит­ро­во­го источ­ни­ка мощи – за зад­ней осью – обес­пе­чи­ва­ет хоро­ший про­ти­во­вес подъ­ем­но­му устрой­ству. Поэто­му не тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ных про­ти­во­ве­сов сзади.

Перед дви­га­те­лем уста­нов­ле­ны ради­а­то­ры – полу­ча­ет­ся, сра­зу за каби­ной и непо­сред­ствен­но над зад­ней осью. Сле­ва воз­дух для охла­жде­ния затя­ги­ва­ет­ся, напра­во отво­дит­ся. При необ­хо­ди­мо­сти и для очист­ки вен­ти­ля­тор мож­но запу­стить на реверс – очень полез­ная функ­ция в усло­ви­ях рабо­ты с сухим мате­ри­а­лом. В соот­вет­ствии с уста­нов­лен­ным интер­ва­лом вре­ме­ни вен­ти­ля­тор может запус­кать дан­ную функ­цию автоматически.

Если надо двинуть

Извест­ная по зер­но-и кор­мо­убо­роч­ным ком­бай­нам Claas систе­ма управ­ле­ния мощ­но­стью Dynamic Power име­ет­ся и на погруз­чи­ке Torion. А это зна­чит, что дви­га­тель запус­ка­ет­ся на пол­ную мощ­ность толь­ко тогда, когда в ней дей­стви­тель­но есть необ­хо­ди­мость, напри­мер если угол накло­на, уси­лие на подъ­еме и ско­рость дви­же­ния дости­га­ют опре­де­лен­ных зна­че­ний – до 6 км / ч (затем до 8 км / ч) и от 4 гра­ду­сов. По дан­ным ком­па­нии Claas, дан­ная систе­ма поз­во­ля­ет погруз­чи­ку уве­ли­чить тяго­вое уси­лие на 25 %. Что ж, не отри­ца­ем, как толь­ко вилы захва­ты­ва­ли огром­ный ворох измель­чен­ной тра­вы с при­це­па, мощ­ность замет­но уве­ли­чи­ва­лась – как раз в нуж­ный момент.

Как и на дру­гих трак­то­рах Claas, на Torion сто­ит бес­сту­пен­ча­тая короб­ка пере­дач с раз­ветв­лен­ным пото­ком мощ­но­сти Cmatic, пред­став­ля­ю­щая собой ком­би­на­цию гид­ро­объ­ем­ной и меха­ни­че­ской при­вод­ных вет­вей. Пере­дач или чего-то подоб­но­го короб­ка не име­ет, но есть четы­ре диа­па­зо­на, поз­во­ля­ю­щие огра­ни­чить мак­си­маль­ную ско­рость, напри­мер при заго­тов­ке сило­са. Мы во вто­ром диа­па­зоне уста­но­ви­ли мак­си­мум 15 км / ч, в резуль­та­те в силос­ной тран­шее фак­ти­че­ская ско­рость не пре­вы­ша­ла 12 км / ч.

При дви­же­нии по доро­гам погруз­чик может раз­вить ско­рость 40 км / ч – раз­ре­ше­ние на исполь­зо­ва­ние Torion как само­ход­ной маши­ны в сель­ском или лес­ном хозяй­стве у Claas име­ет­ся. Если же маши­на пере­дви­га­ет­ся с мак­си­маль­ной ско­ро­стью 20 км / ч, то ника­ких допол­ни­тель­ных сер­ти­фи­ка­тов не потребуется.

Кар­дан­ный вал при­во­да перед­не­го моста погруз­чи­ка рас­по­ло­жен по цен­тру в шар­нир­ном сочле­не­нии и хоро­шо защи­щен. Два цилин­дра двой­но­го дей­ствия поз­во­ля­ют машине «изги­бать­ся» в обе сто­ро­ны на 40 градусов.

Короб­ка пере­дач и мосты с рас­по­ла­га­е­мы­ми сна­ру­жи пла­не­тар­ны­ми редук­то­ра­ми постав­ля­ют­ся фир­мой ZF. Перед­ний мост отли­ча­ет­ся маят­ни­ко­вым ходом на 13 гра­ду­сов на сторону.

В отли­чие от стро­и­тель­но­го образ­ца сель­ско­хо­зяй­ствен­ный пред­ла­га­ет­ся с совер­шен­но иным ком­плек­том колес. В пред­ло­же­нии Claas наря­ду с широ­ки­ми пнев­ма­ти­че­ски­ми шина­ми 750 / 65 R26 име­ют­ся высо­ко­про­филь­ные 32-дюй­мо­вые от Trelleborg. Прав­да, 650 / 75 R32 ýже, но, по дан­ным ком­па­нии Claas, они обес­пе­чи­ва­ют боль­шее тяго­вое уси­лие при рас­пре­де­ле­нии сырья по тран­шее. Бла­го­да­ря более высо­ким шинам маши­на ста­но­вит­ся выше при­мер­но на 8 см, что вле­чет за собой и уве­ли­че­ние высо­ты подъ­ема стре­лы. Боль­ше­раз­мер­ны­ми шина­ми осна­ща­ют­ся толь­ко погруз­чи­ки клас­са 20 тонн – 1812 и 1914.

Всё по‑простому

Пер­вое, что бро­са­ет­ся в гла­за, как толь­ко под­ни­ма­ешь­ся в каби­ну, – нет ниче­го из зна­ко­мо­го по маши­нам брен­да Claas, здесь сплош­ное цар­ство Liebherr, а дизай­ну этой ком­па­нии при­су­щи про­сто­та и сдержанность.

Вход в каби­ну низ­ко­ват, посколь­ку обшив­ка кры­ши сидит глу­бо­ко. Высо­та каби­ны 1,58 м. Боко­вую дверь мож­но отве­сти впе­ред и зафик­си­ро­вать в дан­ном поло­же­нии. Отлич­но, что боко­вые окна с подвиж­ны­ми стек­ла­ми – это хоро­шо для досту­па в каби­ну све­же­го воз­ду­ха и под­дер­жа­ния ком­му­ни­ка­ции с кол­ле­га­ми по рабо­те на силос­ном поприще.

Обзор через зад­нее окно из-за высо­ко­го капо­та дви­га­те­ля огра­ни­чен, но в зоне ради­а­то­ров капот доволь­но узкий, так что мож­но раз­гля­деть зад­ние углы кор­пу­са маши­ны. Кро­ме того, ком­па­ния Claas в серий­ном испол­не­нии уста­нав­ли­ва­ет каме­ры зад­не­го вида. А вот вид впе­ред на фронт работ про­сто супер: здесь води­тель ощу­тит пре­лесть изо­гну­то­го лобо­во­го стек­ла и тон­ких сто­ек кабины.

Непо­сред­ствен­но в под­ло­кот­ник инте­гри­ро­ва­на кон­соль управ­ле­ния. Маши­на настра­и­ва­ет­ся глав­ным обра­зом через 7-дюй­мо­вый сен­сор­ный дис­плей на пра­вой стой­ке трак­то­ра. Во вре­мя рабо­ты мно­гое, конеч­но, не отре­гу­ли­ру­ешь, но в про­цес­се экс­плу­а­та­ции отоб­ра­жа­ют­ся основ­ные тех­ни­че­ские пара­мет­ры, а кро­ме них пере­на­стра­и­вать, как пока­за­ла прак­ти­ка, осо­бо ниче­го не при­хо­дит­ся. Да, согла­сим­ся, дан­ный дис­плей – дале­ко не тер­ми­нал соб­ствен­но­го про­из­вод­ства Claas, извест­ный сво­ей нагляд­но­стью, но для управ­ле­ния колес­ным погруз­чи­ком тако­го более чем достаточно.

Посколь­ку у маши­ны отсут­ству­ет подрессо­ри­ва­ние, ком­форт на води­тель­ском сиде­нье во вре­мя рабо­ты соот­вет­ству­ю­щий. К сожа­ле­нию, заказ сиде­нья воз­мо­жен толь­ко с тек­стиль­ной обив­кой – кожи в пред­ло­же­нии нет. Одна­ко мож­но выбрать сиде­нье на пнев­мо­под­вес­ке. Не най­де­те в кабине так­же допол­ни­тель­но­го крес­ла для помощ­ни­ка, на его вме­сто пре­крас­но вста­ет боль­шой холо­диль­ный бокс.

К опци­о­наль­но зака­зы­ва­е­мо­му обо­ру­до­ва­нию отно­сят­ся авто­ма­ти­че­ская цен­тра­ли­зо­ван­ная систе­ма смаз­ки и джой­стик вме­сто руле­во­го коле­са. Прав­да, сей девайс, по инфор­ма­ции пред­ста­ви­те­лей Claas, не поль­зу­ет­ся попу­ляр­но­стью, посколь­ку для дви­же­ния по доро­гам со ско­ро­стью свы­ше 8 км / ч необ­хо­ди­мо обыч­ное руле­вое колесо.

Наше заключение

Что­бы рас­ши­рить свое пред­ло­же­ние само­ход­ной сель­хоз­тех­ни­ки колес­ны­ми погруз­чи­ка­ми, ком­па­ния Claas свя­за­ла себя уза­ми сотруд­ни­че­ства с фир­мой Liebherr и полу­чи­ла в ее лице мощ­но­го партнера.

Дви­га­тель «колёс­ни­ка» Torion отли­ча­ет­ся эко­но­мич­но­стью, его пара­мет­ры гар­мо­ни­ру­ют с короб­кой пере­дач про­из­вод­ства ZF. Нали­чие функ­ции Dynamic Power поз­во­ля­ет пар­ням-тяже­ло­ве­сам Torion полу­чать бóль­шую тяго­вую мощ­ность тогда, когда это дей­стви­тель­но необходимо.

Хоро­шо подо­бра­ны боль­ше­раз­мер­ные шины, вели­ко­леп­но справ­ля­ю­щи­е­ся с пере­да­чей тяго­во­го уси­лия на поч­ву. Боль­шая мас­са маши­ны отлич­но под­хо­дит для работ на трам­бов­ке силоса.

Плюсы и минусы

+ Боль­ше тяго­вой силы, когда это дей­стви­тель­но необходимо.
+ Систе­ма авто­ма­ти­за­ции рабо­чих про­цес­сов Smart Loading.
+ Высо­кая экс­плу­а­та­ци­он­ная масса.
+ Боль­ше­раз­мер­ные трак­тор­ные (сель­ско­хо­зяй­ствен­ные) шины.

– Высо­кий капот двигателя.
– Отсут­ствие сиде­нья помощ­ни­ка / ученика.

Пока колес­ные погруз­чи­ки Torion в Рос­сии и стра­нах СНГ не пред­ла­га­ют­ся: ком­па­ния Claas про­во­дит иссле­до­ва­ния, необ­хо­ди­мые для выво­да дан­ных машин на рын­ки содру­же­ства государств.

Насколь­ко доступ­ные для зака­за рос­сий­ским агра­ри­ям моде­ли погруз­чи­ков будут отли­чать­ся от «евро­пей­ских», еще не понят­но. Ско­рее все­го основ­ное отли­чие соста­вят дви­га­те­ли: они будут отве­чать менее высо­ким тре­бо­ва­ни­ям по выбро­сам отра­бо­тав­ших газов, что­бы исклю­чить исполь­зо­ва­ние при экс­плу­а­та­ции мочевины.

Читайте также