Точное земледелие требует существенных инвестиций в технику и электронику. В случае с системами параллельного вождения нет необходимости покупать более современные решения: дооснащение имеющихся может «отбиться» быстрее.
Точное земледелие
В изобилии программного обеспечения и технических решений легко потеряться. Установить, какая комбинация «старых» и новых технологий оптимальна для удовлетворения требований, предъявляемых хозяйством к электронным помощникам, совсем непросто. На примере с системой параллельного вождения мы покажем, как определить срок окупаемости того или иного профессионального «гаджета» в хозяйстве.
Две категории
По большому счету все системы параллельного вождения можно разделить на две категории.
- Полностью интегрированные – те, что включены в комплектацию трактора изначально (изготовитель трактора оснащает его датчиками поворота рулевого колеса, антеннами, системами кабелей, гидравлическим клапаном рулевого колеса и вычислительным модулем). Интегрированные решения удобнее в обиходе и демонстрируют постоянство своей хорошей работы, особенно при непростых маневрах. Однако такие системы стоят относительно дорого.
- Устанавливаемые на технику позже системы отличаются гибкостью использования – отдельные их компоненты можно комбинировать. Их плюс также в возможности установки на машины старых образцов. При необходимости такие системы довольно быстро переустанавливаются с трактора на трактор. Понятно, что за меньшую цену приобретается, соответственно, и меньший комфорт, следует планировать расходы на установку.
Затраты и срок службы
Для работы систем параллельного вождения требуется корректирующий сигнал, уточнение которого и частота передачи при каждом последующем проходе обходятся дороже. Разницу затрат из-за передачи корректирующих сигналов в данном случае мы не учитываем.
За основу для расчетов взяты затраты на систему в течение года. Исходим из того, что стоимость полностью укомплектованного еще на заводе трактора составит 18 тыс. евро. За стоимость варианта с дооснащением, включая установку, возьмем 11,5 тыс. евро. Процент по займу, равному половине требуемых сумм, составляет 3 % годовых. Стоимость обслуживания кредитного займа с учетом процента с более длительным сроком службы увеличивается. Ежегодные платежи за корректирующие сигналы оценим в 500 евро. Чтобы сделать выводы по циклам использования оборудования, рассмотрим сроки службы техники от 2 до 10 лет.
С течением срока службы затраты на содержание систем параллельного вождения снижаются (рисунок), при этом увеличение стоимости обслуживания инвестиционного займа оказывает влияние незначительное. Использование изначально интегрированных систем в течение первых двух лет обходится в 9 тыс. евро в год, сумма этих ежегодных расходов сокращается до 5 100 евро к четырем годам использования. В варианте с доукомплектацией эти суммы составляют 5 900 и 3 400 евро соответственно.
К десяти годам использования годовые расходы по категориям систем снижаются до 3 300 и 2 300 евро соответственно. Из этого следует вывод, что длительное использование систем параллельного вождения экономически более выгодно.
Выгода от использования систем параллельного вождения в растениеводческих и животноводческих (богатых зелеными угодьями) хозяйствах различается. Растениеводческие выигрывают от экономии средств производства – семян, СЗР и удобрений. Считается, что с использованием таких систем получается сократить зоны перекрытий на 3 %, в результате экономия семян будет соответствующей этим трем процентам. Точность закладки технологических колей позволяет экономить также 3 % от СЗР и удобрений. Сокращаются и переменные затраты выполнения работ.
На всех операциях, за исключением вспашки и уборки, которую осуществляют сторонние организации, при использовании систем параллельного вождения обрабатывается меньше площадей, соответственно, сокращаются расходы на топливо, запчасти и оплату труда.
В добавок ко всему системы параллельного вождения позволяют вести работы строго по рядкам и оптимизировать развороты. Тут кроются еще 5 % потенциальной экономии. Для взятого нами примера севооборота, представленного в равных долях рапсом, пшеницей, полевыми бобами и ячменем, мы рассчитали экономию по отельным операциям (табл. 1, растениеводческое хозяйство). Наибольшей экономии получается достичь при внесении удобрений и работе с СЗР.
Нагрузка окупаемости
Для хозяйства, богатого зелеными угодьями, расчет выглядит аналогично. Экономия семенного материала и удобрений составляет 5 %, что выше, чем в растениеводческом хозяйстве, и определяется набором используемых сельхозмашин. Сумма затрат на удобрения 238 евро / га взята с учетом использования навозной жижи.
Что касается рабочих операций, то уход за зелеными угодьями учитывался на всех участках, тогда как уборка кормов (четыре укоса) проводилась на отдельных площадях, остальные угодья использовались как пастбища. Заготовка кормов велась сторонней организацией. Относительная экономия в хозяйстве с зелеными угодьями из-за больших ширин захвата и отсутствия четких границ обработки более существенная (табл. 1, животноводческое хозяйство).
Если получится выполнять все рабочие операции одним трактором и система параллельного вождения будет использоваться на протяжении шести лет, то интегрированная система в растениеводческом хозяйстве окупится при ежегодной норме выработки 180 га, в варианте дооснащения – уже при 122 га / год. Преимущества работ в животноводческом хозяйстве определяют пороговые значения 129 и 88 га / год соответственно (табл. 2).
В реальности совсем немногим хозяйствам удается выполнить все рабочие операции одним трактором. Обычно используется минимум два трактора, например одновременно ведутся вспашка и посев. Поэтому наиболее существенное преимущество состоит все же в экономии средств производства. Из чего следует, что в растениеводческом хозяйстве системы параллельного вождения целесообразны уже при посеве, чтобы точно проложенные технологические колеи затем использовать при внесении удобрений и СЗР. При этом использование систем параллельного вождения экономически оправдано при нагрузке 212 и 144 га / год для каждой категории систем соответственно. На обработке почвы в рассматриваемых условиях потребуется норма нагрузки существенно больше.
В животноводческом хозяйстве ситуация с порогами окупаемости систем параллельного вождения схожая.
Окупаемость зависит от цены
Какие выводы из всего этого может сделать для себя хозяйство? Ясно, что окупаемость систем параллельного вождения существенно зависит от суммы инвестиций в них. Чем выгоднее обойдется покупка, тем меньше будет норма выработки для достижения порога окупаемости. При этом следует помнить, что наиболее доступные по цене системы легко можно заменить. Самодельные решения и б / у системы нередко стоят на рынке меньше 2 тыс. евро. Даже если в них не все работает как надо и следует закладывать дополнительные расходы на обслуживание, окупиться они могут довольно скоро.
Кроме того, окупаемость в большой степени зависит от возможности сэкономить: чем больше работ с высоким потенциалом экономии может быть выполнено одним трактором, тем скорее окупятся затраты на систему параллельного вождения. К таким работам относятся внесение удобрений и СЗР, посев. Причислены к ним могут быть также рабочие операции, сопряженные с высоким расходом топлива и большими затратами труда, и в самую последнюю очередь – операции, проведение которых без систем параллельного вождения грозит большими зонами перекрытий (например, внесение удобрений на зеленых угодьях).
Из экономических соображений следует стремиться к максимально длительному сроку использования таких систем, даже если перспектива использования технологии в хозяйстве еще не определена. В данном случае со всей честностью следует ответить себе на вопрос, есть ли реальная необходимость в использовании самых новых «прошивок» и самых современных приборов и стоит ли стремиться к их постоянному обновлению? Быть может, «способностей» приобретенных систем параллельного вождения будет достаточно на несколько последующих лет? К тому же можно воспользоваться их отличной комбинаторностью с другими решениями…
Что в итоге?
Пока нельзя дать однозначного заключения по вопросу остаточной стоимости систем параллельного вождения. Скорее всего, изначально интегрированные системы обусловят высокую остаточную стоимость даже устаревших тракторов. То же может касаться и систем, инсталлированных позже. Но длительное их использование в течение всего срока службы трактора не должно стать основным условием оценки экономической целесообразности. Через какой-то промежуток времени на рынке будут появляться всё новые и новые решения.
Зачастую покупка систем параллельного вождения провоцирует появление желания обзавестись функциями посекционного отключения для опрыскивателя и точного внесения удобрений для их распределителей. Для некоторых хозяйств использование систем параллельного вождения – входной билет для перехода на технологию strip-till. В ближайшей перспективе в Европе большую роль снова станут играть орудия для междурядной обработки, и здесь системы параллельного вождения могут внести свой существенный вклад.
Наши выводы
Неплохо сначала приобрести пробный вариант систем параллельного вождения. Если по результатам последует вывод о необходимости инвестирования в более совершенную технологию, пробный вариант можно переустановить на другой трактор или же перепродать.