К рентабельному производству стремятся все молочные предприятия. Производственно-экономический анализ выявит слабые места хозяйства и резервы, которые необходимо использовать.
Контроллинг на предприятии
В увеличении производства молока особо заинтересованы страны, импортирующие молочные продукты. Поскольку в России растущий спрос на них удовлетворяется за счет импорта, российские сельхозпредприятия получают возможность повысить объемы товарного молока. Для этого требуются инвестиции, а для организации долгосрочных поставок необходимо устойчивое рентабельное производство молока. Обеспечить это можно за счет анализа экономической эффективности в сельхозпредприятиях.
Оценка потенциала
Производственно-экономический анализ позволяет судить об эффективности работы молочных предприятий. Быстрый анализ затрат и выручки, находящийся на переднем плане, обеспечит своевременное реагирование на изменения. Правильность проведения производственно-экономического анализа напрямую влияет на разработку верной стратегии развития предприятия, утверждение плановых показателей и установление нормативов, а как следствие, на успешную деятельность компании.
Немецкие предприятия известны своим успешным опытом планирования, потому что к проведению производственно-экономического анализа зарубежные коллеги относятся с особым вниманием. К примеру, фирма Koessling Anderson уже много лет занимается составлением производственно-экономического анализа отрасли молочного животноводства. Сравнение результатов работы собственного хозяйства и других молочных предприятий выявляет возможность целенаправленно распознавать, а затем использовать свои резервы.
В крупных предприятиях подобная процедура выполняется ежемесячно. Существенное преимущество такой системы состоит в том, что все участники анализа присылают свои данные по определенной номенклатуре и тем самым создают предпосылки для точного сравнения и проведения оценки собственных результатов. Каждые полгода проводится горизонтальное сравнение всех предприятий, участвующих в анализе (бенчмаркинг). В итоге можно узнать, на каких производственно-экономических позициях предприятия достигаются хорошие результаты и где требуются улучшения.
В анализе участвуют предприятия с общим количеством товарного молока 600 млн кг в год и общим поголовьем 115 тыс. коров и молодняка. Средняя производительность анализируемых предприятий составляет 6 млн кг товарного молока в год.
Ориентироваться необходимо на передовые предприятия. Для оценки экономического потенциала очень важно проводить сравнение не со средними, а с наиболее успешными предприятиями. Речь идет о том, чтобы вырабатывать молоко по возможности с наименьшими затратами, чтобы в течение долгого периода времени оставаться конкурентоспособным производителем. С точки зрения рентабельности к лучшим относятся 25 % анализируемых предприятий, которые смогли за прошедшие годы постоянно улучшать свои производственные показатели. Этим предприятиям в таблице сравнений (табл. 1) была противопоставлена группа не совсем успешных предприятий. Молочные предприятия, участвующие в производственно-экономической анализе, в конце сводятся по показателю выручки, требующей дальнейшего улучшения.
Подсчитаем расходы
Рассчитываются все расходы. Анализ касается переменных затрат (например корм, медикаменты и т. д.) и постоянных затрат (например амортизация, управление и т. д.). Выручка определяется объемом реализованного молока и продажей коров и телят. В результате по отрасли производства учитывается маржинальный доход (выручка за вычетом переменных затрат) и прибыль (маржинальный доход за вычетом постоянных затрат). В системе бенчмаркинга все предприятия группируются по прибыли.
Лучшие 25 % предприятий имеют на 5,3 руб. / кг молока больше прибыли, чем недостаточно успешные предприятия. Прибыль успешной группы предприятий составила 2,7 руб. / кг, что значительно выше среднего результата по всем предприятиям, участвующим в сравнении (– 0,2 руб. / кг). Примечательно, что результаты по выручке в группах мало отличаются друг от друга: выручка от продажи молока и коров определяется преимущественно ценами на рынке, на которые отдельное предприятие может оказать только ограниченное влияние. Переменные затраты, напротив, в худших 25 % приблизительно на 4,6 руб. / кг выше, чем в передовых предприятиях. Велика разница в расходах на персонал и корма. Но и в других менее значимых статьях расходов заметны расхождения. Разница в последующих переменных расходах повторно составляет 1,5 руб. / кг.
Решающим образом на переменные затраты влияет ежедневный менеджмент стада. Он сказывается на молочной продуктивности, конверсии корма, здоровье животных и организации труда. Но и для постоянных затрат следует отметить разницу в размере –1,3 руб. / кг в пользу лучших 25 % предприятий. Поскольку постоянные затраты связаны с предпринимательскими решениями (например инвестиции, получение кредита и т. д.), необходимо регулярно проверять и уточнять стратегию предприятия.
К факторам, сильно влияющим на конечный результат, относится молочная продуктивность. Продуктивность в успешных предприятиях в оцененном году составила 9 288 кг реализованного молока на корову в год. В более слабых предприятиях почти на 1 000 кг ниже. Несмотря на меньшую молочную продуктивность расход концентрированного корма там оказался выше. В результате из основного корма получалось значительно меньше молока. В связи с этим качество силоса и нормированный рацион для различных групп продуктивности играют существенную роль. Наши производственно-экономические расчеты показывают, что повышение удоя на 1000 кг в год дает преимущество в расходах почти в 2 евроцента / кг молока.
Сказываются на рентабельности производства молока и затраты на ремонт стада. Они определяются, прежде всего, процентом выбраковки коров. Оценка производственного направления показывает заметные расхождения в процентах выбраковки. В то время как лучшие предприятия имеют 29 % выбраковки, показатели худших предприятий выше – более 32 %. К первоочередным целям производства должно относиться снижение процента выбраковки коров.
Преимущества в издержках при снижении процента выбраковки коров с 38 % до 30 % для предприятия с объемом производства в 7,5 млн кг молока значительны. Из расчета молочной продуктивности в 8 000 кг при цене на одну нетель в 1 250 евро за голову затраты на ремонт брутто при 38 % выбраковке составили 5,9 евроцент / кг молока, а за вычетом проданной для этого взрослой коровы по цене 600 евро получаем затраты на ремонт нетто 4,1 евроцент / кг. Снижение затрат на 0,9 цента приводит предприятие с количеством сдаваемого молока 7,5 млн кг к экономии расходов в 2,55 млн рублей ежегодно.
Размер имеет значение!
Интересно взглянуть на размер предприятия. Как это ни удивительно, проведенная оценка показывает, что наиболее рентабельными, как правило, являются крупные предприятия. Со средним показателем в 7,4 млн кг поставляемого в год молока лучшие предприятия производят на 3,8 % больше, чем в сопоставляемой с ними группе. Однако это ни в коем случае не означает, что с небольшим поголовьем нельзя достичь приличных результатов. Здесь сказывается то, что крупные предприятия в последние годы сильнее выросли и сокращение затрат стало более существенным. При росте размера предприятия происходит снижение расходов на кг молока. Эффект масштаба производства проявляется, прежде всего, в снижении расходов на персонал и в снижении постоянных издержек.
Управление затратами
На 80 % причиной доходов или убытков являются переменные затраты. Они ежедневно находятся под воздействием менеджмента стада, следовательно должны отслеживаться надлежащими инструментами контроля. Только благодаря своевременному контролю возможна оптимизация затрат. Оптимизированные предприятия достигают за счет этого более низких переменных расходов. Такая тенденция замечена и на некоторых молочных предприятиях Владимирской области, которые обслуживает фирма «Консультант Агро». В результате сравнения прибыли лучших предприятий с остальными была выявлена похожая ситуация, такая же, как и у немецких владельцев молочного скота (табл. 2). Успешные предприятия имеют более выгодную структуру затрат и на 2,08 руб. / кг молока меньше переменных затрат, а также на 0,87 руб. / кг более высокую выручку. Причинами являются больший годовой объем молока и лучшая молочная продуктивность. Из этого можно сделать вывод: полученные при обширном анализе немецких предприятий заключения актуальны и для российского молочного сектора.
Производственный анализ немецких и российских предприятий демонстрирует впечатляющие результаты. По выручке между успешными и менее рентабельными предприятиями едва ли есть различия, а ключом к успеху является управление затратами, для которого требуется своевременное получение информации о производственных расходах. С помощью подходящих инструментов контроля на молочных предприятиях абсолютно необходимо действовать, ориентируясь на затраты, чтобы распознать собственные резервы и целенаправленно их раскрыть.