Внедрение в производство технологии Smart Farming облегчает управление парком машин, повышает эффективность использования средств производства и производительность труда. Руководители хозяйств, в том числе и не работающие пока с данной системой, высоко оценивают ее потенциал.
Новейшие технологии в сельском хозяйстве
Современные сельхозпредприятия сталкиваются со множеством проблем. Усиление давления конкурентов, скептическое отношение потребителей – только некоторые из них. Как и прежде, новинки сельхозтехники непосредственно влияют на формирование стратегии предприятия. Большое внимание уделяется росту производительности за счет наличия мощного двигателя, увеличения ширины захвата и точности вождения. Во многих случаях возникает необходимость использования фермерами информационной системы, значительно упрощающей процесс принятия управленческих решений или даже самостоятельно их принимающей. Такая система и соответствующая технология получили название Smart Farming – «Умное земледелие».
В основе – данные точного земледелия, получаемые, например, в результате картирования почв и урожайности, применения особых технологий внесения СЗР и минеральных удобрений, отслеживания метеорологических данных.
Система Smart Farming структурирует и обрабатывает внутренние производственные и внешние данные. Она фиксирует все мероприятия, проводящиеся в хозяйстве, и отслеживает этапы возделывания культур на каждом участке поля.
По решению руководителя предприятия просматривать технические параметры машин через Интернет могут фирмы-подрядчики, консультанты, дилеры сельхозтехники. Управлять парком сельхозмашин становится гораздо проще. Кроме того, повышаются производительность труда и эффективность использования средств производства, облегчается процесс принятия управленческих решений.
И это далеко не все плюсы технологии Smart Farming. Умная технология повышает конкурентоспособность предприятия. Однако, несмотря на все преимущества новой технологии, на практике она применяется не так активно, как ожидалось. Проанализировать степень распространения данной технологии в сельхозпредприятиях решили ученые из Гёттингенского университета.
Спросите фермера
Ядром исследования стал проведенный онлайн-опрос фермерских хозяйств. Путем анкетирования 151 фермера летом 2014 года удалось собрать необходимый материал для анализа. Средний возраст опрошенных составил 41 год, 64% фермеров имеют высшее специальное образование. Большая часть анкет была заполнена фермерами из федеральных земель Нижняя Саксония (35%), Бавария (14%) и Баден-Вюртемберг (9%). Только 4% опрошенных были выходцами из восточных земель Германии.
В среднем фермеры, участвовавшие в анкетировании, ведут свою деятельность на 351 га земли и 39 га пастбищ. Но встречались и предприятия, располагающие большей площадью сельхозугодий. Среднее число работающих в хозяйствах членов семьи равно 1,6 (наемных работников – 3,6). Однако не стоит делать выводы о сельском хозяйстве Германии, основываясь на этих статистических данных.
Наибольшая популярность
На современном рынке присутствуют более десятка систем Smart Farming. Но наибольшей известностью пользуются только четыре из них (рис. 1):
- FarmSight – от концерна John Deere;
- 365FarmNet – от одноименной фирмы;
- Precision Land Management – от компании CNH;
- Fuse – от корпорации AGCO.
Доля фермеров, хорошо осведомленных о системах Smart Farming, составляет примерно 40%. Тем не менее ни у одного фермера в хозяйстве подобная система не используется. Практически четверо из каждых пяти участников опроса заявили, что внедрят технологию Smart Farming, когда убедятся в ее эффективности для хозяйства (рис. 2).
На вопрос о необходимости применения системы Smart Farming и готовности к ее внедрению в производственный процесс в ближайшем будущем каждый второй фермер ответил положительно. Это можно объяснить тем, что эффективность данной системы в различных предприятиях агропромышленного комплекса не превышает среднего уровня.
Среди положительных моментов фермеры отметили обеспечение наилучшего использования средств производства на предприятии и упрощение процесса принятия решений за счет доступности данных (рис. 3).
Оценки фермеров различаются из-за индивидуальных характеристик предприятий, существующих технических требований, недостатка знаний или отсутствия опыта. Улучшение технико-экономических показателей – основной побудительный мотив для внедрения подобных систем. Затем следуют удобное и простое ведение документооборота, защита окружающей среды и улучшение имиджа предприятия.
Причины внедрения
Хорошо спланированные инвестиции предполагают извлечение конкретной выгоды с учетом всех затрат. Увеличивают инвестиционные затраты в процессе внедрения системы Smart Farming низкая техническая оснащенность хозяйств и низкий уровень доверия к защите данных.
Стоит учитывать и скептическое отношение фермеров к производителям Smart Farming и к самой системе. Тем не менее участники опроса выше оценивают эффективность технологии Smart Farming при выполнении следующих условий:
- упрощается рабочий процесс;
- повышается качество труда;
- облегчается поиск решений за счет полноты обрабатываемых данных;
- был распознан потенциал системы.
Кроме того, на формирование положительной оценки влияют социальное давление, возможности улучшения имиджа и стремление к инновациям.
Заглянем в будущее
Конечно, в настоящее время технология Smart Farming еще не нашла широкого применения, но знакомство с оценками опрошенных фермеров дает уверенность в том, что в будущем ситуация изменится в лучшую сторону. Все будет зависеть от способности производителей сельхозтехники учитывать все факторы при разработке нового продукта и его сопровождении. На первом месте должна быть, естественно, конкурентоспособность сельхозпредприятий.