Неопытному трактористу настроить плуг сегодня помогает бортовой ассистент Cemos (Claas). Но сможет ли умная техника заменить многолетний опыт? Вместе с экспертами мы провели небольшой эксперимент.
Подготовка кадров
Уметь пахать во все времена считалось большим искусством. Путь к идеальной борозде нелегок. Знания о корректировке положения грядилей, лемехов и полевых досок раньше передавались из поколения в поколение. Однако виртуозность работы на вспашке в последние десятилетия потеряла свою значимость. Почему?
Существенно увеличившаяся мощность тракторов позволяет закрыть глаза на неправильную настройку точки приложения тягового усилия, 20 %-ная пробуксовка колес доставляет хлопоты трактористу разве что при заправке топливом – да и то не факт, а для создания гребней в поле можно прибегнуть к использованию ротационной бороны. Помимо того, работа с оборотом пласта снова и снова подвергается осуждению.
Но популярность плуга угасает не только по этим причинам. Многие сельхозпредприятия сегодня сталкиваются с проблемой кадров: все меньше операторов сельхозмашин имеют необходимую квалификацию, а приходящая в хозяйства молодежь, хотя и увлечена техникой, почти не имеет опыта работы с плугом.
Бортовые ассистенты призваны поддержать тракториста и протянуть ему руку помощи при работе в поле. Диалоговая система Cemos, предлагаемая Claas, уже давно успешно применяется при настройке зерноуборочных комбайнов. Теперь же она, инструктируя малоопытного оператора, шаг за шагом продвигает его к идеальной настройке плуга.
Чтобы узнать, насколько хорошо справляется с заданием Cemos и может ли умная техника превзойти многолетний опыт пахаря, мы организовали соревнования между «профи» и «новичком»: глава фермерского хозяйства Хендрик Фреркинг выступил против проходящего у него профобучение Кевина Хемме. Стартовые условия для каждого из соперников были одинаковыми: Claas Axion 810 мощностью 205 л.с. и пятикорпусный плуг Juwel производства Lemken.
Агрегатируем
И Хендрик Фреркинг с его богатым опытом, и его ученик Кевин Хемме с бортовым ассистентом Cemos, прежде чем выйти в поле с плугом, начинают с подготовки.
Один из судей соревнования Ульрих Лосси из Центра практического обучения Deula Nienburg обращает внимание на то, что должны учитывать как опытный пахарь, так и бортовой ассистент Cemos: «Внутренняя колея трактора по передней и задней осям должна совпадать, она может отклоняться максимум на 10 см. Тяги подъемного механизма трактора должны быть короткими и отрегулированы одинаково точно. Только в этом случае плуг поднимет достаточный пласт почвы и сможет беспрепятственно выполнить разворот на поворотной полосе. При балластировке важно помнить следующее: слишком большую роль играет повышенное сопротивление качению, незначительно снижается коэффициент сцепления. Расход топлива увеличивается. Правильно отрегулированное давление в шинах решает сразу две задачи. Во-первых, предотвращает повреждение шин от перегрузки, а во-вторых, улучшает тягово-сцепные характеристики в поле. Чтобы правильно отрегулировать давление в шинах, необходимо знать массу трактора с плугом и дополнительным балластом и установить требуемое давление в шинах в соответствии с данными специальной таблицы».
Для обеспечения единых условий старта мы выставили одинаковое давление в шинах, установили на тракторах одинаковые противовесы, одинаково отрегулировали предплужники, дисковые ножи, выбрали одно и то же отверстие центральной тяги. В обычных условиях и бортовому ассистенту Cemos, и фермеру Фреркингу это пришлось бы делать самостоятельно.
Полная версия доступна в печатном и электронном виде
Вы можете оформить подписку на издание в печатном виде на сайте agrodelo.ru или электронном виде в магазинах Google Play и App Store.