Фото: Finn

Опыт vs техника?

Фото: Finn

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Томас Гёггерле, agrarheute, ФРГ

Поделитьтся

Неопыт­но­му трак­то­ри­сту настро­ить плуг сего­дня помо­га­ет бор­то­вой асси­стент Cemos (Claas). Но смо­жет ли умная тех­ни­ка заме­нить мно­го­лет­ний опыт? Вме­сте с экс­пер­та­ми мы про­ве­ли неболь­шой эксперимент.

Подготовка кадров

Уметь пахать во все вре­ме­на счи­та­лось боль­шим искус­ством. Путь к иде­аль­ной бороз­де неле­гок. Зна­ния о кор­рек­ти­ров­ке поло­же­ния гря­ди­лей, леме­хов и поле­вых досок рань­ше пере­да­ва­лись из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Одна­ко вир­ту­оз­ность рабо­ты на вспаш­ке в послед­ние деся­ти­ле­тия поте­ря­ла свою зна­чи­мость. Почему?

Суще­ствен­но уве­ли­чив­ша­я­ся мощ­ность трак­то­ров поз­во­ля­ет закрыть гла­за на непра­виль­ную настрой­ку точ­ки при­ло­же­ния тяго­во­го уси­лия, 20 %-ная про­бук­сов­ка колес достав­ля­ет хло­по­ты трак­то­ри­сту раз­ве что при заправ­ке топ­ли­вом – да и то не факт, а для созда­ния греб­ней в поле мож­но при­бег­нуть к исполь­зо­ва­нию рота­ци­он­ной боро­ны. Поми­мо того, рабо­та с обо­ро­том пла­ста сно­ва и сно­ва под­вер­га­ет­ся осуждению.

Но попу­ляр­ность плу­га уга­са­ет не толь­ко по этим при­чи­нам. Мно­гие сель­хоз­пред­при­я­тия сего­дня стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой кад­ров: все мень­ше опе­ра­то­ров сель­хоз­ма­шин име­ют необ­хо­ди­мую ква­ли­фи­ка­цию, а при­хо­дя­щая в хозяй­ства моло­дежь, хотя и увле­че­на тех­ни­кой, почти не име­ет опы­та рабо­ты с плугом.

Бор­то­вые асси­стен­ты при­зва­ны под­дер­жать трак­то­ри­ста и про­тя­нуть ему руку помо­щи при рабо­те в поле. Диа­ло­го­вая систе­ма Cemos, пред­ла­га­е­мая Claas, уже дав­но успеш­но при­ме­ня­ет­ся при настрой­ке зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов. Теперь же она, инструк­ти­руя мало­опыт­но­го опе­ра­то­ра, шаг за шагом про­дви­га­ет его к иде­аль­ной настрой­ке плуга.

Что­бы узнать, насколь­ко хоро­шо справ­ля­ет­ся с зада­ни­ем Cemos и может ли умная тех­ни­ка пре­взой­ти мно­го­лет­ний опыт паха­ря, мы орга­ни­зо­ва­ли сорев­но­ва­ния меж­ду «про­фи» и «нович­ком»: гла­ва фер­мер­ско­го хозяй­ства Хенд­рик Фре­ркинг высту­пил про­тив про­хо­дя­ще­го у него про­фобу­че­ние Кеви­на Хем­ме. Стар­то­вые усло­вия для каж­до­го из сопер­ни­ков были оди­на­ко­вы­ми: Claas Axion 810 мощ­но­стью 205 л.с. и пяти­кор­пус­ный плуг Juwel про­из­вод­ства Lemken.

Агрегатируем

И Хенд­рик Фре­ркинг с его бога­тым опы­том, и его уче­ник Кевин Хем­ме с бор­то­вым асси­стен­том Cemos, преж­де чем вый­ти в поле с плу­гом, начи­на­ют с подготовки.

Один из судей сорев­но­ва­ния Уль­рих Лос­си из Цен­тра прак­ти­че­ско­го обу­че­ния Deula Nienburg обра­ща­ет вни­ма­ние на то, что долж­ны учи­ты­вать как опыт­ный пахарь, так и бор­то­вой асси­стент Cemos: «Внут­рен­няя колея трак­то­ра по перед­ней и зад­ней осям долж­на сов­па­дать, она может откло­нять­ся мак­си­мум на 10 см. Тяги подъ­ем­но­го меха­низ­ма трак­то­ра долж­ны быть корот­ки­ми и  отре­гу­ли­ро­ва­ны оди­на­ко­во точ­но. Толь­ко в этом слу­чае плуг под­ни­мет доста­точ­ный пласт поч­вы и смо­жет бес­пре­пят­ствен­но выпол­нить раз­во­рот на пово­рот­ной поло­се. При бал­ла­сти­ров­ке важ­но пом­нить сле­ду­ю­щее: слиш­ком боль­шую роль игра­ет повы­шен­ное сопро­тив­ле­ние каче­нию, незна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся коэф­фи­ци­ент сцеп­ле­ния. Рас­ход топ­ли­ва уве­ли­чи­ва­ет­ся. Пра­виль­но отре­гу­ли­ро­ван­ное дав­ле­ние в шинах реша­ет сра­зу две зада­чи. Во-пер­вых, предот­вра­ща­ет повре­жде­ние шин от пере­груз­ки, а во-вто­рых, улуч­ша­ет тяго­во-сцеп­ные харак­те­ри­сти­ки в поле. Что­бы пра­виль­но отре­гу­ли­ро­вать дав­ле­ние в шинах, необ­хо­ди­мо знать мас­су трак­то­ра с плу­гом и допол­ни­тель­ным бал­ла­стом и уста­но­вить тре­бу­е­мое дав­ле­ние в шинах в соот­вет­ствии с дан­ны­ми спе­ци­аль­ной таблицы».

Для обес­пе­че­ния еди­ных усло­вий стар­та мы выста­ви­ли оди­на­ко­вое дав­ле­ние в шинах, уста­но­ви­ли на трак­то­рах оди­на­ко­вые про­ти­во­ве­сы, оди­на­ко­во отре­гу­ли­ро­ва­ли пред­плуж­ни­ки, дис­ко­вые ножи, выбра­ли одно и то же отвер­стие цен­траль­ной тяги. В обыч­ных усло­ви­ях и бор­то­во­му асси­стен­ту Cemos, и фер­ме­ру Фре­ркин­гу это при­шлось бы делать самостоятельно.

Полная версия доступна в печатном и электронном виде

Вы може­те офор­мить под­пис­ку на изда­ние в печат­ном виде на сай­те agrodelo.ru или элек­трон­ном виде в мага­зи­нах Google Play и App Store.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *