А жизнь‑то налаживается! После Всероссийского дня поля, прошедшего в офлайн‑формате, мы с волнением ждали возвращения и главной аграрной выставки страны. Быть «Золотой осени» в октябре или не быть?
С тем, что информация об очных форумах появляется не за несколько месяцев, как в доковидную эпоху, а за несколько недель, мы, казалось, уже свыклись. Но с тем, что в профильное издание она поступает не от организаторов, а просачивается из хозяйства, получившего от регионального минсельхоза предписание выставить живые «экспонаты», пока нет. Отметя все недовольства, всей редакцией все же воодушевились новостью о том, что знаковое для аграриев событие состоится в 23‑й раз – как всегда, перед Днем работника сельского хозяйства и именно в «живом» формате! Признайтесь, ваше воображение уже нарисовало сельхозтехнику в великолепных декорациях ВДНХ, встречи со знакомыми у фонтана Дружбы Народов?.. Все это, возможно, и будет, но не так, как к тому привыкли.
С начала сентября, когда, получив новость, мы впервые затаили робкую надежду увидеть вас, читатель, на нашем стенде, прошла пара недель. Министерские организаторы хранили молчание. До выставки оставалось две недели, а о проведении никто ничего толком не знал: ни рекламы в прессе, ни привычных билбордов по Москве, ни рекламных роликов по ТВ. Этот информационный вакуум сохраняется и сейчас, когда до старта выставки всего каких‑то десять дней. На старом сайте «Золотой осени» лишь пост‑релизы 2019 года, а на новом, где выставка – часть Российской агропромышленной недели, приведены партнеры и спонсоры, указаны место и время, значится обещание показать на открытой площадке новинки сельскохозяйственной техники, включая беспилотники, да представить стенды регионов и предприятий в крытых павильонах.
Даже проекта деловой программы нет, а меж тем среди заявленных лейтмотивов выставки цифровизация АПК! Выделены особо и органическое сельское хозяйство с «зелеными» брендами. Добравшихся ждут конкурс региональных брендов «Вкусы России» и продукции российских виноделов. Почему «добравшихся»?
Новый стиль организации минсельхозовских мероприятий (НСХ 5/21, с. 12) вынуждает пребывать в состоянии ожидания сюрприза. Удивить организаторам удалось: выставка пройдет в конгрессно‑выставочном центре «Патриот» в подмосковной Кубинке. Та‑дам! Это серьезно?! Музейный комплекс, по слухам, создали отличный, но устраивать там народную сельхозвыставку?! Полсотни километров от столицы – это больше часа от основных вокзалов, если по платной трассе. Безлошадным понадобится 2,5 – 3 часа. Думали ли об этом господа‑организаторы из «Грендагруп», зарегистрированной по одному адресу с кучей фирмочек, занимающихся всем – от ремонта телефонов до продаж БАДов? Едва ли. Разве можно всерьез рассчитывать, что прибывшие из регионов массово отправятся электричками в Кубинку, чтобы потом на маршрутке или такси добираться до парка «Патриот»? Понятно, наши аграрии перед препятствиями не пасуют, но это когда уверены, что им это надо. А вот надо ли?
Закралось сомнение, что таков и был вектор размышления организаторов. Мол, в ходе пандемического «делового безвременья» все обленились и предпочитают «посещать» мероприятия, сидя в кресле – в домашнем или рабочем – с чашкой чая. Так пусть и дальше остаются, где были, тем более в эти все еще не безопасные для здоровья времена. К тому же приехать не на один день будет проблематично: без машины не доберешься, а ближайшие отели в 15 – 20 км. Так что пробиться на профильную выставку сможет только высокомотивированный деловой люд. Будет ли что посмотреть?
Для экспонентов тоже «все непросто»: даже с учетом развития в последние годы внутреннего туризма и гостиничного бизнеса разместить представителей неподалеку от «Патриота» удастся едва ли: ценник на минском направлении не уступает московскому, а порой из‑за «курортной» составляющей оказывается еще и выше. Поэтому экспоненты – те, кого не поставили «под ружье» власти регионов, и стремящиеся не ударить в грязь лицом, – решили участвовать «в усеченном формате». Делаем очередной вывод: приезжать на выставку в Москву причин еще меньше. Круг замкнулся.
Может быть, эта «Золотая осень» будет как‑то по‑особому освещаться прессой и позволит в любом уголке страны получить полное представление о выставке?
Увы и отнюдь. Официальная информация расставила точки над i: к работе на выставке представители профильных СМИ будут допущены только по согласованным с ФСО спискам.
Итак, что в итоге? Для кого и для чего делается аграрная выставка без главных ее составляющих – без аграриев и без профессиональных экспонентов? Реальные хозяйственники, те, кто обеспечивает продовольственную безопасность и жаждет профессионального общения, по сути, оказываются за бортом события. Посмотрит рядовой агроном или директор хозяйства на такую подготовку, махнет рукой и поедет в Краснодар – там выставка пока еще живая. Обидится ли, почувствовав себя «чужим на этом празднике жизни»? Вряд ли. Да и потом, может, чужие тут все‑таки те, кто планирует эти праздники без «виновников торжества»?