Чтобы успевать, приходится ускоряться. Зачастую мы ставим на скорость и при проведении мероприятий по защите растений: площади к обработке огромные, погода не всегда благоволит, а техника – уж какая есть. Да и выработку надо обеспечить. Но скорость – не всегда наш друг.
С Калашниковым за плечом
От редакции
Эту подрубрику мы решили создать вместе со специалистом по опрыскивателям и электронике российского представительства компании Amazone Алексеем Калашниковым, чтобы периодически рассказывать вам о способностях современных сельхозмашин. Электроника существенно упрощает реализацию задач в полеводстве, а мы порой не знаем о ее возможностях или не умеем ими воспользоваться. Алексей обещает помочь разобраться с тем, что кажется сложным, подскажет, как облегчить выполнение рабочих процессов в поле и как сделать это с большей эффективностью. В общем, готов стать своего рода профильным ангелом-хранителем за вашим плечом.
Признаюсь, слово «выработка» – одно из мною нелюбимых. Но, наверное, все хозяйства прибегают к использованию данного термина, рассчитывая нормы нагрузки на технику, а затем и зарплаты механизаторов. Поэтому в поле периодически сталкиваешься с гонщиками на тракторах, стремящихся выполнить установленный минимум.
Положительный эффект от ускорения вроде бы очевиден: быстрее едем – больше гектаров обработаем. Но увеличение скорости чревато последствиями для качества обработки.
Проблемы с давлением
Первое, в чем нужно удостовериться, разогнавшись до устраивающей вас скорости, так это в соответствии актуальной нормы вылива требуемой. Проверять ее лучше в действительности, полагаться лишь на цифры на терминале управления не стоит. Проконтролировать норму можно, сделав проливку через форсунки. Здесь вся загвоздка в том, что производительности насоса или насосов должно хватать для обеспечения нужного потока раствора к форсункам даже на большой скорости движения опрыскивателя. При этом нельзя упускать из виду тот факт, что часть мощности от насоса отводится на мешалку.
Возможна такая ситуация, когда мощности насоса хватает на организацию потока в штангу, а вот нужного давления на форсунках, требуемого для их эффективной работы, обеспечить он уже не может. Так, если вы работаете с «ветроустойчивыми» форсунками, требующими большого давления 4 – 8 бар (известные многим ID), на машинах, оборудованных центробежными насосами, при создании интенсивного потока давление падает. К слову, такая проблема обладателям опрыскивателей с мембранно-поршневыми насосами не знакома.
Возможна также ситуация обратная, когда при необходимости создания большого давления поток оказывается значительно меньше заявленного. Намереваясь разогнаться при обработке, примите во внимание и этот фактор.
Раз уж мы заговорили про давление, то следует упомянуть еще один момент. При обработке посевов приходится где-то разогнаться, а где-то скорость сбросить. Зависимость давления от скорости движения нелинейная. Если норма внесения рабочего раствора составляет 200 л / га и работы ведутся с использованием коричневых форсунок (05), то на скорости 10 км / ч давление в системе будет 2,4 бар – оптимальное для выбранной компактной инжекторной форсунки. Увеличим скорость в 1,5 раза, и на 15 км / ч давление увеличится до 5 бар, то есть в два раза. На скорости 20 км / ч оно составит 8 бар, а это для используемой форсунки уже запредельно. Так что думать тут нужно в разрезе не конечной скорости на спидометре, а диапазонов изменения давления.
Впрочем, современные опрыскиватели способны самостоятельно учитывать фактор смены скорости и подстраивать процессы под нее. Подробно о таких системах-помощниках рассказывалось в предыдущих материалах рубрики. Ну а в случае самого обычного опрыскивателя с форсунками, которые должны справляться с поставленной задачей на любой скорости от 0 до 20 км / ч, придется смириться с неизбежностью проблем. Возникать они будут либо на низких скоростях, либо на высоких.
Опрыскиватели, оборудованные системами телеметрии, открывают возможности для удаленного контроля параметров работы. Их анализ за многие годы позволил сделать вывод, что на опрыскивании машины очень часто выходят за границы оптимальных скоростей, многие работают вне оптимума до 30 – 50 % времени. Представляете, половина работ в поле выполняется опрыскивателями без обеспечения должного качества, в итоге дорогостоящие СЗР выбрасываются буквально на ветер!
Задирая штангу
С увеличением скорости движения опрыскивателя иногда приходится поднимать штангу выше, чтобы попросту не сломать ее. Такое действие также повлечет за собой потери препарата. Тут все просто и логично: с поднятой выше штангой время нахождения капель раствора в воздухе увеличивается, это приводит к росту вероятности их захвата потоками воздуха (сносу) и, естественно, дополнительному испарению. Конечно, такая опасность угрожает только пользователям машин, на которых не применяются решения для стабилизации штанги. Причем, как теряется препарат в таких случаях, можно видеть невооруженным глазом. За опрыскивателем, работающим со слишком высоким давлением и поднятой выше штангой, почти всегда следует приличный шлейф распыленного рабочего раствора. Его наличие сигнализирует о потере контроля над распределением препарата. По сути, он вносится впустую. Зарубежные эксперты подсчитали, что в результате шлейфовых явлений теряется до 15 % используемых химикатов. Хорошо, если шлейф не навредит посевам соседних полей, но в случае работы с гербицидом при его сносе уничтоженным может оказаться все живое по соседству.
При работе с двухфакельными форсунками не исключено проявление еще одного отрицательного эффекта: чем выше штанга, тем менее эффективно работает опрыскивание под углом. В случае обработки под углом капля довольно быстро теряет полученную энергию, а поднимая штангу, мы сознательно увеличиваем ее путь до цели, что в результате сводит на нет гениальную задумку разработчиков двухфакельных распылителей.
Итак, чем выше штанга, чем больше превышение давлением нормы, и чем неблагоприятнее погодные условия, тем с бóльшими потерями придется считаться при проведении опрыскивания. Отсюда следует вполне очевидная рекомендация: при сильном ветре проявлять особую аккуратность с выбором размера капли и держать штангу как можно ближе к обрабатываемой поверхности.
Немного аэродинамики и пыли
При работе в условиях ветра нужно помнить, что с разгоном до 18 км / ч создается встречный поток воздуха, скорость которого составляет 5 м / с. Этот «ветер в лицо» следует обязательно учесть, а его скорость просуммировать с реальной скоростью ветра.
В условиях, благоприятствующих образованию пыли, с увеличением скорости движения подниматься ее в воздух, а затем оседать будет больше. Оседая, пыль связывает капли вносимого рабочего раствора, и обработка потеряет в эффективности.
Тайные резервы роста производительности
Из сказанного выше следует одна главная рекомендация: при работе с опрыскивателем не стоит торопиться. Тогда возникает закономерный вопрос: если двигаться медленнее, то как обеспечить целевой уровень производительности? Как же быть с обозначенной нормой выработки?
Потенциал для обеспечения заданного уровня производительности кроется в устранении временных потерь, возникающих при выполнении рутинных операций. Давайте посмотрим на процесс заправки опрыскивателя. Он начинается с окончанием в машине рабочего раствора, и уже с этого момента стартует отсчет потерянного времени. Прежде всего необходимо проделать некоторые манипуляции на терминале управления, потом сложить штангу, добраться до места заправки, приготовиться к ней, сделав необходимые действия, растянуть и подключить заправочный шланг, затянуть его в горловину, включить подачу, закачать воду или готовый препарат в основной бак, затем, в зависимости от вида СЗР, добавить препарат и закачать его в основной бак, отключить заправочный шланг или снять его с горловины, добраться до места в поле, где закончился препарат, разложить штангу, сделать приготовления на терминале управления, позволяющие перевести машину в боевую готовность…
Список действий от завершения опрыскивания и до его возобновления вы можете дополнить сами, поскольку наверняка знаете все узкие места процесса заправки опрыскивателя именно в вашем хозяйстве. На каждой такой операции теряется драгоценное время. Например, если основной бак опрыскивателя имеет емкость 4 000 л, а вам предстоит обработать 300 га с нормой расхода 200 л / га, то, чтобы обработать всю площадь, заправлять машину придется 15 раз. Пусть на манипуляциях с терминалом теряется минута, еще одна – на разворачивании / сворачивании шланга, при пятнадцати заправках это уже 30 мин. времени, которое можно было бы потратить на работу в поле. По аналогичной схеме оцените, сколько времени затрачивается на каждый пункт в листе операций по заправке, возможно, сразу станет понятно, где скрывается потенциал роста производительности.
В расчет можно включить и остановки, связанные с выбором и заменой форсунок, очисткой и промывкой машины. Оценив данные временные затраты, вы, возможно, предпочтете потратиться на организацию процесса фильтрации подвозимой воды на этапе ее забора, чтобы избавиться от необходимости постоянно чистить фильтры опрыскивателя в поле.
Думаю, многие согласятся с тем, что зачастую потери рабочего времени случаются, скорее, в результате простоев на каждом из названных этапов, нежели от выдерживания правильной скорости при обработке посевов. А если так, то есть смысл экономить временные затраты именно в промежутках между непосредственными операциями по опрыскиванию и инвестировать в улучшение логистики, возлагать исполнение ряда операций на автоматику.
В следующий раз, разгоняясь с опрыскивателем в поле, подумайте еще вот о чем: чем больше будет рабочая скорость, тем раньше вам придется уйти на заправку и тем скорее столкнуться с «пожирателями» времени, упомянутыми выше. И помните: в сельском хозяйстве, как и в зрелищном спорте, гонки выигрываются на пит-стопах.
Ваш Калашников