Фото: НСХ

Правильная организация

Фото: НСХ

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Дитер Кюнстлинг, Барбара Штреблов, д-р Франк Везенберг, консалтинговая компания IAK Agrar Consulting GmbH, ФРГ

Поделитьтся

Инфор­ма­ци­он­ная осно­ва систе­мы кон­трол­лин­га на пред­при­я­тии — управ­лен­че­ский учет. Он дол­жен про­во­дить­ся пра­виль­но и свое­вре­мен­но, что­бы кон­трол­линг мог обес­пе­чи­вать над­ле­жа­щую под­держ­ку при­ня­тия управ­лен­че­ских решений.

Контроллинг на предприятии

Управ­лен­че­ский учет затрат и дохо­дов про­во­дят все пред­при­я­тия без исклю­че­ния. Но, как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка, орга­ни­зо­ван он в боль­шин­стве сель­хоз­пред­при­я­тий не совсем пра­виль­но. К тому же оцен­ку затрат зача­стую про­из­во­дят не спе­ци­а­ли­сты хозяй­ства, а биз­нес-кон­суль­тан­ты или ауди­то­ры в ходе внеш­них про­ве­рок. В этом слу­чае важ­ная управ­лен­че­ская инфор­ма­ция не дохо­дит до ответ­ствен­ных лиц пред­при­я­тия, при­ни­ма­ю­щих решения.

Общие и прямые

Наи­бо­лее труд­ны­ми момен­та­ми при про­ве­де­нии уче­та затрат явля­ют­ся груп­пи­ров­ка про­из­вод­ствен­ных затрат (рис.) и отсле­жи­ва­ние внут­рен­них пере­ме­ще­ний това­ров и услуг меж­ду раз­лич­ны­ми под­раз­де­ле­ни­я­ми пред­при­я­тия. Одна­ко все не так слож­но, как кажет­ся на пер­вый взгляд. Сле­до­ва­ние опре­де­лен­ным реко­мен­да­ци­ям поз­во­ля­ет пре­одо­леть трудности.

Преж­де все­го, нуж­но раз­бить затра­ты на две кате­го­рии: общие и пря­мые рас­хо­ды. «Общие рас­хо­ды» обес­пе­чи­ва­ют эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие хозяй­ства в целом, то есть затра­ги­ва­ют сра­зу все направ­ле­ния дея­тель­но­сти пред­при­я­тия. По этой при­чине дан­ная кате­го­рия рас­хо­дов не долж­на быть «раз­ду­та». К пря­мым рас­хо­дам отно­сят ста­тьи затрат, кото­рые наи­бо­лее тес­но свя­за­ны с тем или иным струк­тур­ным под­раз­де­ле­ни­ем (направ­ле­ни­ем дея­тель­но­сти) предприятия.

Так, если рас­хо­ды по стра­хо­ва­нию ответ­ствен­но­сти перед тре­тьи­ми лица­ми воз­ла­га­ют­ся на пред­при­я­тие в целом(общие рас­хо­ды), то рас­хо­ды по стра­хо­ва­нию уро­жая мож­но отне­сти и к рас­те­ние­вод­ству, и к кормопроизводству(прямые рас­хо­ды). Стра­хо­ва­ние сель­хоз­жи­вот­ных — одна из ста­тей затрат на живот­но­вод­ство. Такая же ситу­а­ция харак­тер­на и для кон­сал­тин­го­вых услуг. Исполь­зо­ва­ние услуг кон­суль­тан­тов по агро­но­ми­че­ским вопро­сам — это рас­хо­ды на рас­те­ние­вод­ство, а по вопро­сам про­из­вод­ства моло­ка — на живот­но­вод­ство. Подоб­ная схе­ма струк­ту­ри­ро­ва­ния рас­хо­дов дей­ству­ет и отно­си­тель­но выпла­ты про­цен­тов по инвест­кре­ди­там и лизин­го­вым договорам.

Таким обра­зом, чем кон­крет­нее будет при­вяз­ка ста­тей затрат по направ­ле­ни­ям дея­тель­но­сти, тем точ­нее будет про­из­ве­ден учет на пред­при­я­тии. Откры­тым оста­ет­ся вопрос, каким спо­со­бом сле­ду­ет про­из­во­дить управ­лен­че­ский учет общих расходов.

Полная версия доступна в печатном и электронном виде

Вы може­те офор­мить под­пис­ку на изда­ние в печат­ном виде на сай­те agrodelo.ru или элек­трон­ном виде в мага­зи­нах Google Play и App Store.

Читайте также