В 2014 году сельхозпредприятия, расположенные в Германии между Лейпцигом и Хемницем, создали собственный завод по переработке молока. Что послужило поводом и каких результатов они уже успели достичь
Переработка в кооперации
Тяжелая ситуация на рынке и ценовое давление других участников производственно-сбытовой цепочки заставляет производителей молока искать новые пути повышения доходности. Чтобы выжить, фермер должен сам производить и перерабатывать молоко, а также продавать его и молочные продукты. Только при таком раскладе вырастет его доля добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства и реализации молока и молочной продукции, и, соответственно, уменьшатся доли ритейлеров и сторонних переработчиков.
Поскольку в одиночку сельхозпроизводителю очень сложно организовать собственную переработку, фермеры из саксонских хозяйств, расположенных между Лейпцигом и Хемницем, решили объединить усилия и построить в промзоне Пениг — Тауша собственное молокоперерабатывающее предприятие Kohrener Landmolkerei. Как же им это удалось?
Инвестиции во время кризиса
«На данный момент объемы переработки молока на нашем предприятии составляют 45 млн л в год. При полной загрузке мощностей через пару лет мы рассчитываем выйти на 80 млн литров. Конечно, по сравнению с крупнейшими молокопереработчиками наши объемы довольно малы. Например завод Sachsenmilch в деревне Лепперсдорф рассчитан на мощность, в 20 раз большую, чем наша. Тем не менее наше предприятие — это уже не мелкая семейная ферма», — рассказывает Зирко Хорнунг. Аграрий с высшим образованием руководит сельхозпредприятием Osterland Agro GmbH, находящимся в 20 километрах от саксонского города Фробург, и молокозаводом Kohrener Landmolkerei. В обоих предприятиях Зирко Хорнунг занимается, в первую очередь, коммерческими вопросами.
Как ни странно, идея заняться собственной переработкой молока возникла в самый разгар кризиса 2008 года. За один килограмм молока переработчики давали тогда менее 20 евроцентов! К тому же на горизонте маячила отмена квот на молоко, и никто не мог предвидеть, как изменится при этом цена на молоко. Данный период стал для фермеров переломным. Именно тогда инициатором строительства перерабатывающего завода стал Зирко Хорнунг — руководитель предприятия Osterland Agro GmbH, имеющего тысячное поголовье коров. Поддержали эту задумку и фермерские хозяйства. Для воплощения планов в жизнь потребовалось пять лет. «Вначале мы присмотрели совершенно другое место для строительства, но, как всегда, возникли неожиданные преграды», — вспоминает З. Хорнунг. Тем не менее все трудности были преодолены. Помог специалист молочной промышленности Буркхард Байссерт, который сейчас управляет производством на заводе. В ноябре 2012 года был торжественно заложен «первый камень», а уже весной 2014 года завод был введен в строй действующих.
Уникальное оборудование
Произведенная продукция рано или поздно подлежит сбыту, но лучше о реализации подумать заранее, как это сделали фермеры. С самого начала члены кооператива сконцентрировались на сбыте. В первую очередь они провели рыночное исследование, изучили ассортимент молочной продукции в европейских супермаркетах и пришли к выводу, что особой популярностью среди потребителей пользуется молоко в ПЭТ-упаковке. Новички рисковали, выпуская продукцию в такой упаковке, однако своевременное налаживание связей с представителями розничной торговли, в частности с торговой сетью Edeka, оказалось весьма полезным для принятия правильного решения. Важными стали также контакты с производителями оборудования для переработки молока.
«Конечно, мы понимали, что составить конкуренцию крупнейшим игрокам отрасли мы не сможем. Поэтому стали искать оригинальные решения», — вспоминает З. Хорнунг.
Ставку решили сделать на новейшие технику и оборудование. В настоящее время на предприятии функционируют две упаковочные линии: одна — для перерабатываемых ПЭТ-упаковок в пяти различных размерах, другая — для йогуртовых стаканчиков. В скором времени должна быть запущена третья линия упаковки молока в классическую картонную тару.
О технологии переработки также не забыли. Завод может «похвастаться» особенной технологией — производством молока с увеличенным сроком хранения по методу prolong от компании GEA. Срок годности молока повышается до 21 дня, несмотря на то что пастеризация осуществляется всего лишь при 75 °C. Не производится нагрев до 125 °C. Еще одной новинкой на предприятии является механизм закрытия ПЭТ-упаковки герметичной алюминиевой крышкой (Sensocap). Такая технология представлена только в Мексике, в Англии и на молзаводе Kohrener Landmolkerei.
За пределы страны и региона
Не так давно молокоперерабатывающий завод стал поставлять продукцию и за пределы страны, в частности, в Китай. Контакт с зарубежным заказчиком удалось установить во время выставки Anuga в Кельне. Сейчас один литр немецкого молока в ПЭТ-упаковке под собственным брендом производителя можно приобрести в пекинских супермаркетах по цене примерно 2,50 евро.
Несмотря на то что в магазинах Китая цена литра молока довольно высока, за молоко в ПЭТ-упаковке китайские партнеры готовы платить как за молоко в картонной таре. Для популяризации бренда международные отношения с Китаем — это несомненный плюс, однако сама сделка невыгодна для переработчика. По словам руководителя маркетингового отдела предприятия экспортные отношения с китайским покупателем вряд ли будут носить долгосрочный характер.
Что касается ассортимента выпускаемой продукции, то предприятие в данный момент находится на стадии «проб и ошибок». «Мы расширяем ассортимент, пробуем выпускать новые продукты. Через пару лет окончательно определимся с продуктовой линейкой». Но часть продукции завод уже сейчас выпускает под собственной торговой маркой. Большую долю всей молочки приобретают крупные торговые сети, чтобы презентовать ее под своим брендом. Так, партнерские отношения сложились с такими розничными сетями, как Netto, Lidl, Edeka. В магазины сети Lidl, расположенные в восточных федеральных землях, кефир поставляется в упаковках по 0,5 л. Гибкость предприятия позволяет поставлять продукцию в любом объеме и таре — неоспоримое преимущество перед гигантами отрасли.
Завод сотрудничает не только с крупнейшими сетевыми супермаркетами, но и с более мелкими ритейлерами. С этой целью торговые представители завода выезжают в соседние федеральные земли для заключения договоров с розничными торговцами.
Поскольку ПЭТ-упаковки и механизм закрытия герметичной алюминиевой крышкой Sencocap в Германии пока не получили широкого распространения, завод предлагает свои услуги по фасовке и упаковке продукции другим предприятиям, что позволяет более эффективно и без простоев использовать современное дорогое оборудование. Заводу уже удалось заключить договор с такими компаниями, как FrieslandCampina и Leche Pascual. Развитие данного направления деятельности поддерживает рентабельность предприятия и, возможно, в скором будущем позволит покупать сырое молоко у фермеров по более высокой цене (на 2 евроцента за килограмм больше цены молока на заводе в соседнем Лепперсдорфе).
Гвоздь программы
Большим достижением и гордостью производителей и переработчиков молока является создание собственной торговой марки — Kohrener Landmolkerei и слогана «Свежее и натуральное от производителя» (Frisch vom Land aus einer Hand). Собственная продукция реализуется в двух магазинчиках при заводе, фермерских лавках, а также на местных праздниках в хозяйствах — членах кооператива. Без активного продвижения продукции молодому предприятию сложно развиваться, поэтому Kohrener Landmolkerei уделяет много времени маркетингу. Используются различные возможности стимулирования сбыта. От продвижения продукции в социальных сетях, участия в выставках, региональных мероприятиях до проведения экскурсий для школьников на фермы и на молокоперерабатывающий завод.
Особое место в ассортименте производимой продукции отводится экологически чистому молоку. «Интерес ритейлеров к такому виду молока помог нам увеличить число заказчиков», — сообщает Зирко Хорнунг. Кстати, идея производить «зеленое» молоко возникла после посещения одного австрийского сельхозпредприятия, к тому же холмистый ландшафт с лугами позволяет это осуществить. Долго думать не пришлось, и уже в 2013 году сельхозпредприятие Lunzenauer Agrar в деревне Присниц оборудовало новые стойла для молочного поголовья. С тех пор рацион животных составляют исключительно зеленый корм или сено, а также концентрированные корма без ГМО с собственных полей региона.
Кооперация фермеров — производителей молока направлена не только на переработку. Заготовка сена для животных осуществляется совместными усилиями всех учредителей молокозавода. Чтобы прокормить 620 голов, нужно содержать примерно 350 га пастбищных угодий, поэтому без помощи коллег обойтись сложно. Предпочтение отдается рапсовому шроту, бобам, кукурузной муке, ячменю и мелассе. «В день одна корова потребляет примерно 10 кг сена. В кормосмесителе сено перемешивается с соломой и концентратами и дважды в день подсыпается в кормушку животным», — объясняет Хайко Фиссер, директор молочной фермы. Генетический потенциал молочной продуктивности коров оценивается на уровне 10 тыс. кг. Однако при таком кормлении достичь этого показателя сложно. Кроме того, молочная продуктивность снижается и при замене зеленого корма на сено. Поэтому фактический среднегодовой удой на одну голову не превышает 8300 кг.
С экономической точки зрения, чтобы производство такого молока было рентабельным, стоимость молока должна быть выше рыночной на 5 евроцентов за килограмм. К счастью, потребителям продукт пришелся по вкусу и они готовы за него платить более высокую цену. В будущем вполне вероятно, что объем производства «зеленого» молока на предприятии будет постепенно расти.