Известная далеко за пределами московского региона агрофирма «Бунятино» и в этом году пригласила специалистов по овощеводству на дни поля.
На окраине поля раскинулись огромные белые шатры, рядом – площадка с выставленной техникой, чуть поодаль – делянки с демонстрационными посадками овощных культур и палатки со стендами фирм-производителей. 10 – 11 августа такую картину наблюдали гости ЗАО «Агрофирма «Бунятино». В этом году деловая программа собрала преимущественно переработчиков овощей.
На агрофоруме «Картофель и овощи 2016» встретились несколько сотен производителей и переработчиков овощей, поставщиков семян, препаратов для защиты растений, оборудования и сельскохозяйственной техники. Начало мероприятию положил круглый стол по вопросам переработки овощей в России. На правах хозяина Сергей Филиппов (гендиректор ГК «Дмитровские овощи») сделал объявление, что в рамках агрофорума будет представлен новый проект группы компаний «Дмитровские овощи» – «Салатерия». «Это полный цикл производства и переработки салатов высочайшего качества по принципу «от грядки до прилавка». Мы строим новый цех, завозим оборудование, проходим сертификацию. В конце сентября – начале октября начнется промышленная поставка в российские торговые сети разнообразной продукции таких видов салата, как Айсберг, Романо, радиккьо, фризе и другие». Затем С. Филиппов передал слово модератору, генеральному директору ООО «Дмитровские разносолы» (прошлогодняя новинка «Дмитровских овощей») Олегу Калядину, сообщившему, что его компания уже на 60 % обеспечивает себя сырьем, выращивая овощи в Крыму, Волгоградской и Астраханской областях, а также в Подмосковье.
Однако у переработчиков овощей есть свои сложности, в первую очередь обусловленные естественными свойствами сырья: невозможность длительного хранения, потребность в бережном отношении на этапах уборки и хранения. Поэтому логичной представляется организация переработки поблизости от мест производства сырья.
О необходимости перемещения первичной обработки в направлении поля (очистка, нарезка, очищение от кожуры) говорил Карен Мхитарян (группа компаний «Четыре сезона»). Он обратил внимание собравшихся на такой способ консервирования, как шоковая заморозка, позволяющая сохранить овощи и доставить их потребителю практически в неизменном виде. К сожалению, формирование соответствующего рынка затормозил кризис. Если до 2014 года среднестатистический россиянин съедал около 2 кг замороженных овощей и фруктов в год, то теперь этот объем едва превышает 1 кг (для примера: в США – около 10 кг, в Португалии – 7 кг). Основной ограничивающий фактор – дороговизна продукта. Резервы уменьшения дороговизны Карен Мхитарян видит в стимулировании первичной обработки овощей в сельхозпредприятиях (дешевле рабочая сила, ниже транспортные расходы), выращивании специальных сортов для замораживания (меньшие потери, качественный продукт на выходе), укрупнении контрактов.
Тему развил Тигран Телунц, генеральный директор компании «Дядя Ваня» – одного из лидеров рынка консервирования. В 2015 году отечественные предприятия поставили на рынок 397,8 млн условных банок – это двукратный рост с 2010 года (с. 10). Основными точками роста стали консервные заводы, восстанавливаемые в Южном Федеральном округе, самой природой предназначенном для выращивания овощей. В Краснодарском крае открыто 12 современных производств, в т. ч. с иностранными инвестициями, например «Бондюэль». Хорошие перспективы для развития овощеводства и консервирования есть в Северо-Кавказском ФО («в той же Кабардино-Балкарии имеются свободные людские ресурсы»), в Смоленской и Воронежской областях сохранились заводы. Но, к примеру, томатная паста, из которой делаются все кетчупы на российском рынке, у нас почти на сто процентов импортная: 90 % ввозится из Китая, 10 % – из Ирана. Т. Телунц отметил, что в Астраханской, Волгоградской областях и Кабардино-Балкарии уже начали строиться заводы по переработке томатов на томатную пасту, так что и в этой сфере наблюдается тенденция к импортозамещению. Однако металл для консервных банок импортируется из Европы, да и семена томатов используются преимущественно зарубежные.
Интерес к переработке овощей проявляют и крупные игроки в других сферах. Алексей Попович из «Мираторга» честно признался, что фасовка овощей (изначально импортных) для компании как «маленький свечной заводик». Фасовкой занимаются уже 9 лет и спустя два года после введения контрсанкций не потеряли ни в рентабельности, ни в объеме. Удивительно было слышать недоумение в голосе представителя известного хорошим доступом к государственной поддержке холдинга, когда А. Попович рассказывал, что «они были шокированы тем, на орошение и переработку». По мнению экономистов холдинга, «борщевой набор» (свёкла, морковь, картофель и лук) – это для энтузиастов: цены на продукцию низкие и сохраняются на уровне 2014 – 2015 гг., а инвестиции требуются значительные.
Семеноводству и селекции был посвящен доклад Сергея Семенова из компании «Райк Цваан Россия». Он рассказал о том, какие особенности биохимии растений используют генетики, в каких направлениях ведется селекционная работа с разными культурами. Например, свёкла для варки должна отличаться повышенным содержанием сахара, а свёкла для сушки (а также использования, например, в сухих полуфабрикатах супов и т. п.) – пониженным; огурец для засолки должен быть однородным по размеру, обладать повышенной проницаемостью кожуры для солей и т. п.
О достижениях селекционеров овощных культур участники дней поля могли судить, осмотрев демонстрационные площадки. Здесь была возможность получить консультацию даже от главных разработчиков сортов. Например, экскурсию по посадкам капусты и салатов селекции Тимирязевки с подробными комментариями об особенностях того или иного гибрида проводил один из самых известных селекционеров овощных культур в стране – директор Селекционной станции имени Н. Н. Тимофеева Григорий Монахос. В палатках импровизированного экспогородка были представлены основные отечественные и зарубежные поставщики и производители семян овощей и картофеля, а также средств защиты растений и техники. А вторая половина дня была посвящена важной теме – обсуждению нового «Закона о торговле» (с. 9).
Во второй день работы форума начался «Салатный фестиваль». Были обсуждены современные технологии производства, новые сорта, промышленная переработка салатов. Специалисты компаний «Белая Дача», «Дмитровские овощи», «Дмитровские разносолы» провели мастер-классы по приготовлению салатов и овощей.