Фото: ПТЗ / Cognitive Pilot

«Кировцы» на автопилоте

Фото: ПТЗ / Cognitive Pilot

Россий­ский про­из­во­ди­тель энер­го­на­сы­щен­ных трак­то­ров АО «Петер­бург­ский трак­тор­ный завод» (ПТЗ) и веду­щий раз­ра­бот­чик систем искус­ствен­но­го интел­лек­та для робо­ти­зи­ро­ван­ной сель­хоз­тех­ни­ки Cognitive Pilot (дочер­нее пред­при­я­тие Сбе­ра и Cognitive Technologies) под­пи­са­ли стра­те­ги­че­ское согла­ше­ние по про­дви­же­нию на рос­сий­ском и зару­беж­ном рын­ках обнов­лен­ной моде­ли трак­то­ра «Киро­вец» К‑7М, осна­ща­е­мой систе­ма­ми авто­пи­ло­ти­ро­ва­ния на базе искус­ствен­но­го интел­лек­та (ИИ) Cognitive Agro Pilot. Кален­дар­ный план согла­ше­ния преду­смат­ри­ва­ет выход про­мыш­лен­ной пол­но­стью бес­пи­лот­ной вер­сии трак­то­ра до 2024 года.

Сто­ро­ны отме­ча­ют, что основ­ным пре­иму­ще­ством согла­ше­ния явля­ет­ся то, что оно в ито­ге поз­во­лит сель­хоз­пред­при­я­ти­ям дости­гать прин­ци­пи­аль­но ино­го уров­ня каче­ства и эффек­тив­но­сти выпол­не­ния работ в поле, посколь­ку ИИ возь­мет на себя реа­ли­за­цию части основ­ных про­цес­сов, в част­но­сти дви­же­ние трак­то­ра и исполь­зо­ва­ние агре­га­ти­ро­ван­ных с ним сель­хоз­о­ру­дий, а так­же кон­троль над их состоянием.

В насто­я­щее вре­мя робо­трак­тор с пер­вой вер­си­ей Cognitive Agro Pilot, уста­нав­ли­ва­е­мой на тех­ни­ку ПТЗ, спо­со­бен дви­гать­ся по тра­ек­то­рии в авто­ном­ном режи­ме с авто­ма­ти­че­ским кон­тро­лем опти­маль­ной ско­ро­сти, пара­мет­ров пере­дач, про­бук­сов­ки и загруз­ки дви­га­те­ля, оста­нав­ли­вать­ся перед пре­пят­стви­я­ми, рабо­тать в усло­ви­ях недо­ста­точ­ной види­мо­сти. В акту­аль­ной вер­сии систе­ма так­же поз­во­ля­ет авто­ма­ти­че­ски пере­да­вать в мес­сен­дже­ры вла­дель­цев трак­то­ров отче­ты о ходе работ, транс­ли­ро­вать их с под­твер­жда­ю­щи­ми фото‑ и видео­дан­ны­ми в систе­мы управ­ле­ния агро­пред­при­я­ти­ем наря­ду с теле­ма­ти­че­ски­ми дан­ны­ми о состо­я­нии маши­ны. К 2022 году умный трак­тор уже смо­жет полу­чать инфор­ма­цию с дат­чи­ков, уста­нов­лен­ных на сель­хоз­а­гре­га­ты, о состо­я­ния почв и куль­тур (оцен­ка веге­та­ции рас­те­ний, повре­жде­ний болез­ня­ми и т. д.) и выпол­нять рабо­чие опе­ра­ции с при­вяз­кой к этим данным.

Важ­ной осо­бен­но­стью реше­ния Cognitive Agro Pilot для трак­то­ров ста­нет нали­чие в систе­ме управ­ле­ния, поми­мо воз­мож­но­стей ком­пью­тер­но­го зре­ния, допол­ни­тель­но­го меха­низ­ма высо­ко­точ­но­го пози­ци­о­ни­ро­ва­ния (GNSS). Он необ­хо­дим для выпол­не­ния опе­ра­ций в зонах, где нет визу­аль­ных ори­ен­ти­ров, в местах раз­гра­ни­че­ния полей раз­ных хозяйств и т. п. Дан­ная воз­мож­ность поз­во­лит так­же авто­ма­ти­че­ски отри­со­вы­вать сним­ки со спут­ни­ка, настра­и­вать схе­мы убор­ки, пла­ни­ро­вать авто­ма­ти­че­ские раз­во­ро­ты и направ­ле­ния дви­же­ния, кото­рые могут кор­рек­ти­ро­вать­ся систе­мой ком­пью­тер­но­го зрения.

Ком­плек­та­ция «Киров­цев» систе­ма­ми ИИ, по мне­нию пред­ста­ви­те­лей компаний‑партнеров, явля­ет­ся пер­вым при­ме­ром серий­ной завод­ской уста­нов­ки авто­пи­ло­та на трак­тор­ную тех­ни­ку в Рос­сии. Пред­по­ла­га­ет­ся, что оте­че­ствен­ное реше­ние будет доступ­но к при­об­ре­те­нию по цене в диа­па­зоне от 8 до 12 млн руб., что суще­ствен­но дешев­ле по срав­не­нию с реше­ни­я­ми от зару­беж­ных кон­ку­рен­тов, диа­па­зон сто­и­мо­сти раз­ра­бо­ток кото­рых состав­ля­ет от 35 до 50 млн руб. при мень­шем набо­ре функций.

Гене­раль­ный дирек­тор АО «Петер­бург­ский трак­тор­ный завод» Сер­гей Сереб­ря­ков заявил, что его ком­па­ния сов­мест­но с Мин­сель­хоз­ом РФ рас­счи­ты­ва­ет «опе­ра­тив­но раз­ра­бо­тать и при­нять ком­плекс мер по под­держ­ке агра­ри­ев, при­об­ре­та­ю­щих инно­ва­ци­он­ные рос­сий­ские реше­ния», что послу­жит обес­пе­че­нию над­ле­жа­щих тем­пов раз­ви­тия про­ек­та и ока­жет суще­ствен­ное вли­я­ние на дина­ми­ку всей отрас­ли оте­че­ствен­но­го сель­ско­го хозяй­ства в целом.

Серий­ное осна­ще­ние трак­то­ров «Киро­вец» К‑7М систе­мой авто­пи­ло­ти­ро­ва­ния пла­ни­ру­ет­ся начать с фев­ра­ля 2022 года. Рабо­ты над спо­соб­но­стя­ми ИИ, инте­гри­ро­ван­но­го в петер­бург­ские трак­то­ры, на этом не оста­но­вят­ся. К 2023 году функ­ци­о­нал рас­ши­рит­ся воз­мож­но­стя­ми веде­ния авто­ном­ных раз­во­ро­тов, авто­ма­ти­че­ско­го рас­че­та опти­маль­но­го марш­ру­та для выпол­не­ния работ, уточ­не­ния кур­са по визу­аль­ным ори­ен­ти­рам (кром­ка обра­бо­тан­ной поч­вы, тех­но­ло­ги­че­ская колея и пр.), авто­ма­ти­че­ско­го управ­ле­ния задан­ным набо­ром при­цеп­ных ору­дий (плу­ги, косил­ки, боро­ны, опрыс­ки­ва­те­ли и т. д.), а так­же авто­ма­ти­зи­ро­ван­ны­ми функ­ци­я­ми видео­ана­ли­за и кон­тро­ля поля (кар­ти­ро­ва­ние кам­ней, оцен­ка веге­та­ции рас­те­ний, повре­жде­ний рас­те­ний болез­ня­ми или вре­ди­те­ля­ми). Осна­ще­ние трак­то­ра попол­нит­ся ком­плек­сом сен­со­ров боко­во­го обзо­ра для кон­тро­ля боко­вых зон в ходе движения.

Гово­рить о созда­нии пол­но­стью бес­пи­лот­ной вер­сии «Киров­ца» ста­нет воз­мож­ным к нача­лу 2024 года. Имен­но к это­му сро­ку пла­ни­ру­ет­ся реа­ли­зо­вать все функ­ции бес­пи­лот­но­го управ­ле­ния трак­то­ром, кото­рые поз­во­лят вести авто­ном­ные рабо­ты в груп­пе трак­то­ров с трактором‑лидером, рабо­тать в паре с ком­бай­ном, не осна­щен­ным систе­мой авто­ном­но­го управ­ле­ния, дви­гать­ся в соста­ве груп­пы таких же бес­пи­лот­ни­ков по доро­гам необ­ще­го поль­зо­ва­ния, исполь­зо­вать рас­ши­рен­ный набор сель­хоз­о­ру­дий с авто­ма­ти­зи­ро­ван­ным управ­ле­ни­ем и функ­ци­о­на­лом кон­тро­ля их состо­я­ния в про­цес­се рабо­ты. До реа­ли­за­ции завер­ша­ю­ще­го эта­па авто­но­ми­за­ции трак­то­ров при­сут­ствие в кабине опе­ра­то­ра – усло­вие обязательное.

Читайте также