Российский производитель энергонасыщенных тракторов АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) и ведущий разработчик систем искусственного интеллекта для роботизированной сельхозтехники Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies) подписали стратегическое соглашение по продвижению на российском и зарубежном рынках обновленной модели трактора «Кировец» К‑7М, оснащаемой системами автопилотирования на базе искусственного интеллекта (ИИ) Cognitive Agro Pilot. Календарный план соглашения предусматривает выход промышленной полностью беспилотной версии трактора до 2024 года.
Стороны отмечают, что основным преимуществом соглашения является то, что оно в итоге позволит сельхозпредприятиям достигать принципиально иного уровня качества и эффективности выполнения работ в поле, поскольку ИИ возьмет на себя реализацию части основных процессов, в частности движение трактора и использование агрегатированных с ним сельхозорудий, а также контроль над их состоянием.
В настоящее время роботрактор с первой версией Cognitive Agro Pilot, устанавливаемой на технику ПТЗ, способен двигаться по траектории в автономном режиме с автоматическим контролем оптимальной скорости, параметров передач, пробуксовки и загрузки двигателя, останавливаться перед препятствиями, работать в условиях недостаточной видимости. В актуальной версии система также позволяет автоматически передавать в мессенджеры владельцев тракторов отчеты о ходе работ, транслировать их с подтверждающими фото‑ и видеоданными в системы управления агропредприятием наряду с телематическими данными о состоянии машины. К 2022 году умный трактор уже сможет получать информацию с датчиков, установленных на сельхозагрегаты, о состояния почв и культур (оценка вегетации растений, повреждений болезнями и т. д.) и выполнять рабочие операции с привязкой к этим данным.
Важной особенностью решения Cognitive Agro Pilot для тракторов станет наличие в системе управления, помимо возможностей компьютерного зрения, дополнительного механизма высокоточного позиционирования (GNSS). Он необходим для выполнения операций в зонах, где нет визуальных ориентиров, в местах разграничения полей разных хозяйств и т. п. Данная возможность позволит также автоматически отрисовывать снимки со спутника, настраивать схемы уборки, планировать автоматические развороты и направления движения, которые могут корректироваться системой компьютерного зрения.
Комплектация «Кировцев» системами ИИ, по мнению представителей компаний‑партнеров, является первым примером серийной заводской установки автопилота на тракторную технику в России. Предполагается, что отечественное решение будет доступно к приобретению по цене в диапазоне от 8 до 12 млн руб., что существенно дешевле по сравнению с решениями от зарубежных конкурентов, диапазон стоимости разработок которых составляет от 35 до 50 млн руб. при меньшем наборе функций.
Генеральный директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков заявил, что его компания совместно с Минсельхозом РФ рассчитывает «оперативно разработать и принять комплекс мер по поддержке аграриев, приобретающих инновационные российские решения», что послужит обеспечению надлежащих темпов развития проекта и окажет существенное влияние на динамику всей отрасли отечественного сельского хозяйства в целом.
Серийное оснащение тракторов «Кировец» К‑7М системой автопилотирования планируется начать с февраля 2022 года. Работы над способностями ИИ, интегрированного в петербургские тракторы, на этом не остановятся. К 2023 году функционал расширится возможностями ведения автономных разворотов, автоматического расчета оптимального маршрута для выполнения работ, уточнения курса по визуальным ориентирам (кромка обработанной почвы, технологическая колея и пр.), автоматического управления заданным набором прицепных орудий (плуги, косилки, бороны, опрыскиватели и т. д.), а также автоматизированными функциями видеоанализа и контроля поля (картирование камней, оценка вегетации растений, повреждений растений болезнями или вредителями). Оснащение трактора пополнится комплексом сенсоров бокового обзора для контроля боковых зон в ходе движения.
Говорить о создании полностью беспилотной версии «Кировца» станет возможным к началу 2024 года. Именно к этому сроку планируется реализовать все функции беспилотного управления трактором, которые позволят вести автономные работы в группе тракторов с трактором‑лидером, работать в паре с комбайном, не оснащенным системой автономного управления, двигаться в составе группы таких же беспилотников по дорогам необщего пользования, использовать расширенный набор сельхозорудий с автоматизированным управлением и функционалом контроля их состояния в процессе работы. До реализации завершающего этапа автономизации тракторов присутствие в кабине оператора – условие обязательное.