Фото: Fendt

Число оборотов ниже – и только?

Фото: Fendt

Сни­же­ние рабо­че­го объ­е­ма дви­га­те­лей дол­гое вре­мя было трен­дом в сель­хоз­ма­ши­но­стро­е­нии. Теперь «в моде» кон­цеп­ции низ­ко­обо­ро­ти­стых дви­га­те­лей, поз­во­ля­ю­щие эффек­тив­но исполь­зо­вать рабо­чий объ­ем на фоне сни­же­ния рас­хо­да топлива.

Низкооборотистые двигатели в сельхозтехнике

Еще в 80‑х годах про­шло­го века свою номи­наль­ную мощ­ность дви­га­те­ли мно­гих сель­хоз­ма­шин и трак­то­ров выда­ва­ли при высо­ких 2 400 – 2 600 об / мин. Те вре­ме­на про­шли (исклю­че­ние состав­ля­ют раз­ве что малень­кие трак­то­роч­ки), и сего­дняш­ним «стан­дар­том номи­на­ла» ста­ли более скром­ные 2 100 об / мин. Тем не менее на рын­ке все чаще появ­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ли мира сель­хоз­ма­шин, создан­ные на базе так назы­ва­е­мых кон­цеп­ций низ­ко­обо­ро­ти­стых дви­га­те­лей. При этом мы гово­рим не про­сто о пони­жен­ном чис­ле обо­ро­тов дви­га­те­ля – речь ведем о сохра­не­нии при номи­наль­ном чис­ле обо­ро­тов, рав­ном при­мер­но 1 700 в мину­ту, широ­ких диа­па­зо­нов кру­тя­ще­го момен­та и мощ­но­сти, ина­че гово­ря, о воз­мож­но­сти полу­че­ния мак­си­маль­ных мощ­но­сти и кру­тя­ще­го момен­та на фоне низ­ких обо­ро­тов двигателя.

В пре­тво­ре­нии кон­цеп­ции низ­ко­обо­ро­ти­стых дви­га­те­лей в сфе­ре сель­хоз­ма­ши­но­стро­е­ния в жизнь после­до­ва­тель­ной оста­ет­ся ком­па­ния Fendt, реа­ли­зуя ее в сери­ях сво­их трак­то­ров 1000 Vario, 900 Vario и 900 Vario MT.

Ком­па­ния Fendt кон­цеп­цию низ­ко­обо­ро­ти­стых дви­га­те­лей про­дви­га­ет дав­но и после­до­ва­тель­но. В част­но­сти, для трак­то­ров 1000 Vario ее «обка­та­ли» на трех­ос­ном про­то­ти­пе Trisix (на фото).

John Deere исполь­зу­ет низ­ко­обо­ро­ти­стые дви­га­те­ли, в част­но­сти, в кор­мо­убо­роч­ных ком­бай­нах серии 9 000 (дви­га­тель V12 от Liebherr с рабо­чим объ­е­мом 24,2 л), тогда как в ана­ло­гич­ных маши­нах кон­ку­рен­ты пред­по­чи­та­ют обхо­дить­ся элек­тро­ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем мощ­но­сти или пере­клю­че­ни­ем режи­мов с уста­нов­лен­ным чис­лом оборотов.

Осна­стив свои трак­то­ры Xerion (модель HRC) ряд­ны­ми 6‑цилиндровыми дви­га­те­ля­ми Mercedes‑Benz объ­е­мом 10,6 или 12,8 л, ком­па­ния Claas доби­лась сни­же­ния номи­наль­но­го чис­ла обо­ро­тов до 1 900 в мину­ту. При агре­га­ти­ро­ва­нии с поч­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей маши­ной обо­ро­ты дви­га­те­ля сни­жа­ют­ся до 1 200 – 1 700 в мину­ту, посколь­ку обо­ро­ты сверх это­го диа­па­зо­на необ­хо­ди­мы для  пере­да­чи на вал отбо­ра мощности.

Потолок на 1 700

Кон­цеп­ция низ­ко­обо­ро­ти­стых дви­га­те­лей реа­ли­зо­ва­на ком­па­ни­ей Fendt в трех сери­ях самых мощ­ных трак­то­ров брен­да. Впер­вые низ­ко­обо­ро­ти­стый дви­га­тель был уста­нов­лен на Fendt 1000 Vario, им стал D2676 брен­да MAN рабо­чим объ­е­мом 12,4 л. Дви­га­тель настро­ен на номи­наль­ные или мак­си­маль­ные 1 700 об / мин (мак­си­мум 1 700, но может быть и ниже – 1 500 об / мин) и рабо­та­ет с тур­бо­ком­прес­со­ром с изме­ня­е­мой гео­мет­ри­ей тур­би­ны (VTG).

В отли­чие от «тра­ди­ци­он­ных» дви­га­те­лей с номи­наль­ным чис­лом обо­ро­тов 2 100 или 2 200 в мину­ту, в низ­ко­обо­ро­ти­стых при паде­нии чис­ла обо­ро­тов отсут­ству­ет избы­точ­ная мощ­ность, а уве­ли­че­ние кру­тя­ще­го момен­та на 17% (DLG PowerMix на Fendt 1042 Vario) ока­зы­ва­ет­ся суще­ствен­но ниже в силу мень­ше­го полез­но­го диа­па­зо­на чис­ла обо­ро­тов. Сво­им незна­чи­тель­ным уве­ли­че­ни­ем кру­тя­ще­го момен­та такие дви­га­те­ли «обя­за­ны» в целом высо­ко­му пока­за­те­лю кру­тя­ще­го момен­та, ста­биль­но­му удер­жа­нию его на высо­ком уровне, а так­же бес­сту­пен­ча­той транс­мис­сии. Из‑за срав­ни­тель­но неболь­шо­го диа­па­зо­на чис­ла обо­ро­тов для низ­ко­обо­ро­ти­стых дви­га­те­лей тур­бо­ком­прес­со­ра с изме­ня­е­мой гео­мет­ри­ей тур­би­ны (VTG‑Turbo) или же систе­мой регу­ли­ров­ки пото­ка отра­бо­тав­ших газов (Wastegate‑Turbo) вполне достаточно.

Трак­то­ры модель­но­го ряда Fendt 900 Vario MT со сво­и­ми 7‑цилиндровыми дви­га­те­ля­ми объ­е­мом 9,8 л про­из­вод­ства AGCO Power тоже при­спо­соб­ле­ны для рабо­ты на низ­ких обо­ро­тах. Одна из при­чин такой их осо­бен­но­сти заклю­ча­ет­ся в том, что транс­мис­сия Vario вто­ро­го поко­ле­ния раз­ра­ба­ты­ва­лась для исполь­зо­ва­ния с дви­га­те­ля­ми с началь­ным чис­лом обо­ро­тов или так назы­ва­е­мым пере­да­точ­ным чис­лом, как у низ­ко­обо­ро­ти­сто­го MAN D2676, уста­нав­ли­ва­е­мо­го на Fendt 1000 Vario.

Полная версия доступна в печатном и электронном виде

Вы може­те офор­мить под­пис­ку на изда­ние в печат­ном виде на сай­те agrodelo.ru или элек­трон­ном виде в мага­зи­нах Google Play и App Store.

Читайте также