Снижение рабочего объема двигателей долгое время было трендом в сельхозмашиностроении. Теперь «в моде» концепции низкооборотистых двигателей, позволяющие эффективно использовать рабочий объем на фоне снижения расхода топлива.
Низкооборотистые двигатели в сельхозтехнике
Еще в 80‑х годах прошлого века свою номинальную мощность двигатели многих сельхозмашин и тракторов выдавали при высоких 2 400 – 2 600 об / мин. Те времена прошли (исключение составляют разве что маленькие тракторочки), и сегодняшним «стандартом номинала» стали более скромные 2 100 об / мин. Тем не менее на рынке все чаще появляются представители мира сельхозмашин, созданные на базе так называемых концепций низкооборотистых двигателей. При этом мы говорим не просто о пониженном числе оборотов двигателя – речь ведем о сохранении при номинальном числе оборотов, равном примерно 1 700 в минуту, широких диапазонов крутящего момента и мощности, иначе говоря, о возможности получения максимальных мощности и крутящего момента на фоне низких оборотов двигателя.
В претворении концепции низкооборотистых двигателей в сфере сельхозмашиностроения в жизнь последовательной остается компания Fendt, реализуя ее в сериях своих тракторов 1000 Vario, 900 Vario и 900 Vario MT.
Компания Fendt концепцию низкооборотистых двигателей продвигает давно и последовательно. В частности, для тракторов 1000 Vario ее «обкатали» на трехосном прототипе Trisix (на фото).
John Deere использует низкооборотистые двигатели, в частности, в кормоуборочных комбайнах серии 9 000 (двигатель V12 от Liebherr с рабочим объемом 24,2 л), тогда как в аналогичных машинах конкуренты предпочитают обходиться электрорегулированием мощности или переключением режимов с установленным числом оборотов.
Оснастив свои тракторы Xerion (модель HRC) рядными 6‑цилиндровыми двигателями Mercedes‑Benz объемом 10,6 или 12,8 л, компания Claas добилась снижения номинального числа оборотов до 1 900 в минуту. При агрегатировании с почвообрабатывающей машиной обороты двигателя снижаются до 1 200 – 1 700 в минуту, поскольку обороты сверх этого диапазона необходимы для передачи на вал отбора мощности.
Потолок на 1 700
Концепция низкооборотистых двигателей реализована компанией Fendt в трех сериях самых мощных тракторов бренда. Впервые низкооборотистый двигатель был установлен на Fendt 1000 Vario, им стал D2676 бренда MAN рабочим объемом 12,4 л. Двигатель настроен на номинальные или максимальные 1 700 об / мин (максимум 1 700, но может быть и ниже – 1 500 об / мин) и работает с турбокомпрессором с изменяемой геометрией турбины (VTG).
В отличие от «традиционных» двигателей с номинальным числом оборотов 2 100 или 2 200 в минуту, в низкооборотистых при падении числа оборотов отсутствует избыточная мощность, а увеличение крутящего момента на 17% (DLG PowerMix на Fendt 1042 Vario) оказывается существенно ниже в силу меньшего полезного диапазона числа оборотов. Своим незначительным увеличением крутящего момента такие двигатели «обязаны» в целом высокому показателю крутящего момента, стабильному удержанию его на высоком уровне, а также бесступенчатой трансмиссии. Из‑за сравнительно небольшого диапазона числа оборотов для низкооборотистых двигателей турбокомпрессора с изменяемой геометрией турбины (VTG‑Turbo) или же системой регулировки потока отработавших газов (Wastegate‑Turbo) вполне достаточно.
Тракторы модельного ряда Fendt 900 Vario MT со своими 7‑цилиндровыми двигателями объемом 9,8 л производства AGCO Power тоже приспособлены для работы на низких оборотах. Одна из причин такой их особенности заключается в том, что трансмиссия Vario второго поколения разрабатывалась для использования с двигателями с начальным числом оборотов или так называемым передаточным числом, как у низкооборотистого MAN D2676, устанавливаемого на Fendt 1000 Vario.
Полная версия доступна в печатном и электронном виде
Вы можете оформить подписку на издание в печатном виде на сайте agrodelo.ru или электронном виде в магазинах Google Play и App Store.