Фото: М. Политова, НСХ

В ожидании перемен

Фото: М. Политова, НСХ

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

В сере­дине сен­тяб­ря в выста­воч­ном ком­плек­се «Экс­по­центр» состо­я­лась кон­фе­рен­ция «Молоч­ная отрасль – шаги раз­ви­тия после эмбарго».

Экспер­ты и пред­ста­ви­те­ли орга­нов вла­сти обсу­ди­ли раз­ви­тие молоч­но­го рын­ка после вве­де­ния эмбар­го, пер­спек­ти­вы и новые направ­ле­ния раз­ви­тия фер­мер­ских про­из­водств, а так­же при­ве­ли при­ме­ры успеш­ных про­ек­тов в сфе­ре импортозамещения.

Гово­ря о тен­ден­ци­ях в молоч­ной отрас­ли, испол­ни­тель­ный дирек­тор «Союз­мо­ло­ко» Артем Белов осве­тил ситу­а­цию на миро­вом молоч­ном рын­ке: спрос на молоч­ную про­дук­цию во всем мире рас­тет на про­тя­же­нии уже мно­гих лет – это­му спо­соб­ству­ет уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти насе­ле­ния в стра­нах Азии, Афри­ки и Ближ­не­го Восто­ка, улуч­ше­ние соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го поло­же­ния отдель­ных групп насе­ле­ния. Молоч­ные про­дук­ты потреб­ля­ют более 6 млрд чело­век и боль­шин­ство из них – в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах. Для удо­вле­тво­ре­ния рас­ту­ще­го спро­са круп­ней­шие стра­ны-экс­пор­те­ры про­дол­жа­ют нара­щи­вать объ­е­мы про­из­вод­ства сыро­го моло­ка – в 2017 году при­рост соста­вит 2,5 млн тонн. А вот в Рос­сии эффек­ты санк­ций и сла­бо­го руб­ля, кото­рые спо­соб­ство­ва­ли актив­но­му росту оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей молоч­ной про­дук­ции, исчер­па­ны. Новая реаль­ность – рост про­из­вод­ства сырья на фоне устой­чи­во­го паде­ния спро­са на молоч­ные про­дук­ты, поэто­му тре­бу­ют­ся новые меха­низ­мы регу­ли­ро­ва­ния рынка.

О раз­ви­тии рос­сий­ской молоч­ной отрас­ли после вве­де­ния эмбар­го рас­ска­за­ла гене­раль­ный дирек­тор Petrova Five Consulting Мари­на Пет­ро­ва: про­из­вод­ство сыро­го моло­ка в Рос­сии рас­тет низ­ки­ми тем­па­ми – так, с 2012 года объ­е­мы сыро­го товар­но­го моло­ка в сель­хоз­ор­га­ни­за­ци­ях и кре­стьян­ских (фер­мер­ских) хозяй­ствах вырос­ли все­го на 4 % и соста­ви­ли 17,2 млн тонн. Для дости­же­ния уров­ня само­обес­пе­че­ния Рос­сии необ­хо­ди­мо про­из­во­дить поряд­ка 50 млн тонн. Экс­перт под­черк­ну­ла, что спрос на молоч­ную про­дук­цию в Рос­сии пада­ет на фоне сокра­ще­ния реаль­ных дохо­дов насе­ле­ния. В бли­жай­шее вре­мя молоч­ную отрасль ждут боль­шие пере­ме­ны. В чис­ле фак­то­ров, кото­рые ока­жут наи­бо­лее суще­ствен­ное вли­я­ние на раз­ви­тие отрас­ли, – уси­ле­ние вер­ти­каль­ной инте­гра­ции и выход на молоч­ный рынок круп­ней­ших агро­хол­дин­гов, уве­ли­че­ние кон­ку­рен­ции с сете­вы­ми ритей­ле­ра­ми и зару­беж­ны­ми постав­щи­ка­ми. «Сего­дня недо­ста­точ­но про­из­во­дить каче­ствен­ный про­дукт – нуж­но уметь быст­ро менять­ся и пере­стра­и­вать биз­нес в соот­вет­ствии с изме­не­ни­я­ми рын­ка», – ска­за­ла Мари­на Петрова.

О вве­де­нии элек­трон­ной вете­ри­нар­ной сер­ти­фи­ка­ции рас­ска­зал началь­ник отде­ла Рос­сель­хоз­над­зо­ра Вла­ди­мир Казе­ко. Его выступ­ле­ние вызва­ло жар­кую дис­кус­сию о сро­ках, слож­но­сти и сто­и­мо­сти пере­хо­да на ЭВС в Рос­сии. Этой теме был посвя­щен и доклад реги­о­наль­но­го вице-пре­зи­ден­та по кор­по­ра­тив­ным отно­ше­ни­ям в Рос­сии и СНГ ком­па­нии «Данон» Мари­ны Бала­ба­но­вой: она отме­ти­ла, что капи­таль­ные затра­ты на внед­ре­ние ЭВС для заво­да мощ­но­стью 140 тонн / сут­ки соста­вят 132,8 млн руб­лей, а еже­год­ные опе­ра­ци­он­ные затра­ты – 134,8 млн рублей.

Обсу­ди­ли участ­ни­ки и направ­ле­ния раз­ви­тия фер­мер­ских про­из­водств. Оль­га Дру­га­ни­на («Аннуш­ки­на фер­ма») рас­ска­за­ла о раз­ви­тии про­из­вод­ства молоч­ных про­дук­тов, а осно­ва­тель про­ек­та «Фер­ма для сво­их» Оль­га Кар­по­ва – о допол­ни­тель­ных направ­ле­ни­ях и повы­ше­нии лояль­но­сти потре­би­те­лей. Вла­де­лец ТМ «Зорь­ка и Мил­ка» Юрий Аро­нов, кон­ста­ти­ро­вав рост инте­ре­са потре­би­те­лей к здо­ро­во­му пита­нию, обра­тил вни­ма­ние на необ­хо­ди­мость кон­тро­ля каче­ства про­из­во­ди­мых фер­ме­ра­ми про­дук­тов. Член Сове­та дирек­то­ров «Беле­бе­ев­ско­го молоч­но­го ком­би­на­та» Анна Ведер­ни­ко­ва по ито­гам про­ве­ден­но­го ком­па­ни­ей изме­не­ния струк­ту­ры ассор­ти­мен­та и запус­ка про­дук­тов под соб­ствен­ны­ми брен­да­ми гово­ри­ла о реб­рен­дин­ге как спо­со­бе повы­ше­ния мар­жи­наль­но­сти. Стра­те­гию пози­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­па­нии «Лукоз Саба» рас­крыл ее гене­раль­ный дирек­тор Тарас Кожа­нов. В кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие более сот­ни человек.

Читайте также