В середине сентября в выставочном комплексе «Экспоцентр» состоялась конференция «Молочная отрасль – шаги развития после эмбарго».
Эксперты и представители органов власти обсудили развитие молочного рынка после введения эмбарго, перспективы и новые направления развития фермерских производств, а также привели примеры успешных проектов в сфере импортозамещения.
Говоря о тенденциях в молочной отрасли, исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов осветил ситуацию на мировом молочном рынке: спрос на молочную продукцию во всем мире растет на протяжении уже многих лет – этому способствует увеличение численности населения в странах Азии, Африки и Ближнего Востока, улучшение социально-экономического положения отдельных групп населения. Молочные продукты потребляют более 6 млрд человек и большинство из них – в развивающихся странах. Для удовлетворения растущего спроса крупнейшие страны-экспортеры продолжают наращивать объемы производства сырого молока – в 2017 году прирост составит 2,5 млн тонн. А вот в России эффекты санкций и слабого рубля, которые способствовали активному росту отечественных производителей молочной продукции, исчерпаны. Новая реальность – рост производства сырья на фоне устойчивого падения спроса на молочные продукты, поэтому требуются новые механизмы регулирования рынка.
О развитии российской молочной отрасли после введения эмбарго рассказала генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова: производство сырого молока в России растет низкими темпами – так, с 2012 года объемы сырого товарного молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах выросли всего на 4 % и составили 17,2 млн тонн. Для достижения уровня самообеспечения России необходимо производить порядка 50 млн тонн. Эксперт подчеркнула, что спрос на молочную продукцию в России падает на фоне сокращения реальных доходов населения. В ближайшее время молочную отрасль ждут большие перемены. В числе факторов, которые окажут наиболее существенное влияние на развитие отрасли, – усиление вертикальной интеграции и выход на молочный рынок крупнейших агрохолдингов, увеличение конкуренции с сетевыми ритейлерами и зарубежными поставщиками. «Сегодня недостаточно производить качественный продукт – нужно уметь быстро меняться и перестраивать бизнес в соответствии с изменениями рынка», – сказала Марина Петрова.
О введении электронной ветеринарной сертификации рассказал начальник отдела Россельхознадзора Владимир Казеко. Его выступление вызвало жаркую дискуссию о сроках, сложности и стоимости перехода на ЭВС в России. Этой теме был посвящен и доклад регионального вице-президента по корпоративным отношениям в России и СНГ компании «Данон» Марины Балабановой: она отметила, что капитальные затраты на внедрение ЭВС для завода мощностью 140 тонн / сутки составят 132,8 млн рублей, а ежегодные операционные затраты – 134,8 млн рублей.
Обсудили участники и направления развития фермерских производств. Ольга Друганина («Аннушкина ферма») рассказала о развитии производства молочных продуктов, а основатель проекта «Ферма для своих» Ольга Карпова – о дополнительных направлениях и повышении лояльности потребителей. Владелец ТМ «Зорька и Милка» Юрий Аронов, констатировав рост интереса потребителей к здоровому питанию, обратил внимание на необходимость контроля качества производимых фермерами продуктов. Член Совета директоров «Белебеевского молочного комбината» Анна Ведерникова по итогам проведенного компанией изменения структуры ассортимента и запуска продуктов под собственными брендами говорила о ребрендинге как способе повышения маржинальности. Стратегию позиционирования компании «Лукоз Саба» раскрыл ее генеральный директор Тарас Кожанов. В конференции приняли участие более сотни человек.