Второй международный молочный форум состоялся 18−19 ноября 2015 года в Подмосковье. О каких проблемах молочной индустрии говорили участники мероприятия на этот раз?
Без тени сомнения можно утверждать, что Международный молочный форум всего лишь за год успел превратиться в престижную площадку для встречи известных политиков, чиновников, бизнесменов и членов ученого сообщества. В 2015 году в Доме Правительства Московской области было решено провести второй молочный форум. Гостями мероприятия стали около 1000 человек из 32 стран мира. В форуме приняли участие и потенциальные зарубежные инвесторы в российскую молочную отрасль. На мероприятии было подписан целый ряд соглашений о реализации инвестпроектов.
Цель — миллион
Пленарное заседание стало центральным событием Молочного форума. Вся государственная «верхушка» активно участвовала в нем. Спикерами стали зампредседателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, министр сельского хозяйства Александр Ткачев, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт, зампредседателя Правительства Московской области, министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев и др.
Поздравил участников с открытием форума вице-губернатор Московской области Ильдар Габдрахманов. Он сразу отметил, что область производит в год 640 тыс. т молока, и занимает третье место среди регионов по производству товарного молока. Кроме того, он напомнил гостям о провозглашенной властями еще на прошлом мероприятии цели — довести производство молока в области до одного миллиона к 2020 году.
«Пришло время серьезных инвестиций в нашу молочную индустрию», — взял слово Аркадий Дворкович. Прежде всего, нужно обеспечить благоприятные условия для функционирования российского молочного бизнеса, и без государственной поддержки здесь никак не обойтись. «Агропромышленный комплекс — одна из немногих отраслей, где объемы господдержки не уменьшились, несмотря на жесткие бюджетные ограничения», — сообщил А. Дворкович. По его словам в ближайшие годы сокращения помощи государства не предвидится, но в самой господдержке будут некоторые корректировки. Например, сроки кредитования молочного бизнеса увеличатся до 15 лет. Будет введена компенсация части капитальных затрат на строительство и модернизацию животноводческих ферм.
На данный момент предполагается субсидировать 20% понесенных капзатрат, но, возможно, этот показатель увеличится и до 35%. Кроме того, запланировано создание реестра значимых проектов, которые будут получать поддержку от государства.
Чтобы бизнес «пришел в молочную отрасль», изменения должны быть предусмотрены и в инвестиционном кредитовании. «Мы готовим законопроект по упрощению выдачи кредита, чтобы инвестор, приходя в банк, получал кредит с первого дня по ставке в 5−7%, а не 17%, как это происходит сегодня», — продолжил тему министр сельского хозяйства А. Ткачев. Основная задача — снизить максимальный период окупаемости проектов в молочной индустрии до восьми лет. Кроме того, по словам министра, нужно увеличить производство на 7 — 8 млн тонн молока, чтобы выйти на 95%-ный уровень внутреннего обеспечения молоком.
Конкурентоспособность
По мнению А. Дворковича, пока действует эмбарго, у отечественных производителей есть возможность повысить конкурентоспособность своей сельхозпродукции. Как считает Денис Буцаев, только лишь увеличением молочного поголовья проблема конкурентоспособности не решится. Единственным способом это сделать в Московской области является интенсификация сельского хозяйства. На данный момент среднегодовая молочная продуктивность на одну корову в регионе составляет 6300 кг. Этот показатель довольно высок, однако он не дотягивает до среднего европейского.
Исполнительный директор ООО «Интеркрос Центр» Петр Бочаров считает, что залогом получения высоких удоев является кормление и воспроизводство скота. «Молоко — не показатель производства, нужно заняться воспроизводством. Корова потом сама вернет все сторицей», — говорит П. Бочаров. А для этого нужно внедрять инновационные технологии в отрасль и оптимизировать российскую генетическую базу.
Полностью поддерживает данную точку зрения и профессор РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева Сергей Харитонов. «Локальные породы не конкурентоспособны, и не всегда импортная генетика будет так же эффективна в российских условиях. Использование импортного скота необходимо, но нужно создать свою систему и национальный банк хранения генетического материала локальных пород».
Что скажет бизнес?
Позиция властей по улучшению ситуации в молочной отрасли более-менее понятна, но что говорят представители молочного бизнеса? Стоит ли вообще вкладывать деньги в молочную отрасль?
Чтобы молочный бизнес привлекательным для инвесторов, центр прибыли должен лежать в его производстве. Но как показывают факты, большая часть маржи находится в ритейле. Поэтому сбыт является «головной болью» для молочников.
«Вы начали производить продукт, но нет гарантии что вы его потом продадите», — говорит Владислав Чебурашкин, председатель Совета директоров компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма». Поэтому еще до того как вкладываться в молочный завод, нужно проработать вопрос со сбытом.
Молочная ферма — сложный инвестиционный проект с длительным периодом окупаемости, низкой маржинальностью и серьезными рисками. Прежде чем достигнуть точки безубыточности, нужно понести значительные расходы. И тот, кто не готов к таким трудностям, вряд ли добьется успеха.
Немного лучше дело обстоит в производстве сыров. Запрет иностранной продукции «сыграл на руку» российским сыроделам. По словам Олега Сироты, руководителя компании «Русский пармезан», рубль, вложенный в переработку, равен трем рублям, вложенным в коровник. Сыровар из Подмосковья отмечает высокий спрос на сыры и оценивает сыроделие как перспективную отрасль для притока инвестиций.
Конечно, и здесь проблем предостаточно. Основная проблема производителей сыров состоит в отсутствии качественного сыропригодного молочного сырья. Как правило, фермеры кормят животных силосом, а такое молоко не подходит для сыроделия. Опять же все упирается в производственную сферу, вернее, в основы содержания и кормления молочного скота.
Таким образом, на главный вопрос, стоит ли инвестировать в производство молока, представители бизнеса ответили положительно.