Солнечным ноябрьским утром любой, кто проезжал мимо газозаправочной станции близ села Волотово в Чернянском районе Белгородской области, удивлялся скоплению людей с камерами и диктофонами, суетящихся вокруг трактора у колонки. Лишь ограниченному кругу лиц было известно, что здесь ведется презентация трактора, работающего на смешанном топливе.
Пока новенький, сверкающий в лучах осеннего солнца New Holland T7060 заправлялся газом, специалист по тракторам, оснащаемым альтернативными системами подачи топлива, из российского представительства CNH Industrial Алексей Савинов излагал профильным журналистам подноготную проекта.
Бренд FPT Industrial, который входит в группу компаний CNH Industrial, уже более 20 лет разрабатывает двигатели на газе. Не так давно, в октябре 2017 года, был представлен Cursor 13 NG мощностью 460 л. с. и объемом 12,9 л, способный работать как на природном газе, так и на биогазе. При этом он по токсичности отработавших газов не оставлял шансов топливу класса Евро 6, стандарты которого действовали в Европе с 2015 года. Двумя годами спустя на ганноверской выставке Agritechnica‑2019 на стенде компании уже красовался трактор New Holland T6 Methane Power (180 л.с.), при работе которого по сравнению с дизельным аналогом в атмосферу выделялось твердых частиц меньше на 99 %, СО2 – на 10 %, совокупные выбросы были снижены на 80%! У европейских фермеров данный трактор вызывал интерес, поскольку позволял заправлять себя биогазом, получаемым в условиях собственных хозяйств, и тем предоставлял шанс развитию их автономности.
Чисто газовые двигатели и их использование – одно из направлений сегмента разработки сельхозтехники на газотопливе. Второе – гибридные тракторы, работающие как на дизеле, так и на смеси дизеля и метана. Проект в свое время был передан для развития в Россию, где в силу наличия и стоимости природного газа, а также потенциальных возможностей развития специализированной инфраструктуры гибриды имели больше шансов для обоснования на рынке. Так на заводе CNH Industrial в Набережных Челнах и был собран первый образец гибридного New Holland T7060.
Завершивший заправку газом трактор с надписью на фронтальном кожухе «Сделано в Татарстане» переехал на площадку, где его со всей тщательностью уже могли осмотреть журналисты. Алексей Савинов, закончив «газовую ретроспективу», приступил к демонстрации: «Если говорить конкретно о тракторе, то он сделан на базе модели Т7060, собираемой на заводе в Набережных Челнах массово. При участии компании «РариТЭК», занимающейся переоснащением транспорта в нашей стране для работы на газомоторном топливе, для трактора было разработано и интегрировано газомоторное оборудование. При этом речь идет о двух пакетах. Первый – итальянский, включающий в себя все газовые магистрали, клапаны, форсунки, блок управления, и второй, образуемый газовыми баллонами и передней рамой под них. Каждый баллон имеет чистый объем 132 л, куда под давлением 200 атмосфер помещается газ, примерно 33 куба. В единицах массы это чуть больше 22 кг чистого газа на баллон. Здесь стоит четыре баллона, получается, полная их заправка составит почти 90 кг газа. Двигатель трактора дизельный, внутреннего сгорания. Поэтому при его запуске в камеру сжигания подается дизельное топливо. Как только двигатель прогревается до температуры 400С, происходит автоматическое переключение на подачу газа, и далее трактор работает на смеси газа и дизтоплива в соотношении 40 / 60».
Чтобы убедить журналистов, что представленный, пока единственный экспонат New Holland T7060 с наклейкой «Метан» мало отличается от своего чисто дизельного собрата, Алексей и его коллега Михаил Базан, курирующий тракторное направление брендов Case IH и New Holland в России, приглашают желающих заглянуть в кабину первенца. Михаил, демонстрируя завидные терпение и выдержку, всем журналистам по очереди показывает шкалу, отражающую наличие газа в баллонах, систему индикации дизель / газодизель и неприметную кнопку на задней правой стойке кабины: она нужна для переключения между режимами – мало ли кому захочется вопреки всему вести работу в поле без подключения газа.
Однако не для того делали трактор гибридным, чтобы он работал исключительно на дизельном топливе! Достав калькуляторы, Алексей с Михаилом под контролем бдительных журналистов считают: пусть средний расход дизтоплива на вспашке 33 л/ч; объема топливного бака 405 л хватит примерно на 12,3 часа работы в поле. При работе на смеси в соотношении 40 / 60, расход газа на час вспашки составит 13,2 кг/ч, дизтоплива – 17,5 л/ч.
«В двухтопливном режиме при этих параметрах – мы их получили от наших итальянских коллег, – уточняет Алексей Савинов и продолжает: – трактор может работать чуть больше семи часов. После того как заканчивается газ, происходит переключение в дизельный режим, и в этом режиме на остатке топлива в баке продолжается работа еще 9 часов. Итого суммарно получается около 16 часов автономной работы трактора, а это почти на четыре часа больше, по сравнению с работой исключительно на дизельном топливе».
Финансовую сторону вопроса решили просчитать тут же: цены на дизель и метан известны – 48 руб./л и 18,18 руб./м3 соответственно. Для перевода в килограммы кубометры умножаются на 0,68, затем на затрачиваемые на час работы с плугом 13,2 кг, а потом и на цену. В итоге за газ, потребляемый за час работы, заплатить придется 163,18 руб. А 17,5 л дизеля по цене 48 руб. составят дополнительные 840 руб. В сумме час работы на смешанном топливе обойдется хозяйству в 1 003,18 руб. Меж тем работа чисто дизельного трактора потребует ежечасной инвестиции, равной 1 584 руб. Итого разница 580 руб. в пользу газодизельного режима работы.
«Заправить баллоны и бак трактора по полной стоит примерно 22 тысячи рублей, – включается в расчеты Михаил. – Это на 16 часов автономной работы! Для работы дизельного эквивалента потребуется примерно 24 тысячи рублей, но с учетом дозаправки – он‑то на одном баке только 12,3 часа пахать в поле может!»
«Проведя многократные подсчеты, мы пришли к выводу, что экономия при использовании газодизельной смеси составляет от 11 до 13 %, – резюмирует Алексей. – И потом мы расчеты делали для тяжелых операций – вспашки. Возможно, на культивации или транспортировке автономность трактора сможет достигать 24 часов – есть основания предполагать такое. Но эти цифры нам еще предстоит проверить в российских условиях».
Организовывая презентацию в Белгородской области, представители российской CNH Industrial искренне полагали, что к началу ноября смогут завершить первые испытания в поле, однако дожди внесли корректировку: проверку трактора провели, только когда выпал первый снег. Для контрольных испытаний его агрегатировали с 4‑метровым глубокорыхлителем. На данном виде работ общая автономность составила 12,5 часа, восемь из которых двигатель работал на смешанном топливе, оставшиеся 4,5 – на дизельном. Аналогичный дизельный трактор при том же режиме эксплуатации показал автономность на 24% меньше – 9,5 ч.
Реальные цифры важны, чтобы убедить потенциальных покупателей. Выстраивая планы на реализацию гибридных тракторов, представители CNH Industrial в основном ведут речь о холдингах. Ввиду ограниченности числа газозаправочных станций – «Газпром» хоть и обещает развить собственную сеть до тысячи и более станций, этого все равно будет недостаточно – гибридный продукт может представлять интерес для хозяйств, расположенных в непосредственной близости от АГЗС или же именно холдингов, которым по силам создать собственную инфраструктуру для заправки техники газом.
Несмотря на инфраструктурные препоны, российская CNH Industrial рисует неплохие перспективы газомоторному направлению в нашей стране.
Наш опыт
Потенциальные запасы природного газа в России составляют около 40% от общемировых. Это создает отличные условия для развития данного альтернативного топлива: оно не только более экологично, но и более рентабельно. Преимущества метана уже по достоинству оценили владельцы коммерческого транспорта. При пробеге, например, молоковоза IVECO Stralis NP в 15 тысяч км за месяц экономия составляет порядка 100 тысяч рублей. Однако для качественного и масштабного перехода на газомоторное топливо сельскохозяйственной отрасли нужна еще более развитая и продуманная инфраструктура. На данный момент к метану присматриваются крупные агропредприятия с размещением АГНКС на своей территории. На наш взгляд, инфраструктура метановых заправок будет интенсивно развиваться в России в ближайшие годы. В начале на метан переключаться крупные игроки рынка, а со временем природное топливо станет доступно также средним фермерам и владельцам личных подсобных хозяйств. В свою очередь мы уже разработали готовое решение для российского бизнеса – гибридный концепт New Holland T7060, который проходит тестирование на полях агрохолдингов и уже показал свою экономичность в сравнении с дизельными аналогами. На данный момент для нас важно предложить клиентам именно тот продукт, который будет соответствовать их ожиданиям и сегодняшней бизнес‑модели. А что касается более отдаленных перспектив развития природного газа, то, как показывает опыт европейских коллег, данные технологии будут все более востребованы повсеместно в рамках циркулярной экономики и устойчивого сельского хозяйства.
Михаил Мураховский, бизнес-директор по сельскохозяйственной технике CNH Industrial в России и Республике Беларусь