Фото: Е. Герасименко

Поддать газу!

Фото: Е. Герасименко

Елена Герасименко

Руководитель рекламной службы, редактор журнала «Новое сельское хозяйство», генеральный директор OOO «ДЛВ АГРОДЕЛО»

Поделитьтся

Солнеч­ным ноябрь­ским утром любой, кто про­ез­жал мимо газо­за­пра­воч­ной стан­ции близ села Воло­то­во в Чер­нян­ском рай­оне Бел­го­род­ской обла­сти, удив­лял­ся скоп­ле­нию людей с каме­ра­ми и дик­то­фо­на­ми, суе­тя­щих­ся вокруг трак­то­ра у колон­ки. Лишь огра­ни­чен­но­му кру­гу лиц было извест­но, что здесь ведет­ся пре­зен­та­ция трак­то­ра, рабо­та­ю­ще­го на сме­шан­ном топливе.

Пока новень­кий, свер­ка­ю­щий в лучах осен­не­го солн­ца New Holland T7060 заправ­лял­ся газом, спе­ци­а­лист по трак­то­рам, осна­ща­е­мым аль­тер­на­тив­ны­ми систе­ма­ми пода­чи топ­ли­ва, из рос­сий­ско­го пред­ста­ви­тель­ства CNH Industrial Алек­сей Сави­нов изла­гал про­филь­ным жур­на­ли­стам под­но­гот­ную проекта.

Бренд FPT Industrial, кото­рый вхо­дит в груп­пу ком­па­ний CNH Industrial, уже более 20 лет раз­ра­ба­ты­ва­ет дви­га­те­ли на газе. Не так дав­но, в октяб­ре 2017 года, был пред­став­лен Cursor 13 NG мощ­но­стью 460 л. с. и объ­е­мом 12,9 л, спо­соб­ный рабо­тать как на при­род­ном газе, так и на био­га­зе. При этом он по ток­сич­но­сти отра­бо­тав­ших газов не остав­лял шан­сов топ­ли­ву клас­са Евро 6, стан­дар­ты кото­ро­го дей­ство­ва­ли в Евро­пе с 2015 года. Дву­мя года­ми спу­стя на ган­но­вер­ской выстав­ке Agritechnica‑2019 на стен­де ком­па­нии уже кра­со­вал­ся трак­тор New Holland T6 Methane Power (180 л.с.), при рабо­те кото­ро­го по срав­не­нию с дизель­ным ана­ло­гом в атмо­сфе­ру выде­ля­лось твер­дых частиц мень­ше на 99 %, СО2 – на 10 %, сово­куп­ные выбро­сы были сни­же­ны на 80%! У евро­пей­ских фер­ме­ров дан­ный трак­тор вызы­вал инте­рес, посколь­ку поз­во­лял заправ­лять себя био­га­зом, полу­ча­е­мым в усло­ви­ях соб­ствен­ных хозяйств, и тем предо­став­лял шанс раз­ви­тию их автономности.

Чисто газо­вые дви­га­те­ли и их исполь­зо­ва­ние – одно из направ­ле­ний сег­мен­та раз­ра­бот­ки сель­хоз­тех­ни­ки на газо­топ­ли­ве. Вто­рое – гибрид­ные трак­то­ры, рабо­та­ю­щие как на дизе­ле, так и на сме­си дизе­ля и мета­на. Про­ект в свое вре­мя был пере­дан для раз­ви­тия в Рос­сию, где в силу нали­чия и сто­и­мо­сти при­род­но­го газа, а так­же потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей раз­ви­тия спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной инфра­струк­ту­ры гибри­ды име­ли боль­ше шан­сов для обос­но­ва­ния на рын­ке. Так на заво­де CNH Industrial в Набе­реж­ных Чел­нах и был собран пер­вый обра­зец гибрид­но­го New Holland T7060.

Завер­шив­ший заправ­ку газом трак­тор с над­пи­сью на фрон­таль­ном кожу­хе «Сде­ла­но в Татар­стане» пере­ехал на пло­щад­ку, где его со всей тща­тель­но­стью уже мог­ли осмот­реть жур­на­ли­сты. Алек­сей Сави­нов, закон­чив «газо­вую ретро­спек­ти­ву», при­сту­пил к демон­стра­ции: «Если гово­рить кон­крет­но о трак­то­ре, то он сде­лан на базе моде­ли Т7060, соби­ра­е­мой на заво­де в Набе­реж­ных Чел­нах мас­со­во. При уча­стии ком­па­нии «РариТ­ЭК», зани­ма­ю­щей­ся пере­осна­ще­ни­ем транс­пор­та в нашей стране для рабо­ты на газо­мо­тор­ном топ­ли­ве, для трак­то­ра было раз­ра­бо­та­но и инте­гри­ро­ва­но газо­мо­тор­ное обо­ру­до­ва­ние. При этом речь идет о двух паке­тах. Пер­вый – ита­льян­ский, вклю­ча­ю­щий в себя все газо­вые маги­стра­ли, кла­па­ны, фор­сун­ки, блок управ­ле­ния, и вто­рой, обра­зу­е­мый газо­вы­ми бал­ло­на­ми и перед­ней рамой под них. Каж­дый бал­лон име­ет чистый объ­ем 132 л, куда под дав­ле­ни­ем 200 атмо­сфер поме­ща­ет­ся газ, при­мер­но 33 куба. В еди­ни­цах мас­сы это чуть боль­ше 22 кг чисто­го газа на бал­лон. Здесь сто­ит четы­ре бал­ло­на, полу­ча­ет­ся, пол­ная их заправ­ка соста­вит почти 90 кг газа. Дви­га­тель трак­то­ра дизель­ный, внут­рен­не­го сго­ра­ния. Поэто­му при его запус­ке в каме­ру сжи­га­ния пода­ет­ся дизель­ное топ­ли­во. Как толь­ко дви­га­тель про­гре­ва­ет­ся до тем­пе­ра­ту­ры 400С, про­ис­хо­дит авто­ма­ти­че­ское пере­клю­че­ние на пода­чу газа, и далее трак­тор рабо­та­ет на сме­си газа и дизтоп­ли­ва в соот­но­ше­нии 40 / 60».

Что­бы убе­дить жур­на­ли­стов, что пред­став­лен­ный, пока един­ствен­ный экс­по­нат New Holland T7060 с наклей­кой «Метан» мало отли­ча­ет­ся от сво­е­го чисто дизель­но­го собра­та, Алек­сей и его кол­ле­га Миха­ил Базан, кури­ру­ю­щий трак­тор­ное направ­ле­ние брен­дов Case IH и New Holland в Рос­сии, при­гла­ша­ют жела­ю­щих загля­нуть в каби­ну пер­вен­ца. Миха­ил, демон­стри­руя завид­ные тер­пе­ние и выдерж­ку, всем жур­на­ли­стам по оче­ре­ди пока­зы­ва­ет шка­лу, отра­жа­ю­щую нали­чие газа в бал­ло­нах, систе­му инди­ка­ции дизель / газо­ди­зель и непри­мет­ную кноп­ку на зад­ней пра­вой стой­ке каби­ны: она нуж­на для пере­клю­че­ния меж­ду режи­ма­ми – мало ли кому захо­чет­ся вопре­ки все­му вести рабо­ту в поле без под­клю­че­ния газа.

Одна­ко не для того дела­ли трак­тор гибрид­ным, что­бы он рабо­тал исклю­чи­тель­но на дизель­ном топ­ли­ве! Достав каль­ку­ля­то­ры, Алек­сей с Миха­и­лом под кон­тро­лем бди­тель­ных жур­на­ли­стов счи­та­ют: пусть сред­ний рас­ход дизтоп­ли­ва на вспаш­ке 33 л/ч; объ­е­ма топ­лив­но­го бака 405 л хва­тит при­мер­но на 12,3 часа рабо­ты в поле. При рабо­те на сме­си в соот­но­ше­нии 40 / 60, рас­ход газа на час вспаш­ки соста­вит 13,2 кг/ч, дизтоп­ли­ва – 17,5 л/ч.

«В двух­топ­лив­ном режи­ме при этих пара­мет­рах – мы их полу­чи­ли от наших ита­льян­ских кол­лег, – уточ­ня­ет Алек­сей Сави­нов и про­дол­жа­ет: – трак­тор может рабо­тать чуть боль­ше семи часов. После того как закан­чи­ва­ет­ся газ, про­ис­хо­дит пере­клю­че­ние в дизель­ный режим, и в этом режи­ме на остат­ке топ­ли­ва в баке про­дол­жа­ет­ся рабо­та еще 9 часов. Ито­го сум­мар­но полу­ча­ет­ся око­ло 16 часов авто­ном­ной рабо­ты трак­то­ра, а это почти на четы­ре часа боль­ше, по срав­не­нию с рабо­той исклю­чи­тель­но на дизель­ном топливе».

Финан­со­вую сто­ро­ну вопро­са реши­ли про­счи­тать тут же: цены на дизель и метан извест­ны – 48 руб./л и 18,18 руб./м3 соот­вет­ствен­но. Для пере­во­да в кило­грам­мы кубо­мет­ры умно­жа­ют­ся на 0,68, затем на затра­чи­ва­е­мые на час рабо­ты с плу­гом 13,2 кг, а потом и на цену. В ито­ге за газ, потреб­ля­е­мый за час рабо­ты, запла­тить при­дет­ся 163,18 руб. А 17,5 л дизе­ля по цене 48 руб. соста­вят допол­ни­тель­ные 840 руб. В сум­ме час рабо­ты на сме­шан­ном топ­ли­ве обой­дет­ся хозяй­ству в 1 003,18 руб. Меж тем рабо­та чисто дизель­но­го трак­то­ра потре­бу­ет еже­час­ной инве­сти­ции, рав­ной 1 584 руб. Ито­го раз­ни­ца 580 руб. в поль­зу газо­ди­зель­но­го режи­ма работы.

«Запра­вить бал­ло­ны и бак трак­то­ра по пол­ной сто­ит при­мер­но 22 тыся­чи руб­лей, – вклю­ча­ет­ся в рас­че­ты Миха­ил. – Это на 16 часов авто­ном­ной рабо­ты! Для рабо­ты дизель­но­го экви­ва­лен­та потре­бу­ет­ся при­мер­но 24 тыся­чи руб­лей, но с уче­том доза­прав­ки – он‑то на одном баке толь­ко 12,3 часа пахать в поле может!»

«Про­ве­дя мно­го­крат­ные под­сче­ты, мы при­шли к выво­ду, что эко­но­мия при исполь­зо­ва­нии газо­ди­зель­ной сме­си состав­ля­ет от 11 до 13 %, – резю­ми­ру­ет Алек­сей. – И потом мы рас­че­ты дела­ли для тяже­лых опе­ра­ций – вспаш­ки. Воз­мож­но, на куль­ти­ва­ции или транс­пор­ти­ров­ке авто­ном­ность трак­то­ра смо­жет дости­гать 24 часов – есть осно­ва­ния пред­по­ла­гать такое. Но эти циф­ры нам еще пред­сто­ит про­ве­рить в рос­сий­ских условиях».

Орга­ни­зо­вы­вая пре­зен­та­цию в Бел­го­род­ской обла­сти, пред­ста­ви­те­ли рос­сий­ской CNH Industrial искренне пола­га­ли, что к нача­лу нояб­ря смо­гут завер­шить пер­вые испы­та­ния в поле, одна­ко дожди внес­ли кор­рек­ти­ров­ку: про­вер­ку трак­то­ра про­ве­ли, толь­ко когда выпал пер­вый снег. Для кон­троль­ных испы­та­ний его агре­га­ти­ро­ва­ли с 4‑метровым глу­бо­ко­рых­ли­те­лем. На дан­ном виде работ общая авто­ном­ность соста­ви­ла 12,5 часа, восемь из кото­рых дви­га­тель рабо­тал на сме­шан­ном топ­ли­ве, остав­ши­е­ся 4,5 – на дизель­ном. Ана­ло­гич­ный дизель­ный трак­тор при том же режи­ме экс­плу­а­та­ции пока­зал авто­ном­ность на 24% мень­ше – 9,5 ч.

Реаль­ные циф­ры важ­ны, что­бы убе­дить потен­ци­аль­ных поку­па­те­лей. Выстра­и­вая пла­ны на реа­ли­за­цию гибрид­ных трак­то­ров, пред­ста­ви­те­ли CNH Industrial в основ­ном ведут речь о хол­дин­гах. Вви­ду огра­ни­чен­но­сти чис­ла газо­за­пра­воч­ных стан­ций – «Газ­пром» хоть и обе­ща­ет раз­вить соб­ствен­ную сеть до тыся­чи и более стан­ций, это­го все рав­но будет недо­ста­точ­но – гибрид­ный про­дукт может пред­став­лять инте­рес для хозяйств, рас­по­ло­жен­ных в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от АГЗС или же имен­но хол­дин­гов, кото­рым по силам создать соб­ствен­ную инфра­струк­ту­ру для заправ­ки тех­ни­ки газом.

Несмот­ря на инфра­струк­тур­ные пре­по­ны, рос­сий­ская CNH Industrial рису­ет непло­хие пер­спек­ти­вы газо­мо­тор­но­му направ­ле­нию в нашей стране.

Наш опыт

Потен­ци­аль­ные запа­сы при­род­но­го газа в Рос­сии состав­ля­ют око­ло 40% от обще­ми­ро­вых. Это созда­ет отлич­ные усло­вия для раз­ви­тия дан­но­го аль­тер­на­тив­но­го топ­ли­ва: оно не толь­ко более эко­ло­гич­но, но и более рен­та­бель­но. Пре­иму­ще­ства мета­на уже по досто­ин­ству оце­ни­ли вла­дель­цы ком­мер­че­ско­го транс­пор­та. При про­бе­ге, напри­мер, моло­ко­во­за IVECO Stralis NP в 15 тысяч км за месяц эко­но­мия состав­ля­ет поряд­ка 100 тысяч руб­лей. Одна­ко для каче­ствен­но­го и мас­штаб­но­го пере­хо­да на газо­мо­тор­ное топ­ли­во сель­ско­хо­зяй­ствен­ной отрас­ли нуж­на еще более раз­ви­тая и про­ду­ман­ная инфра­струк­ту­ра. На дан­ный момент к мета­ну при­смат­ри­ва­ют­ся круп­ные агро­пред­при­я­тия с раз­ме­ще­ни­ем АГНКС на сво­ей тер­ри­то­рии. На наш взгляд, инфра­струк­ту­ра мета­но­вых запра­вок будет интен­сив­но раз­ви­вать­ся в Рос­сии в бли­жай­шие годы. В нача­ле на метан пере­клю­чать­ся круп­ные игро­ки рын­ка, а со вре­ме­нем при­род­ное топ­ли­во ста­нет доступ­но так­же сред­ним фер­ме­рам и вла­дель­цам лич­ных под­соб­ных хозяйств. В свою оче­редь мы уже раз­ра­бо­та­ли гото­вое реше­ние для рос­сий­ско­го биз­не­са – гибрид­ный кон­цепт New Holland T7060, кото­рый про­хо­дит тести­ро­ва­ние на полях агро­хол­дин­гов и уже пока­зал свою эко­но­мич­ность в срав­не­нии с дизель­ны­ми ана­ло­га­ми. На дан­ный момент для нас важ­но пред­ло­жить кли­ен­там имен­но тот про­дукт, кото­рый будет соот­вет­ство­вать их ожи­да­ни­ям и сего­дняш­ней бизнес‑модели. А что каса­ет­ся более отда­лен­ных пер­спек­тив раз­ви­тия при­род­но­го газа, то, как пока­зы­ва­ет опыт евро­пей­ских кол­лег, дан­ные тех­но­ло­гии будут все более вос­тре­бо­ва­ны повсе­мест­но в рам­ках цир­ку­ляр­ной эко­но­ми­ки и устой­чи­во­го сель­ско­го хозяйства.

Миха­ил Мура­хов­ский, биз­нес-дирек­тор по сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ке CNH Industrial в Рос­сии и Рес­пуб­ли­ке Беларусь

Читайте также