Эта строчка из незамысловатой детской песенки сопровождала меня на протяжении нескольких дней в Берлине. И тому были причины.
Судите сами: из Москвы нас провожал снегопад, зато в столице Германии светило солнце, зеленела трава. Зелени в городской пейзаж добавляли плакаты с приглашением на «Зеленую неделю» – международную выставку, ради которой тысячи посетителей из разных стран мира (и я в том числе) прибыли в Берлин. Одних только журналистов аккредитовалось более пяти (!) тысяч.
Мировые тренды
Выставка «Зеленая неделя» нынешнего года – восьмидесятая. К юбилею открылся и новый павильон для проведения конференций: представители политики, бизнеса, науки и образования теперь встречаются в City Cube Berlin. На 7‑м Глобальном форуме по продовольствию и сельскому хозяйству обсуждали растущий спрос на продовольствие, сырье и энергию. Является он новым шансом для сельского хозяйства или угрозой продовольственной безопасности?
Можно ли увеличить производство продуктов питания, чтобы накормить растущее население планеты, где по‑прежнему почти миллиард людей голодает, и одновременно смягчить последствия для окружающей среды? Альтернативная энергетика выступает в роли конкурента традиционному сельскому хозяйству, перетягивая на себя ресурсы: земельные, финансовые, людские. По мнению виднейшего аграрного экономиста Харальда фон-Вицке, альтернатив у интенсификации сельского хозяйства попросту нет. Да, определенные площади (кстати, в Европе они стабилизировались) останутся под органическими проектами, но если мир не хочет столкнуться с увеличением числа голодающих, то уже занятые сельским хозяйством площади обязательно должны быть использованы более эффективно. Кстати, увеличение эффективности вовсе не означает «интенсификации» (больше удобрений, больше средств защиты растений и т. п.): рост продуктивности возможен и благодаря внедрению «точных» технологий, достижений генетики.
Но мало накормить людей: современное человечество – особенно в высокоразвитых странах – крайне щепетильно в отношении качества продуктов. Речь не только о гигиене и безопасности для здоровья. Все больше «продвинутых потребителей» задумывается о том, в каких условиях производится продукция, наносит ли это ущерб окружающей среде, в гуманной ли среде содержатся животные, используются ли потенциально опасные методы. Не случайно в период проведения «Зеленой недели» Берлин становится местом протестов.
«Зеленые» на марше
Более пятидесяти тысяч участников акции Wir haben es satt – Whes («Нас достали!») прошли маршем по улицам Берлина. Среди организаторов отметились союзы производителей экологической продукции (Bioland, Demeter, Naturland и др.), природозащитные общественные организации и движения (за Европу, свободную от ГМО, против массового содержания животных), отраслевые объединения (овцеводы, пчеловоды). Стикерами с приглашениями на демонстрацию был оклеен чуть не каждый второй столб в центре города. Особую остроту ситуации придавало соглашение о свободной торговле с США (т. н. TTIP), которое открывает рынки для транснациональных корпораций и ограничивает защиту региональных торговых марок. Организаторы также выступали за отмену либерализации законодательства по ГМО и тендеров на поставки в предприятия общественного питания, ставящих местных фермеров в невыгодное положение. Неудивительно, что эти лозунги находили отклик в душах многих крестьян. Однако были среди участников демонстрации и представители радикальных защитников прав животных, огульно обвиняющих аграриев в создании «фабрик смерти» для животных, массовом использовании антибиотиков и т. п., а потребителей мяса – в соучастии в убийствах. Серия публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях привела к вполне логичному противодействию. Поэтому за три часа до начала демонстрации Whes на площади у Центрального вокзала собрались другие аграрии. Wir machen satt («Мы вас кормим!») – таков был их лозунг. Они требуют немногого: уважения, открытого диалога, научно обоснованных публикаций, а не «жареных фактов».
Об этом же на открытии «Зеленой недели» – за день до демонстрации – в своей эмоциональной и прочувствованной речи говорил президент Крестьянского союза Германии Йоахим Руквид. Фермеры находятся в сложной ситуации: с одной стороны, на фоне высокого мирового урожая и эмбарго на ввоз продовольствия в Россию снижаются цены на сельскохозяйственную продукцию, с другой стороны, на производителей давят потребители, которые нередко получают искаженную информацию о современном производстве. Фермеры выступили с несколькими инициативами: в специальной «крестьянской википедии» Bauernwiki можно получить правдивые ответы о сельском хозяйстве; вместе с представителями торговли разработана система поддержки продуктов, произведенных на предприятиях, обеспечивающих благополучие животных; предлагается много информационных мероприятий и посещений действующих хозяйств. В этом участвовала и «Зеленая неделя»: один из павильонов был выделен под демонстрацию технологий, где горожане могли увидеть современную технику, заглянуть на молочную ферму, посмотреть, как живут поросята. Похоже, что посмотрев на все это, потребители уже не будут верить на слово рассказам об ужасах сельской жизни. Это вселяет надежду на то, что манипулировать общественным мнением будет сложнее. В этом смысле «цвет», вынесенный в название выставки, символичен.
Со вкусом и размахом!
Может быть, не каждый из более чем четырехсот тысяч посетителей выставки так уж интересуется проблемами взаимоотношений между производителями и потребителями. Целью большинства «непрофессионалов» (а их примерно 75 %) является знакомство с кулинарией разных уголков планеты. В этом плане «Зеленой неделе» нет равных: 1658 экспонентов из 68 стран мира – это возможность ежедневно в течение всех 10 дней («самая длинная неделя в году», – как шутят берлинцы) питаться вкусно и разнообразно, ни разу не повторяясь. Удивительно ли, что более двух тысяч автобусов привозят на этот «праздник живота» посетителей из разных уголков Германии. К тому же почти в каждом павильоне устраивались мастер-классы по приготовлению блюд.
В отдельных павильонах размещены Салон цветов, Рынок пива, «Кулинариум», выставка животных: козы, овцы, лошади, коровы. Несколько павильонов были отведены под экспозиции стран. Вопреки слухам российская экспозиция традиционно заняла целый павильон, хотя и выглядела «посвободнее», чем в прошлом году, и привлекала посетителей фольклорной музыкой, олениной, бутербродами с красной икрой и другими деликатесами. Представляли свою продукцию 170 организаций из десяти регионов от Краснодара до Ямало-Ненецкого АО (вдвое меньше чем в 2014 году). Вниманию потенциальных партнеров предлагались инвестиционные проекты, к примеру, создание тепличного комплекса для выращивания томатов и форелевого хозяйства в установках замкнутого водообмена в Оренбуржье, строительство кролиководческой фермы и создание рекреационно-туристического комплекса в Подмосковье. Были заключены на выставке и соглашения, касающиеся, правда, несанкционной продукции или прямых инвестиций: Big Dutchman и Hartmann поставят оборудование на российские птицефабрики, а итальянская «Занирчелли Меканика С.п.А.» и Семикаракорский консервный завод построят в Ростовской области два завода по производству консервов и замороженных продуктов. Жаль, что объем инвестиционных соглашений сократился по сравнению с 2014 годом вдвое, а экспорт продуктов в Россию из одной только Германии к декабрю 2014 года уменьшился почти на четверть (500 млн долларов). Это плохо и для российских потребителей, и для европейских производителей. О возможностях взаимодействия на двухсторонней встрече со своим немецким коллегой Кристианом Шмидтом говорил Николай Федоров. В любом случае, как заявил министр, поскольку санкции были введены в ответ на ограничения, введенные европейскими политиками, именно от них зависит, будет ли зажжен зеленый свет дальнейшему взаимовыгодному партнерству.