delДля молодых родителей это рогатые создания, которыми можно пугать непослушных детей. Для любителей природы – бесстрашное животное, способное карабкаться по горным склонам и взбираться на деревья.
Для жителей глубинки, и не только в России, это «корова бедняка» – неприхотливое создание, с продаж молока которого можно прожить. Для «нового класса образованных горожан, мечтающих стать ближе к земле», как назвал своих единомышленников сыровар Владимир Борев, – пропуск в элитарный круг потребителей (и производителей) козьего сыра «а-ля Франс».
А еще с козами так или иначе связана жизнь селекционеров, ветеринаров, устроителей агротуристических аттракционов… Представителей всех этих кругов можно было встретить в середине октября на IV Международной конференции по козоводству, устроенной компанией «ДеЛаваль».
Не менее разнообразен был и круг обсуждаемых вопросов – от норм кормления и выбора продолжительности лактации до технологии производства сыров и обучения сыроваров. И в течение двух дней в зале бывшей гостиницы «Украина» витал французских дух.
С французским акцентом
В этом году в заявленной тематике «От козы к сыру – это просто» наблюдался отчетливый крен в сторону конечного продукта: каждый третий доклад так или иначе касался сыроделия, к тому же в основном с французским акцентом. О давних традициях козоводства во Франции рассказали собственники двух ферм – Тьери Шевене, который не только производит козье молоко, но и собирает для своей сыроварни молоко из других хозяйств, и Лор Фуржо (ферма «Био дю Шатен»), которая большое внимание уделяет требованиям органического сельского хозяйства. Российским козоводам были показаны светлые дали – высокопродуктивные козы, налаженный сбыт, достойные цены на продукцию, уважение в обществе.
О том, как по похожему пути можно идти в России, рассказали отечественные козоводы. Владимир Борев, создавший в Липецкой области небольшую «крафтовую» сыроварню, где даже дойка осуществляется вручную, два десятилетия прожил за границей, а на отечественном рынке нашел своих потребителей в лице проживающих в России французов. Он и бренд назвал понятно для них – BeuauReve.
Живущая во Франции россиянка Алена Дымченко, собственник козьей фермы в Подмосковье, рассказала, что сделала ставку на прямые продажи продукта посетителям своего агротуристического комплекса «Дикие белки» (НСХ 4/18, с. 71). Как и у В. Борева, производство козьих продуктов здесь нельзя назвать крупномасштабным. Традиционно представила свою сыроварню Мария Коваль (Ярославская область). Крупные игроки «козьего рынка» России – «Лукоз» (Марий Эл, Татарстан) и «УГМК-агро» (Свердловская область) занимаются расширением производства, да и опыт их масштабов едва ли пригоден для массового тиражирования – слишком велики первоначальные инвестиции.
Полезным был опыт зарубежных коллег – генеральный директор Ассоциации козоводов и овцеводов Израиля Ами Амитзур рассказал, как формировалась отрасль в условиях ограниченных природных ресурсов, отсутствия господдержки и полной открытости страны импорту. Несмотря на это, по крайней мере в интенсивном овцеводстве, удалось не только уверенно занять свое место на местном рынке, но и пойти дальше. Под торговой маркой «Пастбища Эдема» израильтяне успешно продают свою продукцию даже в США.
Коллега А. Амитзура – президент Австрийского общества козоводов Йозеф Штокль – представил участникам конференции продуманную систему учета, идентификации и селекции в Австрии.
И о технологии
В течение двух дней прозвучало и несколько докладов, успешное освоение которых, по-моему, давало право на получение зачета по дисциплине «Технология производства козьего молока». В полноценной лекции Жерома Депре из компании Bocavet (Франция) были освещены все аспекты технологии – от организации окотов до оценки коз, от кормления до ветеринарии.
Большой вопрос, стоящий перед молочными козоводами, – как часто получать от козы приплод? И здесь практики не едины во мнениях: где-то первая лактация может длиться от 15 месяцев до 6 лет, как в некоторых хозяйствах Израиля, а кто-то предпочитает ежегодные окоты, потому что придерживается концепции расширенного воспроизводства.
Треть успеха, по мнению Ж. Депре, заложено в кормлении. И здесь перед козоводами тоже богатый выбор: кто-то скармливает полнорационные кормосмеси, где-то отказываются от силоса («молоко становится кислым, это плохо для сыроделия» – Л. Фуржо). Все тонкости кормления изложил уже хорошо знакомый россиянам Пит Байман, Нидерланды: его часовой доклад прозвучал на излете первого дня конференции.
По-разному можно относиться и к генетике. Никто не спорит с тем, что отечественные породы не в состоянии конкурировать с зарубежными – в первую очередь зааненской – по молочной продуктивности и пригодности к машинному доению (как ни крути, а без доильных аппаратов не обойтись!). Но завоз животных из многих стран сопряжен с ветеринарными рисками, а порой и вовсе невозможен – если не согласован экспортный сертификат. Поэтому новым козоводам открыты четыре пути – покупать животных в благополучных странах, ориентироваться на предложения местных крупных хозяйств, вести поглотительное скрещивание («Это долго и дорого» – А. Дымченко) либо… Идеальное решение предлагает биотехнология: о преимуществах отработанной методики пересадки эмбрионов рассказал Андрей Журавлев, генеральный директор «Русгентехнология». Невысокие цены на местных беспородных коз позволяют сформировать крупное стадо реципиентов и после пересадки трансплантации получать от них чистопородных животных любой из выбранных пород.
Технические решения для козоводства представил менеджер по работе с ключевыми клиентами по решениям для козоводческих и овцеводческих ферм компании «ДеЛаваль» Александр Кожедуб. Он подробно описал все сферы козоводства, нуждающиеся в «учете и контроле» – от идентификации отдельных животных до приборов для контроля доения. Данные из многочисленных источников способна аккумулировать и представлять для анализа и оценки программа DelPro, которая доступна и отечественным козоводам.
Все это будет носиться?
Ну, хорошо! Ни оборудование, ни знания не являются для вступающих в отрасль козоводов лимитирующим фактором. Что же ограничивает рост отрасли в условиях рыночной экономики? Даже внутри Европы существуют различия между странами. В Нидерландах местный спрос ориентируется в основном на мягкие и полутвердые сыры, но большая часть сырья все же продается за рубеж. Однако в этой стране преобладают крупные интенсивные фермы (320 тысяч дойных коз со средней продуктивностью 1154 кг за год содержатся всего в 365 молочно-товарных фермах).
Во Франции, где много мелких фермеров-козоводов, выжить за счет продажи молока перекупщикам невозможно – на рынке остаются только те, кто способен предлагать (желательно напрямую потребителю) продукты с высокой добавленной стоимостью. Не случайно в этой стране производится около 100 тыс. тонн козьих сыров, при этом на экспорт идёт лишь 10%.
А как будет в России? Ответ на этот вопрос попытался дать Алексей Груздев из компании «Стреда Консалтинг». Пока из 15 млн мирового производства козьего молока лишь 250 тыс. производится у нас, да и то «по экспертным оценкам».
Вице-президент компании «ДеЛаваль» Николай Тимошенко видит в этом отличные шансы для наших козоводов: «Статистика говорит о росте популярности молочного козоводства и спроса на продукты сырного производства». Эксперты утверждают, что козоводство «прирастает» либо в странах с невысокими доходами населения, как в Индии, Бангладеш («корова бедняка», помните?), либо там, где развита культура потребления продуктов козьего молока, в первую очередь сыров.
В России мы отмечаем одновременно обе тенденции: 90% валового производства приходится на скрытый рынок ЛПХ, в то же время в последние годы «выстрелило» несколько крупных проектов, поставляющих товар через «дорогие» сети («ВкусВилл», «Азбука Вкуса»), фермерские магазины, фирменную розницу и интернет, – подчеркнул Алексей Груздев. Сопоставимый с голландскими фермами масштаб имеют не более десятка российских ферм, и большинство из них имеют собственную переработку. Но и у них количество потребителей ограничено: к дорогим козьим сырам в России у многих нет привычки, а у большинства – еще и денег. Этот сегмент, по признанию самих сыроделов, может «схлопнуться», стоит только отменить «контрсанкции».
Пока же государство отрасль поддерживает – козоводство популярно в программах господдержки семейных ферм и начинающих фермеров. Крупные хозяйства могут рассчитывать на компенсацию инвестиционных затрат. Подтвердил «приоритетность» козоводства и посетивший конференцию глава Минсельхоза Московской области Андрей Разин – по крайней мере в регионе уже есть рынок для продукции.
Куда же пойдет товарное молоко из новых растущих проектов? Направлений несколько. Во-первых, это сегмент детского питания. На этом пути основное препятствие – отсутствие платежеспособного спроса, а рассчитывать на то, что государство реанимирует программу «Школьное молоко» да еще заменит в ней коровье молоко в 3 – 4 раза более дорогим козьим, – наивно. Так что этот вариант «сработает» только в сочетании с ориентиром на экспорт: «поблизости находится крупный потребитель этого сегмента – Китай». Однако тут придется поработать на имидж, ведь на мировом рынке детского питания собственного лица у России пока нет. Второй путь – экспорт продуктов переработки без привязки к категории потребителей.
Но и тут будет непросто – традиционные рынки «без боя» никто не отдаст, а на новых – как и на собственном – еще придется вырастить своего ценителя.
Ставим задачи
Так что тактическая задача, стоящая перед козоводами, по мнению А. Груздева, – «выиграть войну за место на полке и за представленность продукции». А уж со стратегией каждому придется определиться самостоятельно. В конце концов, козы для каждого имеют свое значение. Кто-то со своим продуктом получает пропуск в мир бизнес-элиты, кто-то обеспечивает низкоаллергенным продуктом свою семью и друзей, кто-то в козоводстве находит занятие по душе, не оставляющее времени для скуки, кто-то просто зарабатывает деньги. Но каждый найдет что-то полезное в доступной видеозаписи конференции на онлайн-ресурсах «ДеЛаваль».